Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, реферат
Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще
Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще масштабней, чем действующая? На эти и другие вопросы ответил заместитель министра энергетики Беларуси Михаил МИХАДЮК во время онлайн-конференции.
Дмитрий Колосов, Минск: Сколько средств планируется направить на реализацию госпрограммы модернизации белорусской энергосистемы в 2010-2011 годах? Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных проектах по развитию электроэнергетики.
Михаил Михадюк: За 2006-2009 годы на реконструкцию и строительство объектов энергосистемы направлено $2 152 млн. Объемы финансирования в 2006 году составили $402 млн., в 2007-м – $481 млн., 2008-м – $660 млн., 2009-м – $609 млн. Таким образом, по сравнению с 2006 годом инвестиции в последние два года увеличились более чем в 1,5 раза. В 2010 и 2011 годах на модернизацию основных производственных фондов белорусской энергосистемы (без учета строительства АЭС) планируется направлять ежегодно порядка $610 млн. При этом привлечение иностранных инвестиций может составить около $530-540 млн. В числе важнейших проектов – модернизация энергоблока №5 Березовской ГРЭС с установкой газовых турбин и увеличением мощности на 65 МВт, реконструкция Минской ТЭЦ-2 с созданием двух парогазовых блоков мощностью 32,5 МВт каждый, замена турбины №2 на Витебской ТЭЦ, строительство мини-ТЭЦ в Речице мощностью 5 МВт, работающей на местных видах топлива. Ввод всех этих объектов запланирован в текущем году.
В 2011 году намечено
ввести новый парогазовый энергоблок
мощностью 399 МВт на Минской ТЭЦ-5,
газовую турбину 110 МВт на Гродненской
ТЭЦ-2, Гродненскую
жилья.
В целом, в результате выполнения данных проектов будет введено 725,5 МВт электрической мощности. Их эксплуатация позволит экономить около 300 тыс. т условного топлива в год, что эквивалентно экономии $40 млн. валютных средств, и замещать ежегодно около 70 тыс. т у.т. импортируемых энергоресурсов. А всего за 2006-2010 годы в результате проведенной работы по техническому перевооружению отрасли и повышению эффективности производства в энергосистеме будет сэкономлено более 1 млрд. куб. м природного газа. Значительно повысится и надежность энергоснабжения потребителей.
Валерий Брусков, Минск: Подготовлен ли уже проект программы модернизации белорусской энергосистемы на следующее пятилетие? Будет ли новая программа еще масштабней, чем действующая? На каких направлениях планируется сделать
акцент?
Михаил Михадюк: В настоящее время в рамках реализации Концепции энергетической безопасности Министерство энергетики разрабатывает Государственную программу модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы на 2011-2015 годы. Этот период предшествует главному событию в белорусской энергетике – вводу в эксплуатацию в 2016 и в 2018 году энергоблоков атомной электростанции. Для обеспечения надежной работы энергосистемы после ввода АЭС необходима уверенность в работоспособности существующего оборудования и наличие необходимого и достаточного резерва мощности, который будет задействован на время регламентных остановов ядерных
энергоблоков.
Для этого в период с 2011 по 2015 годы в целях повышения надежности и экономичности работы существующих энергоисточников планируется модернизация и реконструкция оборудования с повышением эффективности, в том числе на Гродненской ТЭЦ-2, на Минской ТЭЦ-5, Минской ТЭЦ-4 и Бобруйской ТЭЦ-2. Намечена также установка генерирующего оборудования на котельных в Борисове и Могилеве, строительство блоков ПГУ на Лукомльской и Березовской ГРЭС с одновременным выводом из эксплуатации неэффективного оборудования на данных станциях. В целях диверсификации топливного баланса энергосистемы в настоящее время прорабатываются вопросы строительства Зельвенской электростанции, работающей на угле, в составе двух энергоблоков по 460 МВт, один из которых будет работать на экспорт электроэнергии.
Ввод в перспективе
запланированных мощностей
Василий Фролов,
Минск: Беларусь и Россия разрабатывают
совместную программу по взаимодействию
в сфере топливно-
Михаил Михадюк: Действительно, Министерства энергетики Республики Беларусь и Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями разработали проект Программы расширения белорусско-российского сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Целью данного документа является осуществление в среднесрочной перспективе согласованного комплекса мероприятий, направленных на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газо- и нефтехимической отраслях, газовой сфере, электроэнергетике, атомной энергетике, в сфере повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. Реализация программы будет содействовать укреплению энергетической безопасности Беларуси и России, обеспечению потребности внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах, расширение экспортного потенциала и устойчивому росту национальных экономик на основе эффективного использования энергии.
Предусматривается, что сотрудничество будет осуществляться в результате гармонизации энергетической политики Беларуси и России, выполнения совместных энергетических проектов. Предполагается разработка инструментов, регулирующих совместную внешнеэкономическую деятельность, в том числе подготовка соглашений и совместных программ по различным сферам деятельности в ТЭК.
При подготовке проекта программы белорусская сторона основывалась на принципе создания равных условий для субъектов хозяйствования России и Беларуси, заложенном в Договоре о создании Союзного государства, а также на договоренностях, достигнутых в рамках Союзного государства, СНГ и ЕврАзЭС. Проект программы одобрен Президиумом Совета Министров Беларуси. 28 октября 2009 года документ был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Совета Министров Союзного государства. 10 декабря вопрос о программе рассмотрен на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. В настоящее время ведется доработка проекта программы по трем неурегулированным вопросам в газовой и нефтяной сферах. Наиболее принципиальным из них для Беларуси является вопрос ценообразования на поставку в республику российского природного газа на основе принципа равнодоходности при формировании Российской Федерацией внутренних и экспортных цен на газ.
Выполнение программы позволит обеспечить перевод дву-
стороннего торгово-
Ирина Яковлева, Минск: В Беларуси начато создание новой отрасли – ядерной энергетики. Какие экономические выгоды принесет республике реализация этого проекта?
Михаил Михадюк: В Беларуси планируется построить атомную электростанцию в составе двух энергоблоков общей мощностью около 2,4 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году и второго – в 2018 году. Строительство АЭС позволит укрепить энергетическую безопасность страны, снизить себестоимость производства электроэнергии, а, следовательно, и рост тарифов на ее отпуск. Уменьшатся выбросы парнико-
вых газов, будут выведены из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности. Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4-5 млрд. куб.м. Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25%, в то время как на обычных электростанциях – около 70%. В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цента на 1 кВт.ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 году эта величина составила 5,63 цента на 1 кВт.ч. Таким образом, рост цен на урановое сырье (оно в топливной составляющей 8-10%) не приведет к значительному росту тарифов, как при росте цен на органическое топливо. Следует также отметить, что строительство атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС. Выполнение заказов для АЭС позволит поднять технический, технологический уровень промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом.
По материалам БЕЛТА