Этнокультура народов мира и этнотуризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы этнографического туризма;
- проанализировать состояние этнографического туризма России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Этнокультура ………………………………………………..4
Этнокультура народов мира……………………………………..4
Россия как тип культуры. Особенности русской культуры……6
Глава 2. Этнотуризм………………………………………………….13
2.1 Этнографический туризм, как разновидность современного
туризма………………………………………………………………..13
2.2 Этнографический туризм в России………………………………18
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………24

Файлы: 1 файл

этнокультура.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Сочинский государственный университет»

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Сочинский государственный университет» в г. Нижний Новгород Нижегородской  области

Факультет: менеджмента, туризма и  физической культуры

Кафедра: Социально – гуманитарных наук

Дисциплина: Этнокультура народов мира и этнотуризм .

Контрольная работа

Этнокультура народов  мира и этнотуризм.

                                                                         Выполнила студентка II курса заочной

                                  

                                                                            

Нижний Новгород

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Этнокультура ………………………………………………..4

    1. Этнокультура народов мира……………………………………..4
    2. Россия как тип культуры. Особенности русской культуры……6

Глава 2. Этнотуризм………………………………………………….13

2.1 Этнографический туризм, как разновидность современного

 туризма………………………………………………………………..13

2.2 Этнографический туризм в России………………………………18

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Туризм имеет большое  значение как для государства  в целом, так и для отдельной  личности. Культурное самовыражение  народа, его история, традиции, обычаи всегда вызывали и вызывают интерес. Природная любознательность туриста  в отношении различных уголков  мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных  туристских мотивов.

Туризм – наилучший  способ знакомства с культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории  и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решить туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции  туризма. Поэтому желание познакомиться  с особенностями культуры различных  регионов мира все чаще побуждает  людей отпуск в путешествии. Знакомство с культурой и обычаями разных народностей обогащает духовный мир человека, способствует расширению кругозора.

Познакомиться с культурой  и обычаями страны помогает этнографический  туризм, основой которого является культурно – исторический потенциал  страны, включающий всю социокультурную  среду – с традициями и обычаями, особенностями бытовой хозяйственной  деятельности.

Развитие данного вида туризма является очень перспективным  для России, так как наша страна обладает уникальным культурным и этнографическим  наследием.

На сегодняшний день весьма актуальна практическая значимость внедрения анимационных программ в  этнографический туризм.

Цель работы – изучить  особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке.

Задачи:

- рассмотреть теоретические  основы этнографического туризма;

- проанализировать состояние  этнографического туризма России.

 

 

 

Глава 1. Энокультура

1.1 Этнокультура  народов мира.

    Этнокультуру можно представить в качестве модели, приемлемой для изучения межличностного, культурно — цивилизационного, межэтнического, взаимодействия.

       Этнокультура как форма жизнедеятельности людей, охватывает все направления развивающегося этноса, начиная от социально-экономических до духовно-нравственных ценностей. Язык является главным хранителем духовных ценностей. Для каждого народа он служит уникальным источником и методом познания своей истории. Своеобразие культуры, традиций и обычаев народа познается через язык. Каждая этнокультура за многовековую историю создала вечные духовные ценности, такие, как пословицы, поговорки, предания, песни, сказки, которые передаются из одного поколения в другое. Таким образом, язык является носителем и хранителем бесценного этнокультурного феномена, его национальной идеи.

        Исследуя вопрос взаимосвязи различных этносов, необходимо рассмотреть проблему этнокультурных связей как одного из факторов, который способствует формирования национального и культурно-эстетического сознания.

       Этнокультурные связи в условиях обновления общественной жизни имеют большое значение, когда национальное самосознание и национальная идея становятся основой самоуправления, выражения духовного в общественно-политической жизни суверенных государств. Национальное возрождение и проблемы национальной культуры на прямую связаны с обновлением общества. В их основах заложены реальные возможности раскрытия и воплощения творческого потенциала этнокультуры. Культурные связи всегда отражали взаимопонимание наций, их мораль и общепринятые нравственные начала. «… история человечества насыщена историей контактов и смешений различных в антропологическом, языковом и культурных отношениях этнических групп, - говорил Р. Ф. Итс, - что нет и не может быть абсолютно чистых этносов, не впитавших черты культуры и физического типа других»

       Сегодня информационная революция становится мощным позитивным фактором воздействия на сознание, менталитет людей, этносов, народов, на мотивацию их действий и поведение, актуализируя этническую идентичность. Рассматривая данный процесс, А.Ю. Хоц пишет, что "это обстоятельство диктует необходимость комплексного философского анализа взаимодействия двух фундаментальных основ современного социокультурного процесса – информационной революции и этнокультурного возрождения".

        Современное развитие телекоммуникационных систем и технологий ведет к интенсификации межкультурных контактов как непосредственных, так и опосредованных современными СМИ, в которых визуальное превалирует над словесным, формальное отступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, главным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через чувственное погружение, стимулирование эмоциональной потребности в данном культурном продукте.

        Происходит отбор лучших образцов деятельности в различных сферах коммуникации, информационный выбор. При этом выборе человек подсознательно попадает под влияние потока информационного поля. Под информационным полем, по мнению Л.В. Скворцова "следует понимать то пространство, в котором действуют носители информации, способные вызвать её восприятие, индуцировать тип образа жизни и определенную направленность действий и можно говорить о самодостаточности информации как феномене влияния". "Изменения, вызванные воздействием информационной революции, приводят не к разрушению этнической компоненты культуры, а, наоборот, к ее активной актуализации и приспособлению этнических структур к новым коммуникативным условиям". Точнее информационное поле выступает своего рода общей основой, в которую одновременно погружаются все локальные культуры, причем условием общения становятся определённые законы данного информационного пространства. Этнокультуры адаптируются уже не друг к другу в рамках межкультурного общения, а к единому информационному пространству, как некому "метаязыку" диалога.

        Общее пространство диалога и компромисса между различными участниками коммуникационных процессов имеет вполне очевидные пределы. Этносы, включенные в глобальные коммуникационно – информационные сети, существуют в основном в привычном для человека измерении и соотносят свои интересы с локальной системой социальных связей. Это одно из средств поддержания идентичности в современных условиях быстро меняющейся реальности. Информационное пространство в буквальном смысле вынуждает их вести диалог между культурами по своим законам и правилам, которые не носят локального (однокультурного) характера. По мнению Д.С. Берестовской "Процессы глобализации, затронувшие область культурных связей между странами, сделали межкультурную коммуникацию, диалог и полилог культур неотъемлемой частью существования человеческого сообщества". " Культуры как бы погружаются в иную внешнюю среду, которая пронизывает межкультурные диалоги, создавая предпосылку для Интегрального Диалога и для замыкания его в Единой Информационной системе. Культура растворяется в этом в информационном пространстве. Революция в сфере информатики и коммуникационных средств создает невиданные ранее возможности для контакта разных культур".

        Перспективы присутствия этнокультур в медиа – пространстве очевидны, это мощное движение вперед, особенно по сравнению с перспективой унификации, забвения и гибели культуры. Развитие информационного пространства ведет к интенсификации межэтнических контактов как непосредственных, так и опосредованных современными СМИ. Это, в свою очередь, активирует этническую идентичность, решает проблемы, связанные с воспоминанием представителей этнокультур, живущих вдали от дома. Наблюдается тенденция, в ходе которой многие народы реализуют стремление к утверждению этнической индивидуальности за счет сохранения и культивирования своей самобытности. Сегодня информационная революция является сильным фактором воздействия на менталитет людей, этносов, народов, цивилизаций, на мотивацию их действий и поведение.

       Не решая социальных проблем напрямую, информатизация производит глубочайшие изменения социокультурных институтов, которые организуют порядок межличностного и межкультурного взаимодействия поколений, управляют механизмами культурного наследования. В нарастающей активности информационного обмена между представителями культур, в условиях совершенствования технических средств коммуникации формируется новый тип культуры, в котором изменению подвергаются практически все исторически освоенные формы информационного взаимодействия.

        Из всего выше сказанного можно сделать выводы. Этнокультуры имеют способность адаптироваться в условиях информационного обмена и компьютерно – информационных технологий. Наполняя информационное поле, осуществляя межкультурные коммуникации представители этнокультур способны создавать позитивные образы средствами виртуального "метаязыка" общения. Современные СМИ становятся одним из инструментов становления гармоничного поликультурного, интегрального информационного общества. На примерах общечеловеческих ценностей, представленных в опыте взаимодействия этнокультур возможно формирование гуманистического менталитета, воспитания поколений XXI века в духе культуры мира и ненасилия, что создаст дополнительные предпосылки для предотвращения столкновений государств и цивилизаций, укрепляя их сотрудничество и партнерство.

 

1.2 Россия как  тип культуры. Особенности русской  культуры.

 

       Культура России – культура русского народа, которая сложилась в начале на восточно – славянской основе в виде культуры древнерусской народности (VIII – IX в.в.), а с 14 века и по настоящее время представлена великорусской, белорусской украинской культурами. Это изначальное и наиболее характерное для русского народа восприятие своей культуры.

      Существует  и два иных подхода к определению понятия культура России – сужающее и расширяющее.

      Первое  резко противопоставляет Русь-Украину и того позднего образования, которое сложилось собственно в России. Второе, характерное для настоящего времени: Россия – совокупность множества национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой (здесь не смешивается культура русского народа и культура России – пояснить).

    В христианском  мире культура России – одна их трех наиболее значимых (византийской и  западно-христианской).

    Складывалась  русская культура (примерно до  XI – XII в.в.) в условиях государственной консолидации, объединения восточно – славянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазары, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей. Воздействовал также на язычников-славян христианский мир, прежде всего, Византия. Христианизация Руси (X в.) – решающий рубеж в оформлении древне – русской культуры, характерными чертами которой стали: письменность, образованность, книжность, высокое развитие богословской, исторической и художественной литературы, а также архитектуры и живописи. После XIII века единая русская культура развивается по трем руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия ). В это время сохраняется византийский след, но в то же время идет тесное взаимодействие с Востоком (Орда) и Западом (Ливонский орден, Польша, Литва). XIV – XV в.в. –расцвет культуры России (Московское царство), затем – Смута (однако, помимо, негативных тенденций, были и позитивные – подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания). С XII в. и до наших дней – «новый период» в русской культуре: период «Европеизации», «Универсализации», неуклонного нарастания секуляризации (освобождения от церковного влияния) и даже атеизма (в советское время) и – одновременно возврата к христианству и православной духовности (в настоящее время).

 

Культура России в системе Запад-Восток.

 

    Россию  считают либо принадлежащей к Западу или Востоку, либо имеющей свою специфику и потому не совпадающей с ними. Впервые проблема была заявлена  П.Я.Чаадаевым в «Философских письмах» (1-я пол. XIX в.). Там отражалась полемика западников и славянофилов. Первые утверждали, что Россия принадлежит в европейской культурной традиции. Вторые: Россия – самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Чаадаев высказывает мысль и том, что Россия могла бы стать мостом между Западом и Востоком, т.е. поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.

Информация о работе Этнокультура народов мира и этнотуризм