Возвращаясь
к этническому туризму, необходимо
сказать, что иногда его называют
также этнографическим, поскольку
этнография («народоведение») –
это наука, изучающая культурные
и бытовые особенности разных
народов мира, а в данном случае
турист непосредственно знакомится
с этими особенностями и в определенной
мере изучает их.
Виды этнографического
туризма.
Этнографический
туризм может быть представлен
двумя основными видами.
Во-первых,
это посещение существующих поселений,
сохранивших особенности традиционной
культуры и быта определенных
народов. Указанные поселения
можно назвать демонстрационными
или показательными, и они бывают
как постоянные, так и временные
(например, стоянки кочевников-скотоводов
или бродячих охотников и собирателей).
Туристические маршруты, проходящие
через такие поселения, существуют
во многих странах. Так, популярным
видом отдыха в Египте является
сафари по пустыне на джипах,
во время которого туристы
посещают стоянки бедуинов и
знакомятся с их кочевым укладом жизни.
Одной
из целей поездки в латиноамериканское
государство Перу для многих
туристов является желание соприкоснуться
с традиционным бытом коренных
жителей страны – индейцев. Для
этого туристы отправляются в
глубинные районы страны –
в частности, в джунгли бассейна
Амазонки. В данном случае четко
прослеживается сочетание этнографического
туризма с экологическим. Аналогичные
маршруты проложены в горах
Северной Индии и Северного
Таиланда, во внутренних районах
Австралии и на островах Океании.
И в некоторых сельских поселениях
различных стран Европы население
иногда использует национальную
одежду, привлекая тем самым туристов.
Часто в разных регионах мира туристы
становятся свидетелями и даже участниками
красочных традиционных праздников и
фестивалей. Посещая традиционные поселения,
туристы с удовольствием приобретают
в качестве сувениров различные изделия
местных умельцев, пробуя блюда национальной
кухни.
Во-вторых,
этнографический туризм включает
в себя знакомство с музеями
народного быта. Особый интерес
вызывают этнографические музеи
под открытым небом, в которых
содержатся образцы традиционной
архитектуры, предметы быта и
проводятся национальные праздники.
При этом человек может своими
глазами увидеть предмет, принадлежащий
к той или иной культуре
и эпохе, узнать о его деловом
и символическом назначении, иногда
даже потрогать его и ощутить
причастность к культуре своего
и других народов.
Первый
такой музей под открытым небом
был создан в 1891 году в Швеции.
Он получил название Скансен.
В нем собраны все традиционные
постройки со всей Швеции,
проводятся фестивали и демонстрируются
национальные танцы.
Итак, благодаря
этническому туризму человек
получает возможность увидеть
традиционные жилищные и хозяйственные
постройки, местных жителей в
национальной одежде, а также
принять участие в традиционных
праздниках, попробовать блюда национальной
кухни и купить в качестве
сувениров предметы традиционного
быта. Вернувшись из поездки, туристы
показывают своим родственникам
и знакомым приобретенные изделия,
делятся впечатлениями об особенностях
культуры этносов посещенного
региона. Все это в целом
способствует укреплению толерантного
отношения между представителями
разных этносов.
Одним
из направлений этнографического
туризма является аборигенный
туризм – это этнографический
туризм с участием (вовлечением)
представителей коренного населения.
Для
разработки программ по развитию
данного направления в туризме
и организации конкретных маршрутов
по местам проживания коренных
малочисленных народов важным
является этап подготовки.
Необходимо
собрать все имеющиеся материалы,
документы, программы и планы
по развитию туризма в проектных
территориях; рассмотреть социально-экономическое
положение района; дать оценку
инвестиционных возможностей развития
устойчивого этнографического туризма
и сформировать пакет инвестиционных
предложений в виде базы данных;
изучить спрос на услуги этнографического
туризма; создать партнерскую
сеть различных организаций, заинтересованных
в развитии этнографического туризма.
Кроме
того, следует провести комплекс
маркетинговых исследований
по оценке возможностей развития
устойчивого этнографического туризма
силами национальных общин, а
также определить степень готовности
и возможностей общин коренного
населения использовать потенциальные
ресурсы этнографического туризма
и развивать на своих территориях.
Естественно
невозможно реализовывать проект
без соответствующих специалистов,
что обусловливает необходимость
подготовки квалифицированных специалистов
в области этнографического туризма
из числа местного населения.
Этот
вид туризма будет востребован
в будущем в связи с его
уникальностью и неповторимостью,
так как в настоящее время
этническое разнообразие сокращается
со скоростью, соизмеримой с
темпами утраты биологического
разнообразия. Коренные малочисленные
народы являются носителями уникальной
культуры и системы хозяйствования,
поэтому развитие этнографического
туризма перспективно в комплексе
с развитием экологического туризма
на территориях их традиционно проживания.
Этнографический
туризм может рассматриваться
как одно из возможных стратегических
направлений сохранения и развития
экономики традиционного хозяйства.
Развитие этнографического туризма
должно способствовать сохранению
культурного наследия и являться
фактором устойчивого развития
территорий проживания.
Главная задача проектов по
развитию этнографического туризма
направлена на то, чтобы уберечь
процесс развития экологического
и этнографического туризма от
непродуманных, сиюминутных тенденций,
придать ему устойчивость –
прежде всего, посредством активного
вовлечения коренных малочисленных
народов в сферу туристского бизнеса.
Гарантией
стабильности и эффективности
проектов развития туристского
бизнеса и устойчивого развития
в более широком смысле
станет самостоятельное руководство
реализацией проектов представителями
коренных малочисленных народов.
2.2 Этнографический
туризм в России.
Россия
располагает огромным потенциалом для
всех видом туризма, в том числе и этнографического
туризма. У нее есть все необходимое –
огромная территория, богатое культурное
и историческое наследие. В богатой истории
России в разные времена оставляли свои
следы викинги, древние славяне, монголо
– татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы,
греки и другие народы. Наши предки наследовали
от них внешность, веру, разные культуры,
языки и традиции. Это стимулирует
развитие этнографического туризма –
делает современных россиян и граждан
других государств интересными друг другу.
Важнейшая
задача этнокультурного туризма в ближайшие
десятилетия – необходимость расширения
потоков туристов в центральную зону европейской
части России, характеризующуюся наиболее
высокими социально – экономическими
показателями.
Бесспорное
конкурентное преимущество Центральной
России перед такими богатыми этнокультурными
ресурсами макрорегионами, как Поволжье,
Урал или Русский Север, - имидж исторического
очага становления этноса, наличие многих
широко известных известных центров народной
культуры.
Формирование
регионами имиджа неповторимых и уникальных
туристских центров этнографического
туризма требует активной пропаганды
тысячелетнего этнокультурного единства
и многообразия различных народов страны.
Этнографические
деревни зачастую не располагают необходимым
штатом научных сотрудников, соответствующей
информационной базой, не имеют благоприятного
транспортно – географического положения.
Постепенно
возрастает число туров на Русский Север,
Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно
совмещены элементы экологического, этнографического
и агротуризма, свидетельствует о больших
шансах на успех подобного рода программ
и в других регионах страны.
В настоящее
время отечественный этнографический
туризм не достиг уровня развития,
соответствующему его богатейшему
ресурсному потенциалу.
На современном
туристском рынке отсутствуют
профессиональные организаторы, специализирующиеся
исключительно или преимущественно
на этнографических и ностальгических
турах. Более того, в последние
годы многие эксперты отмечают
некоторое снижение интереса
к внутреннему этнографическому
туризму.
На этом
фоне впечатляют довольно высокие
темпы увеличения въездного и
внутреннего этнографического туризма
во многих регионах Европейского
Севера, Дальнего Востока, Восточной
Сибири. Так или иначе, но доля
этого вида путешествий в структуре
национального туризма по –
прежнему не превышает нескольких
процентов.
По уровню
туристского предложения, учитывающего
неравномерность распределения
туристских ресурсов на территории
страны, а также различный уровень
развития туристской инфраструктуры
и кадрового потенциала, районы
страны могут быть распределены
следующим образом:
- Районы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт – Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
- Регионы со средним уровнем туристского продукта – Северо – Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево – Черкесия и Кабардино – Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты – Мансийский автономный округ;
- Регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца – Иосифа), Дальневосточный регион ( Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь ( Алтай, Красноярский край и др.), Тува ( п. Кунгуртук, озеро Тере – Холь, крепость Пор – Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах туристский продукт только начинает появляться.
Одной
из актуальных проблем является
проблема транспортной составляющей
в обеспечении дальнейшего развития
туризма в России. Это относится
к авиа-, железнодорожному, водному
и автосообщению, строительству
автомобильных дорог.
На сегодняшний
день почти в каждом регионе
России получают развитие проекты
в области этнографического туризма.
Так на территории Краснодарского
края у всех желающих появилась
возможность ближе познакомиться
как со своей национальной
культурой, так и погрузиться
в традиции других народов
Кубани. В анапском селе Гай
Кодзоре открыт культурный армянский
центр «Арин – Берд», где
все приезжие смогут познакомиться
с историей и культурой одной
из самых больших диаспор на
Кубани. На территории Анапского
района существует парк «Добродея».
В состав данного парка входит
этнографическая композиция «Казачье
подворье» представленное в виде
казачьего музея, где всем желающим
рассказывают об истории и
традициях казачества на Кубани.
В Крымском
районе Краснодарского края открыт
этнический культурно – развлекательный
центр «Кавказские легенды», в
котором гостей знакомят с
черкесскими обычаями и фольклором.
Аналогичные
проекты развиваются в Пермском
крае, они знакомят жителей и
гостей региона с живой самобытной
культурой коренных народов Прикамья.
В Нижегородской
области предлагают уникальное
путешествие по загадочным и
малоизученным заволжским местам
силы, осознанное исследование взаимосвязи
внутреннего пространства и окружающего
мира через красоту природы, познание
национальной культуры и быта, освоение
ремесел.
На Чукотке
стоит только попасть в дом
к оленеводу, охотнику как моментально
вливаешься в традиционный уклад.
И за долгими утренними и
вечерни «чаепитиями» пропитываешься
их стилем жизни, переживаешь
их захватывающие тундровые или
морские истории, и просто становишься
частью Чукотки на некоторое
время.
Наличие
такого количества крупных проектов
говорит о том, что в настоящий
момент интерес к традиционной
культуре народов, их языкам, обычаям,
обрядам, истории постоянно растет.
И на сегодняшний день строительство
субъектов этнического стиля
является перспективным направлением
развития в туризме России.