Факторы туристской привлекательности Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое многовековое прошлое региона, множество ключевых, часто трагических событий, происходивших в различные эпохи, оставили мощный пласт исторического наследия. На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, из них более 300 федерального значения. Курганы, крепости, замки, дворцы и парки, другие объекты, в том числе и современные, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям. Значительная часть наследия сосредо

Файлы: 1 файл

факторы тур-й привлекательности города санкт- петербург.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

 

Всем выездным и въездным туризмом занимаются чуть больше 300 туристских фирм, из которых около 200 являются туроператорами и остальные турагентами. Санкт-Петербургская туристская фирма «Нева» является одним из крупнейших туроператоров России.

 

2. Анализ притягательности  Санкт-Петербурга

 

 

2.1 Методика анализа

 

 

Ежегодно Санкт-Петербург  посещают около 3,5 млн. туристов, доход  от которых составляет почти 1300 млн. евро. Количество туристов гораздо больше, чем у конкурирующих с ним Стокгольма и Хельсинки, находящихся в почти аналогичных географических и климатических условиях, но гораздо меньших городах. Тем не менее, доходы, получаемые от туристов, выше и в Стокгольме, и в Хельсинки, поскольку факторы притягательности для туристов там более многообразны.

 

В сравнении с крупнейшими  туристическим городами Европы - Парижем  и Лондоном число туристов в Санкт-Петербурге составляет 20%, а доход от них менее 10%.

 

Самыми значительными  факторами притяжения в Санкт-Петербурге являются его культурно-исторические достопримечательности, в части  которых он конкурирует с Лондоном и Парижем.

 

 Но Санкт-Петербург  явно уступает даже Стокгольму  и Хельсинки по многим другим  факторам притягательности.

 

Но их ведь можно развивать, инвестируя в связанную с ними инфраструктуру: универсальные концертные залы, площадки для проведения выставок и конгрессов, парки развлечений  и пр.

 

Явно ниже среднего по Европе уровня выглядит пока и имеющаяся  в городе транспортно-гостиничная  инфраструктура.

 

В качестве методики исследования применена разработанная «Финнэйром» математическая модель оценки туристического потенциала Потенциал и план развития туризма Санкт-Петербурга до 2015 года. Презентация // http://www.kvs.spb.ru.

 

2.2 Сравнительный анализ  привлекательности Санкт-Петербурга, Стокгольма и Хельсинки

 

 

Анализ статистики

 

Количество туристов и  доходы от них

 

Стокгольм и Хельсинки  не входят в первую десятку стран  городского туризма Европы. С другой стороны, в общемировом рейтинге эти города занимают 11-е и 13-место  среди наиболее популярных мест проведения семинаров, конгрессов и выставок. Численность  населения этих городов составляет лишь четвертую часть населения  Санкт-Петербурга, однако туристов в  Стокгольм и Хельсинки приезжает  лишь вполовину меньше, чем в Санкт-Петербург. Если бы в Санкт-Петербурге туристов останавливалось бы в пропорциональном отношении столько же, сколько  в Стокгольме и Хельсинки, то их число  возросло бы вдвое от нынешнего уровня и составило бы 7, 750 млн. в год. При таком количестве Санкт-Петербург  стал бы третьим по популярности объектом городского туризма в Европе. Пропорционально  росту числа туристов естественным образом увеличивался бы и приносимый ими денежный поток.

 

Инфраструктура и мощности туризма

 

Возросшее число туристов потребует почти 48000 новых койко-мест или 238 новых гостиниц, в зависимости  от их размера. Туристическая отрасль  даст непосредственно 110000 рабочих мест. Стокгольм, Хельсинки и Санкт-Петербург  являются морскими городами.

 

Доля морских путешественников является значительно частью туризма, особенно летом. Для того, чтобы обеспечить хорошее круглогодичное транспортное сообщение, должно быть достаточное количество воздушных маршрутов. Для того, чтобы предложение воздушного транспорта Санкт-Петербурга достигло уровня Хельсинки и Стокгольма, его объем следует нарастить почти в 16 раз по сравнению с нынешним уровнем.

 

Маркетинг городов и число  занятых в нем

 

В маркетинге городов занято в среднем по 30 человек, но различия заключаются в городских бюджетах, выделяемых на туристический маркетинг. Стокгольм и Хельсинки расходуют  на маркетинг в среднем 2 евро на туриста, в Санкт-Петербурге эта  сумма составляет 0,13 евро.

 

Анализ притягательной силы

 

Достопримечательности и  мероприятия

 

Санкт-Петербург с точки  зрения уровня предложения как культурно-исторических ценностей, так и развлечений  и ночной жизни, считается лучшим объектом, чем Стокгольм и Хельсинки. Примерно одинаковую оценку города получили относительно возможностей совершения покупок, проведения специальных мероприятий  и культуры общественного питания. В организации же семейных мероприятий, конгрессов, семинаров и выставок Хельсинки и Стокгольм оказались  лучшими. По достопримечательностям и  мероприятиям данная группа получила оценку 6,4 (Санкт-Петербург 6,2).

 

Инфраструктура

 

Во всех сегментах инфраструктуры имеются большие различия. Наибольшие из них относятся к сфере обслуживания в аэропортах, к морскому транспорту и внутреннему городскому транспорту. Значительными оказались различия и в отношении авиамаршрутов  и гостиничных мощностей. В итоге  за инфраструктуру группа получила оценку 7,5 (Санкт-Петербург 5,2)

 

Сервисные факторы

 

В этой части особенно большие  различия были в уровне безопасности городов, в информационно-справочных материалах и пунктах, а также  в мероприятиях городов по маркетингу туризма. Активное занятие маркетингом  в Стокгольме и Хельсинки явно видно в этом результате. За услуги и иные факторы группа получила оценку 7,7 (Санкт-Петербург 5,1).

 

Итоговые оценки анализа  уровней

 

После сложения всех сегментов  оценка Санкт-Петербурга 5,6, группа Стокгольм-Хельсинки (группа 2) получила соответственно 7,0 (прил. 2, 3).

 

2.3 Проблемы развития туризма  в регионе

 

 

В Петербург ежегодно приезжают  в 10 раз меньше туристов, чем могли - по статистике, до 30 млн. иностранных  туристов ежегодно хотят посетить город  на Неве. Это во многом вызвано тем, что в городе только 34 тысячи мест в гостиницах и общежитиях, чего явно недостаточно. Кроме того развитию туризма препятствуют транспортные проблемы. В частности, несоответствие аэропорта "Пулково-2" международным  стандартам, отсутствие скоростной автомобильной  трассы от аэропорта к историческому  центру города.

 

Главной проблемой в развитии городского туризма на сегодня в  Питере является расширение гостиничной  базы. При этом особого внимания требует постройка гостиниц среднего класса, так как именно их в городе больше всего не хватает. Что для  этого нужно? Заинтересованность инвестиционных, строительных, управляющих, консалтинговых, гостиничных компаний в выходе на рынок Санкт-Петербурга. Для повышения  их заинтересованности администрацией города сейчас активно корректируются законодательные, налоговые, организационные  условия, в том числе по передаче земли инвесторам, дополнительным льготам, бюджетной поддержке и преференциям. Кроме того, существуют другие проекты, относящиеся к инфраструктуре туризма. В частности, планируется строительство  аквапарка, ипподрома и спортивного  комплекса с бассейном. Возможно также использование пригородных  и курортных зон Санкт-Петербурга для строительства малых отелей, кемпингов, пансионатов, конных и спортивных центров.

 

В Петербурге был проведен опрос 42 руководителей турфирм, работающих на прием. Например, большинство руководителей  турфирм считают, что Петербург  должен иметь в глазах туристов имидж  культурного центра России и города белых ночей. Также высокую оценку получил имидж конгрессного и научного центра. Имидж же пивной столицы совсем не подходит для города. 83% опрошенных ощущают нехватку в информации о мероприятиях городского масштаба, 81% - о законодательстве в области туризма. Чуть больше половины респондентов жалуются на недостаточность информации о туристских ресурсах города, маркетинговых исследованиях в области въездного туризма и о бухгалтерском учете в туризме. 67% турфирм нуждаются в консультационной поддержке по вопросам законодательства в туризме, а также налоговому законодательству, бухучету и продвижению турпродукта на рынок. Свыше половины руководителей турфирм считают, что для работы в гостиницах и турфирмах не хватает профессиональных кадров. Среди позиций, которые должны быть отражены в законопроекте, 83% директоров отметили необходимость упрощенной системы налогообложения для предприятий туризма и 69% выступили за регулирование проведения городских мероприятий, привлекающих туристов. Также 67% высказали пожелание о создании гибкой системы налогообложения в зависимости от сезонных колебаний, фонда для развития въездного туризма, попросили уделить больше внимания вопросам сотрудничества с субъектами РФ и международным рынком. Опрос проводило Студенческое научное общество Института туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭУ Биржаков М.Б. Проблемы туризма для соотечественников // Туристские фирмы. Справочник. Вып. 27. - СПб: Невский фонд, 2002. - С. 26-62..

 

На сегодняшний день гостиничный  сервис, отвечающий требованиям туристов, относительно развит только на Карельском перешейке (Выборгский, Всеволожский, Приозерский районы), где расположены туристические базы, кемпинги, гостиницы, санатории, дома отдыха, автомагистрали, закусочные, кафе. Здесь же аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Главную природно-эстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожского озера и озерно-речная система Вуокса, продолжающая пейзажи и ландшафты соседней Финляндии.

 

Обозначились слабые стороны  развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений в Санкт-Петербурге:

 

- нехватка объектов индустрии  отдыха и развлечений (аквапарков, развлекательных комплексов, тематических  парков и т.д.);

 

- неразвитость инфраструктуры  всех видов водного туризма  (от морского и речного круизного  туризма до катерно - яхтенного и экскурсионно-прогулочного туризма);

 

- наличие проблем с  благоустройством территорий, прежде  всего, прибрежных;

 

- отсутствие в регионе  туристско-информационных центров.

 

Решение всех вышеперечисленных  проблем позволит увеличить поток  туристов в Санкт-Петербург.

 

3. Стратегия развития туризма  Санкт-Петербурга

 

 

По результатам сравнительного анализа (см. п. 2.2.) была выработана конкретная позиция и стратегия развития туризма Санкт-Петербурга до 2015 года Потенциал и план развития туризма  Санкт-Петербурга до 2015 года. Презентация // http://www.kvs.spb.ru. Она состоит из трех этапов.

 

1 этап: ведущий культурный  город Европы в 2005-2008гг.

 

Стратегия основывается на более  эффективном маркетинге блестящих  культурных и исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга путем как значительного  увеличения численности работников городского туристического бюро, так  и маркетинговых усилий за рубежом. Эффективный маркетинг городского туризма потребует штата примерно в 120 человек и бюджета на уровне 7 миллионов евро в год. Сегодня  городское туристическое бюро Санкт-Петербурга располагает штатом примерно в 30 сотрудников  и бюджетом в 500.000 евро. Для снижения влияния сезонных колебаний Санкт-Петербург  должен предлагать больше, чем ныне, культурных мероприятий в зимний период. в это время года можно было бы, например, проводить различные крупные мероприятия с опорой на национальных композиторов, писателей и т.п.

 

2 этап: самое привлекательное  в Европе место проведения  различных встреч, конференций, выставок  в 2008-2012 гг.

 

Стратегия основывается на создании мест проведения крупных международных  конференций, выставок, конгрессов, ярмарок. Люди, приехавшие на конгрессы и  выставки, остаются в городе на более  длительные сроки и тратят больше денег на местные услуги. Стратегия  поможет также наладить продажи  поездок в т.н. мертвые сезоны и, тем самым, сгладить сезонные колебания. развитие факторов притягательности требует также значительных вложений в развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры.

 

3 этап: самый привлекательный  в Европе город для проведения  досуга в 2012-2015 гг.

 

Стратегия третьего этапа  основывается на развитии Санкт-Петербурга в качестве места проведения досуга, в первую очередь - семейного. Строительство  универсальных залов для проведения гастролей международных звезд  первой величины, развитие сети развлекательных, тематических и аквапарков, цирков и зоопарков.

 

Стратегия развития туризма  в Санкт-Петербурге не может заключаться  в пассивном ожидании инвестиций в инфраструктуру туризма. Задача стратегии  в формулировании приоритетных направлений  деятельности с учетом реального  потенциала: город, регион Северо-запада России, регион Балтийского моря, Северное измерение.

 

Особое значение имеет  определение приоритетов с учетом реальных возможностей и на основе анализа новых тенденций. Городу необходимо развивать все виды туризма, но необходимо ориентироваться в  конкурентной среде.

 

Именно наличие мощного  культурного потенциала делает перспективным  развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации. Без поддержки  и развития культуры малоперспективными оказываются планы социально-экономического развития города.

 

Несмотря на исторические катаклизмы, которыми было богато ХХ столетие в России, культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга сохранилось лучше, чем в других российских регионах.

 

За несколько последних  лет существенно изменилась структура  субъектов культурной деятельности: на смену монополии государственной  культуры приходит новая модель социально-культурной деятельности. Общественные, некоммерческие и частные организации играют все более активную роль на рынке  культурных услуг. Несмотря на все финансовые трудности, ежегодно возрастает не только количество, но и многообразие культурных событий. Из года в год в Петербурге проводится около 100 фестивалей искусств, включая свыше 60 международных. Бюджетное  финансирование фестивалей составляет не более 15 - 20%, что свидетельствует  об успешном привлечении инвестиций в культурную деятельность.

 

Важнейший приоритет развития туризма в Санкт-Петербурге - это  формирование условий для индивидуального  туризма. Комфортная среда. Информация. Издательские программы, Интернет сайты.

 

Санкт-Петербург - это не только город “белых ночей”. Идет формирование специальной программы “Зимние  сезоны”, продвигается новый фестиваль  искусств “Площадь искусств”.

 

Для устойчивого развития въездного туризма необходима маркетинговая  стратегия города, а не отдельных  фирм. Ключ к успеху - формирование партнерских  отношений. Профессиональный маркетинг  будет способствовать привлечению  инвестиций в туристический комплекс. Развитие рынков для туристических  продуктов, в свою очередь, привлечет  инвестиции в инфраструктуру обслуживающего сектора.

Информация о работе Факторы туристской привлекательности Санкт-Петербурга