Храмы Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:58, реферат

Краткое описание

Храмовое строительство занимает особую страницу в истории Санкт-Петербурга. Практически одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове была заложена Петром I церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В первое десятилетие от основания города появились церковь Святой Троицы, деревянная церковь в честь Святого Сампсония Странноприимца, в день почитания которого – 27 июня – была одержана победа над шведами под Полтавой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Храмы начального периода строительства Петербурга 6

2. Золотой век петербургского храмостроения 8

3. Храмы второй половины XIX – начала XX века 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Реф. Ист.Отечества.docx

— 38.63 Кб (Скачать)
      Российская академия художеств

      

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Санкт-Петербургский  государственный академический

      институт  живописи, скульптуры и архитектуры

      имени И.Е.Репина

                              Факультет теории и истории  искусств

                          кафедра русского (зарубежного) искусства 

                                       История русской культуры

реферат 

Храмы Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 

      Выполнила студентка:

      2 курса

      заочного  отделения

      Чекулаева

      Наталия Георгиевна 

      ______________________

      (подпись)   

      Научный руководитель:

      доцент

      Михайлова Р. Ф. 

      ______________________

      (подпись)   
 
 
 
 
 
 

      Санкт-Петербург

      2011  г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Храмы начального периода строительства Петербурга 6

2. Золотой век петербургского храмостроения 8

3. Храмы второй половины XIX – начала XX века 11

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

 

      Храмовое  строительство занимает особую страницу в истории Санкт-Петербурга. Практически одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове была заложена Петром I церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В первое десятилетие от основания города появились церковь Святой Троицы, деревянная церковь в честь Святого Сампсония Странноприимца, в день почитания которого – 27 июня – была одержана победа над шведами под Полтавой.

      Именно  храмы первоначально оказали наибольшее влияние на формирование художественного облика Санкт-Петербурга, украшая собой площади и набережные города и оставаясь единственными высотными доминантами на протяжении двух веков.

      Лучшие  европейские и отечественные  архитекторы – Д. Трезини,

Б.-Ф. Растрелли, О. Монферран, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, К.А. Тон и другие, – принимали  участие в воздвижении храмов, ставших впоследствии превосходными  образцами не только русского, но и  мирового зодчества.

      Красота внутреннего убранства храмов ничуть не уступала их внешнему облику. Иконы и фрески, скульптура, элементы резьбы и чеканки в иконостасах принадлежат опытнейшим искусным мастерам, среди которых – Андрей Рублёв, Симон Ушаков, В.К. Шебуев, Д.Г.Левицкий, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, В.М. Васнецов, Ф.А. Бруни, Г.И. Угрюмов… Прекрасно дополняла общее впечатление от увиденного звучавшая под церковными сводами духовная музыка таких великих композиторов, как П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов,

П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов, Д.С. Бортнянский.

      Храмы занимали особое место в жизни  петербуржцев, – происходило приобщение к Святым Таинствам церкви (крещение, миропомазание, причащение, бракосочетание и пр.), покаяние, просьбы у Бога о помощи.

      В храмовом богослужении людям открывалась  суть событий Священной истории, смысл и характер евангельских заповедей.

      Движимое  глубокой верой в Бога, надеждой на христианское обновление мира каждое поколение воздвигало свои храмы. Неизменно, в строительстве принимали участие  все слои населения. Прекращение  храмового строительства означало наступление худших времён, поры разрушительного безверия.

      XX век явился периодом тяжких испытаний, выпавших на долю российского народа. После революции 1917 года начались жесточайшие гонения на священнослужителей, в течение пяти – шести последующих лет были осквернены и закрыты практически все храмы. Властями полностью был проигнорирован факт невосполнимой утраты великого художественного наследия. Методично было разграблено церковное убранство, часть которого была превращена в лом, либо пошла на переплавку, ещё часть была за бесценок продана за границу коллекционерам и учреждениям.

      Новая волна гонений на церковь пришлась на начало 30-х годов XX века и сопровождалась массовой передачей церковных зданий различным предприятиям и организациям, разрушением многих старинных храмов. За этот период превратились в развалины 27 соборов и церквей, представлявшие огромную историко-художественную ценность, среди которых: Вознесенская церковь, построенная при участии А. Ринальди, церковь Покрова пресвятой Богородицы, сооружённая И.Е. Старовым, Кронштадтский Андреевский собор и церковь Святого Апостола Павла, возведённые А.Д. Захаровым, Сергиевский собор и Знаменская церковь, воздвигнутые Ф.И. Демерцовым, церковь Святого Апостола Матфия, носившая отпечаток архитектурного стиля Б.-Ф. Растрелли. Особым кощунством для Санкт-Петербурга явилось уничтожение остатков старинного собора Святой Троицы, заложенного в 1703 году по случаю основания города.

      Как итог, многие площади и проспекты исторической части города утратили свою неповторимую живописность. После сноса церквей значительно обеднели панорамы английской и Калашниковской набережных (были утрачены храмы «Спаса на Водах» и Святых Бориса и Глеба), совершенно безликими стали Сенная, Покровская и Вознесенская площади. Былой красоты лишилась Большая Охта с ликвидацией ансамбля Свято-Духовской и Покровской церквей, жемчужиной которого являлась великолепная многоярусная колокольня, напоминавшая колокольню Никольского Морского собора.

      И поныне происходит трудоёмкий процесс  восстановления храмов. Только 80 лет  спустя начали закладываться новые  храмы, возобновляться богослужения. Церковь  вновь получила возможность занять подобающее место в обществе, в  жизни людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Храмы начального  периода строительства  Петербурга 

      16 (27) мая, в день Святой Троицы, на Заячьем острове в устье  Невы была заложена крепость  Святого Петра, ставшая первым  сооружением Петербурга. В центре  крепости была возведена деревянная церковь, заложенная 29 июня 1703 года во имя святых Апостолов Петра и Павла.

      Рядом с Петропавловской крепостью  на Петроградском острове

1 октября 1703 года была заложена ещё одна  церковь – Святой Троицы. Когда 30 мая 1714 года в крепости официально заложили каменный собор на месте прежнего деревянного храма, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. Здесь совершались государственные молебны, праздновались победы, включая победу в Полтавской битве (1709), заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). Собор периодически горел и вновь перестраивался, но, несмотря на это, около 150 лет он являлся одной из главных достопримечательностей Петербурга. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время азовских походов. В 1929 году этот ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры был снесён.

      Остаточно длительное время, с 1712 года, велось строительство  внушительного Петропавловского собора, возводившегося по проекту архитектора  Д. Трезини. 28 июня 1733 года состоялось его  торжественное освящение. Собор  и поныне остаётся самым высоким  архитектурным сооружением Петербурга, в высоту достигая 122,5 метра. В 1725 году внутри собора была устроена деревянная церковь, в которой отпевали скончавшегося Петра I. С этого времени собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии. Вскоре собор дополнительно получил значение памятника русской военной славы, – в нём хранились трофейные знамёна, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоёванных в победоносных войнах со Швецией и Турцией. В 1923 году Петропавловский собор, закрытый после Октябрьской революции, был превращён в музей, а в 1954 году был передан Музею истории Петербурга.

      В 1710 году при впадении в Неву Чёрной речки Пётр I повелел построить монастырь во имя Святой Троицы и Святого князя Александра Невского. Считалось, что именно на этом месте новгородское войско под предводительством князя Александра Ярославича разбило шведов в 1240 году. По приказу Петра I архитектор Д. Трезини составил план каменных зданий монастыря. Возведённая под его руководством церковь Святого Александра Невского стала местом упокоения мощей великого князя (1724-1790). Освящённая в 1724 году церковь во имя Благовещения Божьей Матери служила усыпальницей членов царской семьи и государственных деятелей России. Среди них – А.В. Суворов, А.М. Голицын, И.И. Шувалов и другие.

      Самым величественным храмом ансамбля и одним  из немногих культовых сооружений раннего  классицизма стал Свято-Троицкий собор, строительство которого началось в 1776 году по проекту и под наблюдением  архитектора И.Е. Старова. 30 августа 1790 года состоялось освящение храма, и были торжественно перенесены мощи Александра Невского. К началу XIX века монастырь превратился в один из ведущих центров просвещения и культуры России. Здесь размещалась Духовная академия, в историческом архиве и библиотеке хранилось множество старинных рукописей и редких книг. В 1797 году Александро-Невский монастырь получил звание лавры, которого удостаивались лишь самые важные по своему положению мужские монастыри. При лавре образовалось несколько кладбищ, ставших местом погребения многих государственных деятелей, учёных и деятелей культуры.

      После Октябрьской революции лавра  была закрыта, а мощи Святого Александра Невского осквернены. Архив лавры, серебряная рака и малахитовая сень были переданы в Государственный Эрмитаж, Русский  музей и другие хранилища и  музеи. Верхом кощунства над лаврой стало устройство в её внутреннем дворе «коммунистической площадки» – кладбища революционных, партийных и военных деятелей. С 1930-х годов началась музеефикация лавры, сопровождавшаяся бесконтрольной перестройкой интерьеров, уничтожением исторических памятников и надгробий.

      В первой половине XVIII века, несмотря на то, что Петербург довольно быстро застраивался, возводились нарядные каменные храмы, отделанные в стиле барокко. Тем не менее, хороших деревянных церквей в городе было немного. Основными причинами такой ситуации были крайняя недобросовестность строителей, заботившихся, прежде всего, о своём обогащении, и печальное положение государственных финансов. Во второй половине XVIII века церкви складывали уже более основательно и добротно, чем прежде. Прототипом для многих послужил первый Троицкий собор, стоявший на Петербургской стороне.

      За  первые три четверти века северная столица России была украшена многими выразительными церковными сооружениями. Храмовая архитектура явила собой взаимодействие развитого барокко с традициями русского зодчества. Отличительными чертами соборов и церквей этого времени были: ярусное построение, пятиглавие, луковичное завершение. Храмы становились композиционными центрами ещё только складывающихся городских кварталов, служили также высотными доминантами. 
 

2. Золотой век петербургского  храмостроения 

      С 1760-х годов в развитии архитектуры  Петербурга начался новый период. Влияние строгости и простоты, величия и торжественности образцов античного зодчества не преминуло сказаться на облике культовых сооружений. К построенному в духе раннего классицизма Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры добавились и другие церковные здания, отмеченные печатью классики. Начинается поиск новых форм, к которому может быть отнесена попытка соединить здание церкви в одно целое с колокольней.

      Среди архитектурных доминант Петербурга второй половины XVIII века наиболее заметным стало здание первого Исаакиевского собора, строительство которого началось в 1768 году по проекту архитектора

А. Ринальди, однако затянулось вплоть до 1802 года из-за систематической нехватки денег и материалов.

      К этому же времени относятся каменный Покровский храм, возведённый в 1790-х годах и церковь Рождества Христова на Песках (1798).

      Видным  представителем строгого классицизма  был архитектор

Ф.И. Демерцов, соорудивший  немало зданий столицы. Однако судьба лучших его храмовых творений оказалась печальной. Знаменская церковь (1794-1804) была снесена в 1940 году, и на её месте после войны выстроен наземный павильон станции метро «Площадь Восстания».

      Создаются довольно интересные храмы на кладбищах  столицы, к числу которых можно  отнести каменную церковь во имя  Смоленской Божьей Матери, сооружённую  на Смоленском кладбище в 1786-1790 годах  по проекту архитектора А.А. Иванова. К таким же окраинным храмам относится Воскресенская церковь, воздвигнутая в 1782-1785 годах, предположительно, по проекту архитектора И.Е. Старова. В 1930-е годы внутреннее убранство церкви было полностью погублено, а позднее в ней развернули экспозицию Музея городской скульптуры.

      Конец XVIII века – время появления новых типов храмовых сооружений: церквей-ротонд, церквей, отмеченных влиянием готической архитектуры. Данная тенденция была связана с широким распространением в этот период в России псевдоготики.

Информация о работе Храмы Санкт-Петербурга