Храмы Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:58, реферат

Краткое описание

Храмовое строительство занимает особую страницу в истории Санкт-Петербурга. Практически одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове была заложена Петром I церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В первое десятилетие от основания города появились церковь Святой Троицы, деревянная церковь в честь Святого Сампсония Странноприимца, в день почитания которого – 27 июня – была одержана победа над шведами под Полтавой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Храмы начального периода строительства Петербурга 6

2. Золотой век петербургского храмостроения 8

3. Храмы второй половины XIX – начала XX века 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Реф. Ист.Отечества.docx

— 38.63 Кб (Скачать)

      В связи с ростом количества подданных  других государств, приезжавших в  северную столицу России, стало заметно  больше строиться храмов иностранных  вероисповеданий. Французский литературный деятель Теофиль Готье так  написал в 1858 году по этому поводу: «Лессингу, автору «Натана Мудрого», понравился бы Невский проспект, так как его идеи религиозной терпимости здесь прямо-таки претворены в жизнь, и самым либеральным образом. Буквально нет ни одного вероисповедания, какое не имело бы своей обители, своего храма на этой широкой улице. Налево – голландская церковь, лютеранский храм Святого Петра, католическая церковь Святой Екатерины, армянская церковь, не считая в прилегающих улицах финской часовни и храмов других сект Реформации. Направо – русский Казанский собор… Все эти Божьи обители стоят в одном ряду с жилищами людей, за исключением Казанского собора, который прерывает общую линию и изящным полукругом, напоминая восхитительную колоннаду собора Святого Петра в Риме, выходит на обширную площадь».

      В постройку храмов вложил свой блестящий  талант и архитектор

Дж. Кварнеги, в 1798-1800 годах по проектам которого в  Воронцовском дворце, пожалованном ордену мальтийских рыцарей, были сооружены православная церковь Рождества Иоанна Предтечи и католическая капелла этого ордена. В 1930-е годы интерьеры церкви и капеллы серьёзно пострадали. Мальтийская капелла стала использоваться как актовый зал Суворовского военного училища.

      Также Дж. Кварнеги принял участие в отделке  интерьеров церкви Святого Апостола Павла при Мариинской больнице для  бедных, возведённой по его проекту  в 1803-1805 годах на Литейном проспекте, и церкви Святого Александра Невского при Николаевском Смольном институте  благородных девиц.

      В 1801 году состоялась торжественная закладка Казанского собора по утверждённому  проекту зодчего А.Н. Воронихина. Собор был возведён в честь  чудотворной иконы Казанской  Божьей Матери, явившейся в Казани в конце XVI века. В 1710 году, по велению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа. Согласно воле императора Павла I архитектор придал собору внешнее сходство со знаменитым собором Святого Петра в Риме. С самого начала судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с историческими событиями, всколыхнувшими Россию в начале XIX века. Под его сводами в августе 1812 года состоялся торжественный молебен, после которого фельдмаршал М.И. Кутузов отправился в действующую армию во время Отечественной войны, а в июне 1813 года нашло вечный покой тело великого полководца. Собор, став местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны (знамён и штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками), приобрёл характер национального мемориального сооружения, в 1837 году ещё более усиленный установкой перед боковыми порталами колоннады памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И. Орловского. В 1929 году Казанский собор был закрыт, а находившиеся в нём иконы переданы Государственному Русскому музею. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, варварски был уничтожен иконостас, а в самом здании разместился Музей истории религии и атеизма.

      Таким образом, за период классицизма в истории застройки Петербурга сложилось несколько бесподобных ансамблей, созданных выдающимися мастерами и отмеченных единством стиля. Город приобрёл «строгий, стройный вид». Уникальные архитектурные панорамы были сформированы благодаря возведению новых храмов, украсивших многие магистрали и набережные Невы, сложившиеся воедино с городскими площадями и проспектами и ставшие естественным их продолжением.  
 

3. Храмы второй половины XIX – начала XX века 

      С конца 1840-х годов храмовое строительство  Петербурга отошло от классицизма, на смену которому пришли эклектика, стилизаторство, основанные на свободном выборе и трактовке приёмов и форм архитектурных стилей самых разных исторических эпох. Но вместе с тем при внешней пестроте эклектика была не лишена определённого единства образных решений. Так, прототипом для православных храмов выбирались, как правило, условные формы старинного русского зодчества, для лютеранских церквей – готики, для католических – романского искусства. Набирало силу стилистическое направление, связанное с обращением архитекторов к национальным истокам церковного зодчества. Среди его представителей были архитекторы В.П. Стасов, А.А. Мартынов, Н.Е. Ефимов, творческие искания которых отражали собой духовно-нравственные процессы, протекавшие в российском обществе и определявшиеся прежде всего проблемой народности. Об известной стилистической размытости церковной архитектуры середины XIX века дают представление возведённые в разных районах Петербурга и его окрестностях такие храмовые постройки как собор Святителя и Чудотворца Митрофана на Митрофаньевском кладбище (1849), церковь Святой Екатерины в имении Салтыковых, на Малой Охте (1850), и некоторые другие.

      В отдельных случаях стилистика возводимых храмов довольно удачно сочеталась с  формами ранее сооружённых церквей. В частности, сложился на Лиговской улице, у её пересечения с Обводным каналом своеобразный архитектурный ансамбль Крестовоздвиженской церкви.

      Важнейшей стройкой середины XIX века стало возведение нового огромного Исаакиевского собора по проекту архитектора О. Монферрана, длившееся с 1818 по 1842 годы. Оставаясь в целом памятником эпохи классицизма, собор несёт на себе отпечаток художественного наследия и барокко, что особенно проявляется в пышности общей композиции и декоративных деталей, обилии наружного скульптурного декора храма.

      Среди святынь собора наиболее чтимой была икона Нерукотворного Образа Спасителя, написанная в 1693 году и принадлежавшая Петру I. Здесь хранились частица древа Креста Господня и часть мощей Апостола Андрея Первозванного. К реликвиям храма принадлежало знамя губернского ополчения Отечественной войны 1812 года.

      Исаакиевский  собор стал главным кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии и считался «первенствующим в империи». Вскоре после революции, так же, как и большинство храмов, здание собора было разграблено, и в нём был открыт Антирелигиозный музей. Бедственное состояние собора усугубила Великая Отечественная война – в результате бомбёжек и артиллерийских обстрелов храм получил серьёзные повреждения. На протяжении 1950-1960-х годов были проведены реставрационные работы, позволившие остановить разрушение здания, сохранить многое из его уникального наружного и внутреннего убранства.

      Одновременно  многое делалось для реставрации  и ремонта различных культовых  сооружений, поддержания в порядке  их зданий. Эта ответственная работа проводилась под наблюдением  специалистов Академии художеств, являвшейся важным центром художественной жизни России. Активное участие в обсуждении насущных проблем зодчества, строительства и прикладного искусства принимало Общество архитекторов-художников, основанное в 1903 году.

      В начале XX века Петербург превратился в одну из блестящих столиц Европы. Среди украшавших его величественных зданий – десятки соборов и церквей, храмы различных религиозных объединений, играющие решающую роль в формировании художественного силуэта города. Благодаря продуманной системе размещения храмов их колокольни и купола создают большой градостроительный эффект, придают живописность окружающей архитектуре.

      Задача  сохранения неповторимого архитектурного облика Петербурга имеет особую актуальность. Необходимо предельно бережное отношение  к архитектурным ансамблям исторической части города. На берегах Невы построен поистине уникальный город, «полнощных стран краса и диво», и должен быть сохранён для последующих поколений. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Павлов  А.П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб.: Лениздат, 1995. – 336с.

Информация о работе Храмы Санкт-Петербурга