Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:58, реферат
Храмовое строительство занимает особую страницу в истории Санкт-Петербурга. Практически одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове была заложена Петром I церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В первое десятилетие от основания города появились церковь Святой Троицы, деревянная церковь в честь Святого Сампсония Странноприимца, в день почитания которого – 27 июня – была одержана победа над шведами под Полтавой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Храмы начального периода строительства Петербурга 6
2. Золотой век петербургского храмостроения 8
3. Храмы второй половины XIX – начала XX века 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
В связи с ростом количества подданных других государств, приезжавших в северную столицу России, стало заметно больше строиться храмов иностранных вероисповеданий. Французский литературный деятель Теофиль Готье так написал в 1858 году по этому поводу: «Лессингу, автору «Натана Мудрого», понравился бы Невский проспект, так как его идеи религиозной терпимости здесь прямо-таки претворены в жизнь, и самым либеральным образом. Буквально нет ни одного вероисповедания, какое не имело бы своей обители, своего храма на этой широкой улице. Налево – голландская церковь, лютеранский храм Святого Петра, католическая церковь Святой Екатерины, армянская церковь, не считая в прилегающих улицах финской часовни и храмов других сект Реформации. Направо – русский Казанский собор… Все эти Божьи обители стоят в одном ряду с жилищами людей, за исключением Казанского собора, который прерывает общую линию и изящным полукругом, напоминая восхитительную колоннаду собора Святого Петра в Риме, выходит на обширную площадь».
В постройку храмов вложил свой блестящий талант и архитектор
Дж. Кварнеги, в 1798-1800 годах по проектам которого в Воронцовском дворце, пожалованном ордену мальтийских рыцарей, были сооружены православная церковь Рождества Иоанна Предтечи и католическая капелла этого ордена. В 1930-е годы интерьеры церкви и капеллы серьёзно пострадали. Мальтийская капелла стала использоваться как актовый зал Суворовского военного училища.
Также Дж. Кварнеги принял участие в отделке интерьеров церкви Святого Апостола Павла при Мариинской больнице для бедных, возведённой по его проекту в 1803-1805 годах на Литейном проспекте, и церкви Святого Александра Невского при Николаевском Смольном институте благородных девиц.
В 1801 году состоялась торжественная закладка Казанского собора по утверждённому проекту зодчего А.Н. Воронихина. Собор был возведён в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, явившейся в Казани в конце XVI века. В 1710 году, по велению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение явленного в Казани чудотворного образа. Согласно воле императора Павла I архитектор придал собору внешнее сходство со знаменитым собором Святого Петра в Риме. С самого начала судьба Казанского собора оказалась тесно связанной с историческими событиями, всколыхнувшими Россию в начале XIX века. Под его сводами в августе 1812 года состоялся торжественный молебен, после которого фельдмаршал М.И. Кутузов отправился в действующую армию во время Отечественной войны, а в июне 1813 года нашло вечный покой тело великого полководца. Собор, став местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны (знамён и штандартов, ключей от крепостей и городов, взятых русскими войсками), приобрёл характер национального мемориального сооружения, в 1837 году ещё более усиленный установкой перед боковыми порталами колоннады памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И. Орловского. В 1929 году Казанский собор был закрыт, а находившиеся в нём иконы переданы Государственному Русскому музею. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, варварски был уничтожен иконостас, а в самом здании разместился Музей истории религии и атеизма.
Таким
образом, за период классицизма в истории
застройки Петербурга сложилось несколько
бесподобных ансамблей, созданных выдающимися
мастерами и отмеченных единством стиля.
Город приобрёл «строгий, стройный вид».
Уникальные архитектурные панорамы были
сформированы благодаря возведению новых
храмов, украсивших многие магистрали
и набережные Невы, сложившиеся воедино
с городскими площадями и проспектами
и ставшие естественным их продолжением.
3.
Храмы второй половины XIX
– начала XX века
С конца 1840-х годов храмовое строительство Петербурга отошло от классицизма, на смену которому пришли эклектика, стилизаторство, основанные на свободном выборе и трактовке приёмов и форм архитектурных стилей самых разных исторических эпох. Но вместе с тем при внешней пестроте эклектика была не лишена определённого единства образных решений. Так, прототипом для православных храмов выбирались, как правило, условные формы старинного русского зодчества, для лютеранских церквей – готики, для католических – романского искусства. Набирало силу стилистическое направление, связанное с обращением архитекторов к национальным истокам церковного зодчества. Среди его представителей были архитекторы В.П. Стасов, А.А. Мартынов, Н.Е. Ефимов, творческие искания которых отражали собой духовно-нравственные процессы, протекавшие в российском обществе и определявшиеся прежде всего проблемой народности. Об известной стилистической размытости церковной архитектуры середины XIX века дают представление возведённые в разных районах Петербурга и его окрестностях такие храмовые постройки как собор Святителя и Чудотворца Митрофана на Митрофаньевском кладбище (1849), церковь Святой Екатерины в имении Салтыковых, на Малой Охте (1850), и некоторые другие.
В
отдельных случаях стилистика возводимых
храмов довольно удачно сочеталась с
формами ранее сооружённых
Важнейшей стройкой середины XIX века стало возведение нового огромного Исаакиевского собора по проекту архитектора О. Монферрана, длившееся с 1818 по 1842 годы. Оставаясь в целом памятником эпохи классицизма, собор несёт на себе отпечаток художественного наследия и барокко, что особенно проявляется в пышности общей композиции и декоративных деталей, обилии наружного скульптурного декора храма.
Среди святынь собора наиболее чтимой была икона Нерукотворного Образа Спасителя, написанная в 1693 году и принадлежавшая Петру I. Здесь хранились частица древа Креста Господня и часть мощей Апостола Андрея Первозванного. К реликвиям храма принадлежало знамя губернского ополчения Отечественной войны 1812 года.
Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии и считался «первенствующим в империи». Вскоре после революции, так же, как и большинство храмов, здание собора было разграблено, и в нём был открыт Антирелигиозный музей. Бедственное состояние собора усугубила Великая Отечественная война – в результате бомбёжек и артиллерийских обстрелов храм получил серьёзные повреждения. На протяжении 1950-1960-х годов были проведены реставрационные работы, позволившие остановить разрушение здания, сохранить многое из его уникального наружного и внутреннего убранства.
Одновременно многое делалось для реставрации и ремонта различных культовых сооружений, поддержания в порядке их зданий. Эта ответственная работа проводилась под наблюдением специалистов Академии художеств, являвшейся важным центром художественной жизни России. Активное участие в обсуждении насущных проблем зодчества, строительства и прикладного искусства принимало Общество архитекторов-художников, основанное в 1903 году.
В начале XX века Петербург превратился в одну из блестящих столиц Европы. Среди украшавших его величественных зданий – десятки соборов и церквей, храмы различных религиозных объединений, играющие решающую роль в формировании художественного силуэта города. Благодаря продуманной системе размещения храмов их колокольни и купола создают большой градостроительный эффект, придают живописность окружающей архитектуре.
Задача
сохранения неповторимого архитектурного
облика Петербурга имеет особую актуальность.
Необходимо предельно бережное отношение
к архитектурным ансамблям
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ