Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель – положения, какой школы более актуальна для использования в современном туризме.
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дгласа Мак Грегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, лидерства.
Школа поведенческих наук значительно отстала от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Постулат ее состоял в следующим, правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.
Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории X и теории Y, разработанной Дугласом Мак Грегором (1906—1964). Опираясь на свой опыт работы менеджером и консультантом, обладая знаниями в области психологии, Д. Мак Грегор считал, что как классическая теория научного менеджмента, так даже и ранние концепции школы человеческих отношений одинаково недостаточно глубоко понимали значимость использования человеческого интеллекта, потенциала человека в целом. Он считал, что соответственно созданные условия в организации не просто приведут к росту производительности труда, а позволят человеку более полно реализовать свой потенциал, что даст организации дополнительные преимущества. В соответствии с теорией Мак Грегора существуют два типа управления, отражающих два тина взглядов на работников.
Для организаций типа X характерны следующие предпосылки:
Теория Y имеет следующие предпосылки:
При этом применительно к теории Y Мак Грегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека. Мак Грегор сделал вывод о том, что управление типа Y гораздо более эффективно, и высказал рекомендацию менеджерам, состоящую в том, что их задачей является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает свои личные цели.
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ
На современном этапе развития туризма требуются новые формы управления туристской организации, которые удовлетворяют потребности персонала, так же, способные быстро приспосабливаться к новым условиям внешней среды.
Мы видим, что школы человеческих отношений больше всего соответствуют данным требованиям, так как руководство проявляет большую заботу о своих работниках, чем в школах научного управления.
Результаты работы персонала принципиально зависят от социальных условиях, в которых работает персонал, от отношений между сотрудниками, менеджерами и сотрудниками.
Человека рассматривают не как машина, а как социальное существо. Менеджеры должны уделять внимание созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе. Так же отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.
Менеджеры управляют в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.
Создаются условия в организации, которые приводят не только к росту производительности труда, а позволят человеку более полно реализовать свой потенциал, что дает организации дополнительные преимущества. Люди готовы использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Таким образом, рабочий, используя свой потенциал в достижении целей организации, одновременно достигает своих личных целей.
Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воззрения школы «человеческих отношений» явились реализацией стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», подчиняющуюся не только экономическим, но и социальным законам, а людей не только как производственный фактор, но и как членов социальной системы.
Исследования человеческих
отношений внесли много изменений
в прежние концепции
Многие положения этой теории являются актуальными и в наши дни. Поскольку критики отметили, что у школы человеческих отношений есть недостатки. Не надо забывать о вкладе других школ управления, которые выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду.
Используемая литература
Информация о работе Анализ эффективности применения исторических школ управления в туризме