Педагогический анализ как функция управления школой

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:49, реферат

Краткое описание

Понятие "управление" относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском энциклопедическом словаре (М., 1981) находим следующее определение: "Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей" (

Оглавление

Вступление
Педагогический анализ как функция управления школой
Оперативный (ежедневный) анализ
Тематический анализ
Итоговый анализ
Целеполагание
Планирование
Базисный план
Расписания занятий
Перспективный план развития школы
Годовой общешкольный план
Организация
Разделение труда
Группировка различных видов работ
Подразделение
Диапазон контроля
Контроль
Основные группы форм контроля
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.29 Кб (Скачать)

     Содержание:

  1. Вступление
  1. Педагогический  анализ как функция  управления школой
  • Оперативный (ежедневный) анализ
  • Тематический анализ
  • Итоговый анализ
  1. Целеполагание
  1. Планирование 
  • Базисный  план
  • Расписания занятий
  • Перспективный план развития школы
  • Годовой общешкольный план
  1. Организация
  • Разделение  труда
  • Группировка различных видов работ
  • Подразделение
  • Диапазон контроля
  1. Контроль
  • Основные  группы форм контроля
  1. Заключение
 

 

     Основные  функции педагогического  управления

 

Понятие "управление" относится к числу  наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности. В Советском  энциклопедическом словаре (М., 1981) находим  следующее определение: "Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей" (с. 1396).

    Педагогический  анализ как функция управления школой

 

     Педагогический анализ — это функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

     Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность  деятельности педагогического коллектива.

     Педагогический  анализ способствует развитию педагогического  коллектива и методическому совершенствованию  деятельности учителя.

     Педагогический  анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов  деятельности ее участников.

     В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

     Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

  • оценку работы школы, учителя и учащихся;
  • выявление причин отклонений в качестве преподавания;
  • установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.

     Выводы  и рекомендации оперативного анализа  должны сопровождаться быстротой реакции  со стороны управленцев, выработкой и принятием мер по качественному  улучшению учебно-воспитательного  процесса в школе.

     Тематический  анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа — диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

     Итоговый  анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.

     Целью данного вида анализа — подведение итогов деятельности и оценка результатов  управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

      Целеполагание

     Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.

     Ее  назначение — постановка, определение  и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом  общества.

     Цели  — конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все социально-педагогические системы являются многоцелевыми. Выделяются образовательные, социальные, инновационные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

    Планирование

     В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

     Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического  коллектива школы.

     Базисный  учебный план общеобразовательной  школы — это государственный  нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной  частью государственного стандарта  образования. Его основное назначение — сохранение единого образовательного пространства в России.

     В результате в учебном плане любой  школы выделяются три основных типа учебных занятий:

  • обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
  • обязательные занятия по выбору учащихся;
  • факультативные занятия.

     Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планированиярасписания занятий.

     В практике школы существуют различные  виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

     Расписание  учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана  школы и является инструментом для  структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени  учащихся и педагогов.

     Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

     Этот  план предусматривает направления  деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

  1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
  2. Потребность в учителях разной квалификации.
  3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
  4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
  5. Финансовую, коммерческую деятельность.

     Особое  внимание следует уделить системе  повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций  и педагогических чтений в помощь самообразованию.

     Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа (схема 1). О каждом изменении ставится в известность педсовет.

     Схема 1

     Примерная структура годового общешкольного  плана

     Введение (анализ итогов и задачи на новый учебный год)       
                                  
                          à      1.Организационно-педагогические мероприятия.
                                  
                          à      2.Учебно-методическая работа
                                  
                          à      3. Воспитательная работа с учащимися.
                                  
                          à      4.Системавнутришкольного контроля.

    Организация

     Организация как функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления — это формирование условий устойчивости и гибкости социально-педагогической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

     Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование  набора видов работ, необходимых  для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или  границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы  ответственности и санкций за последствия принятых решений.

     Организация как функция управления в современной  школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда  между ними.

     Определение необходимого характера и степени  специализации труда — это первая задача организационной деятельности. Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей школы и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации.

     Разделение  труда происходит по двум направлениям: горизонтальному — постадийное распределение работ; и вертикальному — разделение работ по уровням иерархии.

     В школе имеют место оба способа  специализации. Учителя работают с  учащимися разных классов (постадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, т. е. по уровням иерархии. Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, "учитель физкультуры начальной школы". Это пример узкой специализации.

     Другой  задачей организации как функции  управления является группировка различных видов работ (департаментализация).

     Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить  определенные виды специализированных работ за группами специалистов.

     Первым  основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.

     Подразделением  школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. — все это структурные подразделения школы.

Информация о работе Педагогический анализ как функция управления школой