Значение профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, контрольная работа

Краткое описание

Российская Федерация есть правовое демократическое государство, характерной чертой которого является активное участие граждан в политической жизни страны, наличие форм прямой и представительной демократии, широкой системы прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОФСОЮЗОВ…. …………………………………………………..5
ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОФСОЮЗОВ…………….8
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ…………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….19

Файлы: 1 файл

контрольная по трудовому праву.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

 Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

 Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические  интересы работников, эти права характеризуют  отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений  в сфере труда. По отношению к  государственным и хозяйственным  органам осуществление профсоюзами  подобных полномочий является реализацией  ими своих прав. Но по отношению  к трудящимся, от имени и в интересах  которых выступают профсоюзы, осуществление  полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как  права-обязанности: права по отношению  к государственным и хозяйственным  органам и обязанности перед  трудящимися.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных  и других нормативных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда  устанавливаются работодателями с  учетом мнения профсоюзных органов  и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в  разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении  производства и сокращении рабочих  мест. В установленных законодательством  случаях увольнение работника - члена  профсоюза может быть произведено  только с учетом мнения выборного  профсоюзного органа (ст. 12 Закона о  профсоюзах).

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени  работников коллективные договоры и  соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона о профсоюзах).

Для осуществления своей  уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных  органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право  на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о  труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.4

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют  право:

1) осуществлять контроль  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

2) проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечение безопасности работников  организации;

3) принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

4) получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организаций о состоянии  условий и охраны труда, а  также о всех несчастных случаях  на производстве и профессиональных  заболеваниях;

5) защищать права и  интересы членов профессионального  союза по вопросам возмещения  вреда, причиненного их здоровью  на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы  жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям  представления об устранении  выявленных нарушений законов  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств  работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в  работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства  в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами в соглашениями, а  также с изменениями условий  труда;

11) принимать участие в  разработке законов и иных  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права;

12) принимать участие в  разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов об  охране труда, а также согласовывать  их в порядке, установленном  Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении  указанных полномочий взаимодействуют  с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда.5

По-новому осуществляют профсоюзы  защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях  нарушения законодательства о труде  профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие  индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной  помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы  могут создавать собственные  юридические службы и консультации. Полномочия профсоюзов обладают различной  юридической силой. Юридическую  силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных  и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие  профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие  государственные органы обязаны  запросить мнение профсоюзов, выслушать  это мнение и обсудить его, но решение  принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.6

Возможны случаи, когда  профсоюзы принимают самостоятельные  решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональные союзы  возникли как добровольные объединения  рабочих и служащих по профессиям.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют  твердую приверженность защите интересов  трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых  условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной  системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы  различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается  в закреплении права граждан  на объединение в профсоюзы для  защиты своих интересов (ст. 30 Конституции  РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон  о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация  прав и обязанностей этих общественной организации.

С 1 февраля 2002 г. с момента  вступления в силу ТК РФ, в статьях  гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность  за их нарушения, именно поэтому нормы  Закона о профсоюзах следует применять  в соответствии их ТК РФ.

Первичная профсоюзная организация  объединяет членов профсоюзов, как  правило, одного предприятия, организации  независимо от форм собственности и  подчиненности, действует на основании  положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной  организации соответствующего профсоюза.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно  связанных с ним отношений.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных  и других нормативных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Накопленный за последние  десять лет опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах, нуждается в изучении, систематизации и практическом использовании.

Сегодня профсоюзы - это самые  крупные общественные объединения  в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс  регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы  располагают большими материальными  и финансовыми ресурсами влияния  на социальные процессы.

Однако сегодня налицо противоречие между социально-институциональными функциями профсоюзов и реальными  возможностями их осуществления. Это  является следствием слабости российских профсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативного  восприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности и недостаточной  компетентности профсоюзных кадров и руководителей.

Итак, в нынешних условиях необходим поиск новых форм и  методов работы профсоюзов для эффективного выполнения ими своих функций  по обеспечению защиты интересов  трудящихся. Это актуально как  для федеральных, так и региональных органов российских профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. 2002. N 1. Ст. 3.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

4. Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: Социологический аспект. - М.: АТиСО, 2007. 65 с.

5. Карабельников Б.Р. Отношения работодателей с профсоюзами и представительными органами работников в свете норм ТК РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 2.

6. Колобова С.В. Трудовое  право России: Учебное пособие  для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. – С.45-47.

7. Кузнецов М.В. Правовая  природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. 2004. N 8.

8. Миронов В.И. Трудовое  право России. Учебник. – СПб:  Питер, 2004. 130 с.

9. Рыженков А.Я., Мелихов  В.М., Шаронов С.А. Трудовое право  России: Курс лекций. – М.: ООО  "Новая правовая культура", 2007. – С. 65

10. Титова Г. Профсоюзы и работодатели // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 11.

1Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: Социологический аспект. - М.: АТиСО, 2007. 65 с.

2 Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – СПб: Питер, 2004. – С. 45

3 Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. – С. 35

4Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. – С.45-47.

 

5Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. – С. 65

6 Там же. С.-65

 


Информация о работе Значение профсоюзов