Значение логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме изложения своих убеждений, которая бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно возникает потребность создать определен перечень правил, законов и норм, за которыми нужно строить собственные рассуждения. Уже позже на основе данных законов возникнут многочисленные концепции, теории, будут основываться целые направления исследований. Таким образом и возникла такая наука как логика

Оглавление

Введение.
Социальное назначение и функции логики .
Роль логики в формировании логической культуры человека.
Значение логики для юристов.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Значение логики.docx

— 46.33 Кб (Скачать)

                                                                                                                                   Тихомиров  Н.А.  – ДМК-102 

                                                                       Значение логики. 

                                                                                                         «Логика - это бог мыслящих»1

                                                                                                                                       Л. Фейхтвангер

                                                           План:

    Введение. 

  1. Социальное  назначение и функции логики .
  2. Роль логики в формировании логической культуры человека.
  3. Значение логики для юристов.
 

    Заключение.

    Список  литературы. 
     
     

 

    С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме изложения своих убеждений, которая бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно возникает потребность создать определен перечень правил, законов и норм, за которыми нужно строить собственные рассуждения. Уже позже на основе данных законов возникнут многочисленные концепции, теории, будут основываться целые направления исследований. Таким образом и возникла такая наука как логика

Хотя первые учения о рассуждении, о формах и  способах (методах) мышления возникли в Древней Индии, Китае, но в основе сложившейся современной логики лежит аристотелевское учение.

     Принято именно Аристотеля (384—322 до н.э.) считать отцом логики, хотя Аристотель, как известно, учился у Платона, Платон — ученик Сократа, а Сократ большую часть своей долгой жизни потратил на разоблачение псевдоучености софистов, которые до него уже исследовали вопросы языка и мышления, ими еще не разделяемые. 

   1. Социальное назначение и функции логики. 

Возникая  из насущных потребностей общества и  развиваясь вместе с ним, логика, в  свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе определяются, прежде всего, ее природой и тем местом, которое она занимает в общей  системе культуры.

Под культурой вообще понимается совокупность ценностей, накопленных человечеством. При этом имеются в виду не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, как это, очевидно, относится  к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе  воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Но какое она занимает здесь место? Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие. 
 

         

1). Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимая важное место в общей системе познания мира, она выполняет, прежде всего, общенаучную -- познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе -- предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения.

2). Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действительности, то в логике -- непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важнейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы -- отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей -- более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.

3). Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.

4). Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских направлений -- материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда и ее идеологическая функция.

Свои важнейшие  функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития, хотя проявлялись  они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и  значение особенно возрастают. Это  обусловлено двумя основными  обстоятельствами.

Одно из них -- особенности современного этапа  развития самого общества. Этот этап характеризуется  все большим возрастанием роли наук в развитии всех сторон общественной жизни, ее проникновением во все поры социального организма. Соответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей  стране -- в условиях перехода России к рыночной экономике, требующей  осмысления новых, сложнейших и многообразных  экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.

Другое обстоятельство -- потребности развития научно-технической  революции. Эта революция означает, что наука и техника переходят  на качественно новый и более  высокий этап своего развития, когда  усиливается значение абстрактного мышления. А в этой связи и возрастает значение логики, исследующей его  структуру, формы и законы. Потребность  в логике, особенно символической, становится все более ощутимой в России -- в обстановке нового этапа развертывания  научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного развития информатики  и других ее новейших направлений. 

2. Роль логики  в формировании логической культуры  человека. 

С общей  культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения  с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.

В каком  отношении к этим элементам находится  логическая культура? Ее не следует  рассматривать как еще один из элементов такого ряда. Она буквально  пронизывает каждый из этих элементов, входя в них неотъемлемой составной  частью. Аналогично тому, как никакая  культура невозможна без языка, так  невозможна никакая материальная или  духовная деятельность людей без  мышления. Отсюда -- особое значение логической культуры в жизни каждого культурного  человека.

Что же такое  логическая культура? Это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:

а) определенную совокупность знаний о средствах  мыслительной деятельности, ее формах и законах;

б) умение использовать эти знания в практике мышления -- оперировать понятиями, правильно  производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

в) навыки анализа  мыслей -- как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы  вырабатывать наиболее рациональные способы  рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка  логической культуры -- дело долгое и  трудное. И значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно  избегать двух крайностей: как переоценки логики, гак и ее недооценки. С  одной стороны, нельзя полагать, будто  логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как  физиология не учит переваривать пищу. Мышление -- такой же объективный  процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности  к мышлению, а во-вторых, известной  суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили  более или менее правильно, задолго  до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, и притом правильного мышления. Еще  знаменитый оратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки  умеем излагать, как было дело, и  доказывать то, что нам нужно, и  опровергать. И в настоящее время  многие люди, не зная логики, мыслят и  рассуждают довольно правильно.

Означает  ли это, что без нее можно обойтись? Нет. Это было бы другой крайностью: игнорированием или преуменьшением ее значения, недооценкой. На самом  деле без логики трудно обходиться, если мы хотим, чтобы наша мысль протекала  правильно не только в простых, обыденных, но и в сложных, теоретических рассуждениях. Изучение логики открывает возможность надежно контролировать мышление со стороны его формы, структуры, строения, проверять его правильность, предупреждать логические ошибки или обнаруживать и исправлять их. В этом отношении она сродни грамматике, освоение которой позволяет производить лингвистический анализ письменной или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстро находить их и исправлять.

Значение  логики обусловлено тем, что логические ошибки допускаются весьма часто -- гораздо чаще, чем думают некоторые, полагая, будто культура мышления является прирожденным качеством каждого  человека. Нет, как и всякой культурой, ею нужно упорно овладевать.

Отсюда следует, что хотя научиться мыслить с  помощью логики невозможно, все же изучать ее необходимо. Ее главное  значение для нас состоит в  том, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более  рациональным. подобно тому как знание физиологии помогает нам правильно, рационально питаться.

Конечно, для  разных людей с различным уровнем  развития мышления логика имеет неодинаковое значение -- как высшая математика для  дикаря и для современного инженера. Но тот, кто усердно изучает ее, в любом случае получает преимущество перед тем, кто ее не знает. А тот, кто осознает недостатки своего мышления, может значительно развить и  упорядочить его с помощью  логических упражнений. Это можно  сравнить с тем, как Демосфен упорной  тренировкой исправил дефекты своей  речи и достиг вершин в ораторском искусстве, стал знаменитым оратором.

Именно на практические аспекты изучения логики обращали, прежде всего, внимание выдающиеся умы прошлого. Так, уже упомянутый выше средневековый философ и  ученый Востока аль - Фараби -- выдающийся комментатор трудов Аристотеля, заслуживший  громкое имя “Второго учителя” (после Аристотеля), специально подчеркивал: логика учит совокупности законов и  правил, “способствующих совершенствованию  интеллекта и наставляющих его на путь истины”, охраняющих его от ошибок и помогающих проверять наши мысли. Правила логики, их значение для  проверки правильности наших знаний о вещах он сравнивал с “весами  и мерами, линейкой и циркулем”. Он отмечал “большую ценность”

логики и  раскрывал отрицательные последствия  ее незнания. Если мы невежественны  в логике, считал он, то не можем быть уверенными в правильности утверждений  того, кто прав, и не будем знать  ошибки того, кто заблуждается, -- словом, “колем дрова ночью”.

Г. Лейбниц2 вполне справедливо полагал, что если бы ученые так же старательно занимались логикой, как музыканты музыкой, то они творили бы чудеса.

Дж. Ст. Милль3 считал, что единственной задачей логики выступает управление собственными мыслями.

В. Минто утверждал: “главной целью и назначением” логики является “предохранение ума от заблуждений “.

Как видим, логика в той или иной степени  была нужна человеку в самые разные исторические эпохи. Но особенно необходима она в современную эпоху. Объясняется  это в решающей степени тем, что  чем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются  к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной  культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно  мыслить и рассуждать, способность  глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышлении. Такая  тенденция особенно заметна в  условиях экономической реформы, осуществляемой в России, и демократизации страны. Эти кардинальные процессы захватывают  все более широкие слои населения, требуют от них подъема деловой  и общественно-политической активности, а, следовательно, и активности мышления. Эта тенденция органически связана  с реформой народного образования  в России. Ее магистральное направление -- все большее перемещение центра тяжести с узкопрофессиональной в сторону широкой фундаментальной  подготовки специалиста, способного лучше  ориентироваться в достижениях  науки и техники, полнее отвечать быстро меняющимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.

Информация о работе Значение логики