Логика и ее значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:53, реферат

Краткое описание

в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна¬ет окружающий его мир

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………….3
1. Краткая история логики………………………………………………….5
2. Значение логики………………………………………………………....11
2. Предмет логики………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………..……………….20
Список использованной литературы…………………..…………………21

Файлы: 1 файл

Логика как наука.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


22

 

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРЫМСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

СПОРТА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Логика»

на тему: «Логика и ее значение»

 

 

Выполнила студентка

1 курса, менеджмент

организаций

Гурина А.В.

 

г. Симферополь, 2007


Содержание

 


 

Введение…………………………………………….……………………….3

1. Краткая история логики………………………………………………….5

2. Значение логики………………………………………………………....11

2. Предмет логики………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………..……………….20

Список использованной литературы…………………..…………………21


Введение

 

 

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши совре­менники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.

Логика - наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Логика как наука зародилась в связи с риторикой (учением о красноре­чии) в Древне Греции и Древней Индии. Там были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей. Известный русский востоковед академик В. Васильев так рассказывает о ходе подобного состя­зания в Древней Индии: «Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно Неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследо­вать без всякого суда, напротив, охотно будут признавать их, если пропо­ведник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей, и при споре присут­ствовали цари, вельможи и народ: определяли заранее, независимо от цар­ской награды, каким должен был быть результат спора. Если спорили толь­ко два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни - бросаться в реку или  скалы, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если это было лицо, пользовавшееся уважением, например, до­стигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее ог­ромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмо­тьях, которые сумел его оспорить... По всего чаще... спор не ограничивал­ся личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного суще­ствования. Как видно, право красноречия и логических доказательств бы­ло до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор».

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую,

Цель работы – раскрыть значение логики как науки, которая помогает логически думать.

 


1. Краткая история логики

 

 

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется для обозна­чения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышле­ния, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать тер­мин «логика» в указанных двух смыслах. Кроме того, данный термин при­меняется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;

2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть раз-личными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Как самостоятельная паука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н.э.). В своих логических тру­дах, получивших общее название «Органон» (греч, «орудия позна­ния»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важней­шие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умоза­ключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - ло­гики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристоте­левскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков - основа другого направления математической ло­гики - логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментиру­ющих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, име­нем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображаю­щей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили ос­новными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить мето­дом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый Органон» (в отличие от старого, аристотелевского «Органона»). Разработка ин­дуктивного метода - огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806-1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, кото­рая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время,

Эту логику принято называть форматной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1569-1650) выступил с крити­кой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга "Логика, или Искусство мыслить», написанная последователя­ми Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на всю пос­ледующую историю развития логики.

Крупный вклад в исследование логических проблем внесли не­мецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX-XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724-1804) и многие другие западно-европей­ские философы и ученые.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711- 1765), А.Н. Радищев (1749-1802), Н.Г. Чернышевский (1828- 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний русские логики М.И. Каринский (1804-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Одним из первых начал развивать логику отно­шений философ и логик С.И. Поварнин (1807-1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я, Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики.

Символическая логика - интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо при­нятых в традиционной логике двух значений истинности - «истин­но» и «ложно» - допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878-1956) трехзначной логике вводится третье значение - «возможно» («нейтрально»). Им же построена система модальной логики со значения­ми "возможно", "невозможно», «необходимо» и т.п., а также четы­рехзначная и бесконечнозначная логики.

Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество сте­пеней правдоподобия - от 0 до 1, временная логика и многие другие.

Особое значение для правоведения имеет раздел модальной ло­гики, получивший название деонтической логики, исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в нравотворческой и правоохранительной де­ятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формаль­ной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охваты­вает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить последнюю. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики.

Особенность формальной логики состоит в том, что она рас­сматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалекти­ческая логика, впервые в развернутом виде представленная в объ­ективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770- 1831) и с материалистических позиций переработанная в филосо­фии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, ко­торые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раз-двоение единого на противоположные стороны, восхождение от аб­страктного к конкретному, принцип единства исторического и логи­ческою и др. Диалектическая логика служит методом познания диа­лектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект - человеческое мышление, но при этом каждая из них' имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного удержания, выявляя структуру, общую для различных по содержа­нию суждений- Формальная логика изучает законы, обусловливаю­щие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Информация о работе Логика и ее значение