Сущность и новейшие системы заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

И необходимо регулировать данные отношения законодательно и в соответствии с международными принципами по начислению заработной платы. Объектом исследования является заработная плата. Целью курсовой работы является изучение категории «заработная плата», основных форм и систем заработной платы, регулирование заработной платы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………...3

Глава 1. СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………...….……………..6
1.1. Заработная плата как экономическая категория……………..…………..6
1.2. Функции заработной платы….…………………………………...………...9
1.3. Факторы, определяющие уровень заработной платы.…………………..12

Глава 2. Основные формы, виды и системы заработной платы……………………………………………......................................................15
2.1. Заработная плата в номинальном и реальном измерении………………15
2.2. Формы заработной платы.……………………………………………...…16
2.3. Новейшие системы заработной платы..………………...………..………19

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ………………...…….24
3.1. Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………………...………24
3.2. Минимальный размер оплаты труда……………………………...………26
3.3. Индексация заработной платы…………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..……….37

Файлы: 1 файл

курсовая по э.т..docx

— 68.97 Кб (Скачать)

Информационная система предоставляет  сведения для анализа уровня и  динамики заработной платы, прочих издержек работодателя на рабочую силу, дает реальное представление о заработной плате как цене рабочей силы, демонстрирует  взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

Функции государства сводятся к  обеспечению наилучших условий  для действия всего механизма  рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого  механизма в целях внесения в  него необходимых корректировок, когда  складывающиеся тенденции приобретают  отрицательный для общества характер.

Нормативно-правовой основой регулирования  заработной платы в пашей стране выступают Трудовой кодекс РФ, Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения отражаются в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы  и доходов. К мерам прямого  регулирования относятся:

- установление  гарантированного минимального размера оплаты труда;

- установление  порядка индексации заработной  платы при росте потребительских цен;

- определение  порядка оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений  субъектов РФ и муниципальных образований;

- установление  минимальных и повышенных размеров  доплат и надбавок к заработной плате [13; 208].

Меры  косвенного регулирования доходов  и заработной платы включают:

- контроль  над денежной эмиссией, инфляцией и валютным курсом;

- установление  ставок налогообложения физических  лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды, тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

- разработка  тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

ТК РФ (ст. 130) установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников.

3.2. Минимальный размер оплаты труда

Важным действенным методом  государственного регулирования заработной платы является законодательное  установление размера минимальной  заработной платы, которая обеспечивает минимальную приемлемую величину потребления, служит базой установления оплаты труда  наименее квалифицированного работника [18; 69]. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

В Российской Федерации МРОТ— устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В соответствии с ТК РФ (ст. 133) МРОТ устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. За прожиточный минимум принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики [21; 98]. Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в этом размере, устанавливаются федеральным законом.

В таблице показано изменение соотношения  минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в России в 2000— 2009 гг. С 1 сентября 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ МРОТ составил 4330 рублей (см. Приложение 2). Заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимум заработной платы может  быть как общефедеральным, так и  дифференцированным по регионам и природно-климатическим  зонам страны применительно к  стоимости минимального набора товаров  и услуг, рассчитанной по единой методике [16; 103]. Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по территории страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Влияние метеорологических и природных факторов на потребление населения в определенной мере нашло отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящимися в благоприятных условиях. Другим фактором, определяющим стоимость воспроизводства рабочей силы, являются различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.

МРОТ обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов; в других организациях — за счет собственных средств [21; 95].

3.3. Индексация заработной  платы

Индексация  заработной платы — повышение  номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного  роста цен на потребительские  товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов.

Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, ожидаемая (упреждающая) — ориентирована на ожидаемый  рост цен [9; 469].

Необходимо  отметить, что повышение ставок и  окладов по мере инфляционного роста  цен является фактором увеличения издержек производства. Это, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, что в конечном итоге  требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом, возможно формирование так называемой инфляционной спирали  «заработная плата — цены». Чтобы  избежать роста темпов инфляции, при  осуществлении индексации учитывается  ряд требований:

- с помощью индексации компенсируется не любой, а только инфляционный рост цен.

- индексируются не все виды доходов, а преимущественно такие, как заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия).

- не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности (от продажи и сдачи в аренду личного имущества, акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личною подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования, возрастая с ростом цен, и поэтому не нуждаются в дополнительной защите [16; 101].

Кроме общего индекса потребительских цен  могут рассчитываться и части-индексы  изменения стоимости жизни определенных слоев или групп населения  или специальные индексы в  целях коррекции социальных выплат или их тарифов в результате инфляции.

Индексация  не компенсирует полностью рост потребительских  цен всем получателям доходов. Рост стоимости жизни компенсируется в большей мере тем, чей уровень  текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. лицам, получающим более низкие доходы.

Официальными  источниками индексации доходов  в России выступают:

- для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;

- для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ;

- для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет;

- для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;

- для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций [9; 474].

Механизмом  индексации заработной платы в бюджетной  сфере является увеличение установленных  на федеральном уровне, уровне субъектов  Федерации и муниципальных образований  минимальных тарифных ставок. Для  частных предприятий и организаций  государственная индексация заработной платы означает установление нового государственного МРОТ. Будут ли повышены (и в каком размере) более высокие ставки и оклады — внутреннее дело организации, и это зависит от наличия средств, а также от того, как зафиксированы вопросы индексации в коллективных и трудовых договорах.

На практике применяется ряд вариантов индексации заработной платы. При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой  — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой  — часть средств на индексацию идет на увеличение ставок и окладов  в одной пропорции, часть на увеличение их на одинаковую сумму [13; 226].

Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости  жизни и сокращение текущего потребления  в большей мере компенсированы работнику  с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов  работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой  индексации смягчает негативные черты  первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая  индексация также постепенно снижает  диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно  время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы  должностных окладов с тем, чтобы  обеспечить обоснованный уровень дифференциации в оплате труда работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заработная  плата как плата за труд выдвигается  на первый план потому, что среди  всех экономических ресурсов это  наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства  населения это единственный или  по крайне мере, главный источник дохода.

Можно выделить четыре основные функции заработной платы: воспроизводственную – обеспечение  возможности воспроизводства рабочей  силы; стимулирующую – повышение  заинтересованности в развитии производства; социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости; учетно-производственную, характеризующую  меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Принципы  организации заработной платы –  это объективные, научно- обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более полную реализацию функций заработной платы.

Необходимо  различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату. Номинальная  заработная плата – это сумма  денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата  – это количество товаров и  услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; денежная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы.

Труд  работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам платы  труда. Оплата может производиться  за индивидуальные и коллективные результаты работы. В настоящее время традиционными  формами оплаты труда являются повременная  и сдельная, довольно широко используемые в практике предприятий. Вместе с  тем, если раньше превалировала оплата по сдельными системам, то сейчас на частных (малых) предприятиях все больше используется повременная оплата (окладные системы). Повременной называется такая форма платы, когда основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время, т.е. основной заработок зависит от квалификационного уровня работника и отработанного времени. Применение повременной оплаты труда оправдано, когда рабочий не может повлиять на увеличение выпуска продукции из-за строгой регламентации производственных процессов, и его функции сводятся к наблюдению, отсутствуют количественные показатели выработки, организован и ведется строгий учет времени, правильно тарифицируется труд рабочих, а также используются нормы обслуживания и численности.

При сдельной оплате труда основной заработок  работника зависит от расценки, установленной  на единицу выполняемой работы или  изготовленной продукции. Сдельная форма оплаты труда по методу начисления заработной платы может быть прямой сдельной, косвенной, сдельной аккордной, сдельно-прогрессивной. По объекту  начисления она может быть индивидуальной и коллективной.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего  выплате работникам, в соответствии с произведенными ими затратами  труда, а в ряде случаев и с  его результатами. В соответствии с решением Правительства РФ введена  в действие НСОТ работников бюджетных  учреждений. Основная задача на современном  этапе  - формирование иного отношения  к трудовым ресурсам. Это отношение  заключается в том, чтобы путем  создания НСОТ будет сформирован  инструмент, позволяющий привлекать для работы наиболее квалифицированных  специалистов.

В современных  системах заработной платы отмечается стремление выразить принцип, что интересы предприятия и трудящихся совпадают, а не противоречат друг другу.

Информация о работе Сущность и новейшие системы заработной платы