Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является анализ работоспособности человека и путей её повышения на предприятии СПК «Родина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть теоретические и методологические основы работоспособности человека, включающие:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методологические основы
работоспособности человека……………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность работоспособности человека……………………….5
1.2. Факторы (этапы) работоспособности человека…………………………...8
1.3. Показатели работоспособности……………………………………………11
2. Анализ работоспособности человека………………………………………..15
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика
предприятия СПК «Родина»…………………………………………………….15
2.2. Использование рабочего и нерабочего времени человека……………….22
2.3. Трудоёмкость выполнения работ (производства продукции)……………25
2.4. Эффективность факторов, влияющих на работоспособность
человека..................................................................................................................29
3. Пути повышения работоспособности человека…………………………….35
3.1. Основные направления повышения работоспособности
человека…………………………………………………………………………..35
3.2. Эффективность мероприятий повышения работоспособности
человека…………………………………………………………………………..40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложения…………………………………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Экономический факультет
Кафедра организации
предпринимательской
Курсовой проект
по организации, нормированию и оплате труда на предприятиях АПК
на тему: «Работоспособность человека и пути её повышения на предприятии СПК "Родина"»
Дата представления:
Тверь, 2009
Содержание: с.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические и
работоспособности человека……………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность
работоспособности человека…………
1.2. Факторы (этапы) работоспособности человека…………………………...8
1.3. Показатели работоспособности……
2. Анализ работоспособности
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика
предприятия СПК «Родина»………………………………………………
2.2. Использование рабочего
и нерабочего времени человека…
2.3. Трудоёмкость выполнения
работ (производства продукции)
2.4. Эффективность факторов, влияющих на работоспособность
человека......................
3. Пути повышения
3.1. Основные направления повышения работоспособности
человека…………………………………………………………
3.2. Эффективность мероприятий повышения работоспособности
человека…………………………………………………………
Выводы и предложения…………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема данного курсового проекта – «Работоспособность человека и пути её повышения на предприятии СПК "Родина"».
На наш взгляд, тема достаточно актуальна, т.к. в современных условиях экономического кризиса происходит массовое сокращение рабочих мест на предприятиях, руководители вынуждены оставлять только высококвалифицированных специалистов, обладающих опытом, знаниями, умениями, навыками в работе и т.д. Все эти показатели и составляют сущность работоспособности человека. Необходимо также уделять внимание мероприятиям повышения работоспособности человека. При увеличении этого показателя возрастает производительность труда, следовательно, растёт производство товаров, работ, услуг, что, бесспорно, помогает пред-приятию достичь максимальной прибыли, что является главной целью любой организации.
Целью данного курсового проекта является анализ работоспособности человека и путей её повышения на предприятии СПК «Родина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- понятие и сущность работоспособности человека;
- факторы (этапы)
- показатели работоспособности;
- использование рабочего и нерабочего времени человека;
- трудоёмкость выполнения
работ (производства продукции)
- эффективность факторов, влияющих на работоспособность человека;
- основные направления повышения работоспособности человека;
- рассчитать эффективность
мероприятий повышения
Объектом исследования курсового проекта был выбран сельскохозяйственный производственный кооператив «Родина».
Курсовой проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для написания данного курсового проекта все цифровые данные были взяты из годовых отчётов предприятия СПК «Родина» за 2005-2007 гг., также использовались труды авторов, указанные в списке литературы.
1. Теоретические
и методологические основы
1.1. Понятие и сущность работоспособности человека
Существует множество понятий работоспособности, приведём некоторые из них.
Работоспособность - это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени [6, с.153].
Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени [8, с. 699].
Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.
Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, качеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая - силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок.
Уровень функциональных возможностей организма имеет индивидуальный характер, может изменяться в течение трудового дня, суток и рабочей недели. Различают также месячную, годовую и многолетнюю работоспособности.
Наиболее высокая
Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других систем организма позволили выдвинуть предположение о разных типах работоспособности человека.
Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возможностей в течение суток. Их назвали аритмиками, или голубями.
Люди утреннего типа - жаворонки - имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать.
Люди вечернего типа - совы - встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну (Рис.1.1.).
Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева, обследовав большую группу лиц разного возраста, выявили, что большинство из них испытывают ритмические колебания работоспособности:
41% предпочитают для работы утренние часы,
30% - вечерние и даже ночные,
29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.
Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утреннего типа - в основном, служащие, вечернего - люди умственного труда, аритмики - лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17%, совы - 35%, аритмики - 48%.
Рис. 1.1. Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 - средний тип, 3 - вечерний тип.
Ученые пока не могут ответить на вопрос о том, заложены ли особенности работоспособности в генетической программе человека или формируются на протяжении его жизни. Доказано, что эти свойства биологических ритмов - внутренне присущий организму признак, который обуславливается определенными особенностями гормональной и психической сфер организма человека.
Для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колебаниями временных процессов его организма. Для этого существуют методики определения типа работоспособности, основанные на выявлении временных функциональных возможностей организма и их соответствии режиму трудовой деятельности [ 10, с.12].
Рис. 1.2. Колебания уровня работоспособности в течение суток
Рис. 1.3. Колебания уровня работоспособности в течение недели
Т. об., работоспособность людей неодинакова и колеблется в течение суток (Рис.1.2.), недели (Рис.1.3.), месяца и даже лет, но для любого человека можно найти индивидуальные средства, поддерживающие и повышающие её.
1.2. Факторы
(этапы) работоспособности
Повышение эффективности общественного производства тесно связано с решением проблемы повышения работоспособности трудящихся, так как высокая работоспособность является одним из условий высокой производительности труда. Работоспособность человека, в свою очередь, зависит от ряда факторов [9, с. 54].
Различают четыре группы факторов, непосредственно влияющих на работоспособность человека:
Санитарно-гигиенические факторы - микроклимат, освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха и т.д.
Психофизиологические факторы - режим труда и отдыха, напряженность труда, рабочие позы, величина нагрузки на скелетную мускулатуру, на центральную нервную систему (ЦНС), на высшие отделы мозга, степень риска и т.д.
Социально-экономические факторы - социальная защищенность работающего, его заработная плата, покупательские способности, обеспеченность отпуском, домами отдыха, детскими садами и т.д.
Эстетические факторы - интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, цвет, фасон рабочей одежды и т.д.
При организации режима деятельности необходимо определить и регламентировать периоды работы и отдыха. Перерывы в работе эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают, вследствие большой продолжительности, состояния врабатываемости. Отдых во время перерывов должен быть рационально организован. Активный отдых является более эффективным, чем пассивный, что было установлено еще в опытах И.М.Сеченова [1, с.79].
Достаточно большую роль в организации умственной деятельности играет внешняя среда. Во время физической работы улучшается обмен веществ в организме, увеличивается потребность в кислороде. Возрастает частота дыхания, размах движений грудной клетки, что значительно повышает объем потребляемого воздуха. Важно, чтобы этот воздух был чистым, не имел пыли и других вредных примесей. В душной, загрязненной атмосфере, при недостатке кислорода, у человека появляются головная боль, слабость, резкое снижение работоспособности.
На работоспособность человека существенно влияют температурно-влажностный режим и микроклимат рабочего помещения. Наиболее продуктивной для трудовой деятельности человека является температура воздуха в пределах 16-18°С. Относительная влажность должна оставаться на уровне 35-70%.
Правильная организация труда предусматривает хорошее содержание рабочего места, т.е. отсутствие на письменном столе лишних вещей, мусора, грязи. Порядок и четкое расположение необходимых предметов значительно облегчают работу. Нужно постараться, чтобы обстановка во время работы была одинаковой. Человек привыкает трудиться в определенном окружении, что облегчает действие его нагрузок. Удобная рабочая поза, отсутствие суеты, лишних движений, уют в помещении весьма важны для работоспособности человека и борьбы с преждевременным утомлением.
Свет является сильным стимулятором работоспособности человека. Освещение считается достаточным, если оно позволяет длительное время свободно (без напряжения зрения) работать и не вызывать при этом утомления глаз. Таким нормальным освещением является настольная лампа в 50-60 Вт.
Установлено, что цвет окружающих предметов, окраска стен оказывают существенное влияние на общее самочувствие и работоспособность человека. Красные с золотистые оттенки цвета - теплые - вызывают бодрящее и возбуждающее действие, а синие и зелено-голубые - успокаивающее, располагающее к отдыху, покою и сну.
Информация о работе Работоспособность человека и пути её повышения на предприятии СПК "Родина"