Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Правовое регулирование трудовых отношений требует сегодня создания такого правового механизма, который в максимальной степени учитывал бы интересы всех участников процесса труда в неуклонном укреплении трудовой дисциплины. Между тем, эти интересы нередко вступают в конфликт с трудовым законодательством при реализации конституционных прав граждан на труд, на его оплату, на отдых, безопасные условия труда, а также при применении мер дисциплинарной ответственности к работникам. Возникновение таких правовых коллизий объясняется рядом причин. Начальный этап перестройки и установления рыночных отношений привел к тому, что работодатели порой стали самоустраняться от исполнения норм, регулирующих трудовые отношения, и злоупотреблять своей хозяйской властью. Кроме того, самоуправление на местах привело к самоуправству, в результате чего работодатели стали издавать такие локальные нормативные акты, которые расширяли только меры материальной ответственности работника.
Цель курсовой работы – проведение комплексного анализа проблем правового регулирования дисциплинарной ответственности работника по трудовому праву.
Задачи:
1) дать понятие юридической ответственности и рассмотреть ее особенности в трудовом праве;
2) изучить основания дисциплинарной ответственности работников и виды дисциплинарных взысканий;
3) проанализировать специальную дисциплинарную ответственность работников.
Вопрос о субъектах служебного проступка на железнодорожном транспорте требует еще одного уточнения. Рассматриваемый нами Устав исходит не из критерия выполняемых работниками того или иного предприятия функций, а из принципа отношения данного предприятия, учреждения (организации) в целом к эксплуатационной деятельности железных дорог. Устав не распространяется на работников предприятий, не имеющих прямого отношения к эксплуатации транспорта. Эти работники несут дисциплинарную ответственность по Правилам внутреннего трудового распорядка.
Касаясь субъективной стороны служебного проступка, необходимо подчеркнуть лишь один наиболее важный момент. В Уставе не указано, что таким проступком является только виновное деяние работника. Это надо считать редакционным упущением.
Изложенное позволяет
Весьма актуальным является вопрос о лишении водителей права управления автодрезиной, мотовозами и автомотрисами (моторно-рельсовый транспорт) за нарушения, угрожающие безопасности движения. Эти транспортные средства передвигаются вне графика движения поездов, поэтому к их водителям нужно предъявлять повышенные требования. Целесообразно было бы водителей, допустивших грубейшие нарушения дисциплины, предусмотренные Уставом, лишать права управления.
Данные меры применяются в отношении лиц, связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, причем в случаях, если этими лицами допущены угрожающие безопасности движения нарушения правил технической эксплуатации или совершены грубые проступки при обслуживании пассажиров.
Дисциплинарная
На военнослужащих распространяются нормы Дисциплинарного устава Вооруженных Сил, утвержденного Указом Президента РФ от 14.12.1993 г. №2140.
Дисциплинарная
В теории права общие основы дисциплинарной
ответственности
- дисциплинарная
- для ее реального применения
характерно наличие трех
- дисциплинарная
- состоит в применении
- дисциплинарную
- урегулирована нормами
Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус. Цель их применения двоякая: с одной стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция правонарушений, - достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение).
Характерным для всех видов государственной службы является наличие "общих" санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено "понижение в должности", а для военнослужащих предусмотрены "свои" специфические виды взысканий, таких как "лишение очередного увольнения из расположения воинской части", "назначение вне очереди в наряд на работу", "лишение нагрудного знака" и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде "снижения в специальном звании на одну ступень", а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.
Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).
Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей.
Во-первых, для гражданских
Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.
В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.
В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения.
В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.
В-седьмых, по отношению к лицам,
находящимся в состоянии
В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило - один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения.
Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.
Это лишь некоторые особенности
применения дисциплинарных взысканий
для отдельных видов
Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание - это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих "несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами" и "нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах". Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и др. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.
Представляется, что закрепление данного правила в современных условиях развития законодательства о государственной службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин. Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом. Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот - необоснованное ее усиление. В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на "откуп" органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания? И, наконец, в-четвертых, только Дисциплинарным уставом ВС РФ предусмотрено основание для привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих за "нарушения общественного порядка", что не одно и то же с совершением административного правонарушения. В иных, названных в ст. 2.5 КоАП РФ нормативных правовых актах данный вопрос даже не оговаривается.
Таким образом, в современных условиях
для определения правового
Проблема юридической
Проблемы правопорядка и ответственности в теории трудового права и на практике тесно взаимосвязаны. Для законодателя важно не только установить определённые правила поведения в процессе труда, но и обеспечить определёнными средствами и методами их выполнение, поскольку нормы трудового законодательства, касающиеся ответственности работника, должны обеспечивать интересы работника, работодателя и государства.
На современном этапе, на пути к цивилизованным экономическим отношениям, когда в России ощутимо утрачивается упорядоченность в социально-трудовых отношениях, важно выяснить, что представляют собой внутренний трудовой распорядок и ответственность в сфере труда, как две взаимосвязанные юридические категории трудового права.
Как известно, юридическая ответственность - это мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему правонарушение с применением к нему лишений личного, имущественного порядка. Все виды юридической ответственности имеют ретроспективный характер, так как ответственность наступает за уже совершённые деяния, а не за намерение совершить правонарушение в будущем. Ретроспективная (негативная) ответственность имеет место только при наличии в действительности состава противоправного деяния.
В целом смысл юридической