Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 12:58, курсовая работа
До отмены крепостного права в 1861 году производство в России было основано на принудительном труде крестьян, тогда еще крепостных. Вся промышленность была развита очень слабо. Законодательство, которое регулировало труд, отражало черты натурального хозяйства, крепостнической системы, отсутствия свободного рынка труда, одним словом, практически отсутствовало.
До отмены крепостного права в 1861 году производство в России было основано на принудительном труде крестьян, тогда еще крепостных. Вся промышленность была развита очень слабо. Законодательство, которое регулировало труд, отражало черты натурального хозяйства, крепостнической системы, отсутствия свободного рынка труда, одним словом, практически отсутствовало.
Крупная промышленность в России появилась при Петре I. Он принял юридические акты, которые помогали развитию промышленности, обеспечивали рабочими мануфактуры и фабрики. Но законы о труде той эпохи были направлены на поднятие уровня экономики, но никак не на защиту рабочего населения.
Законодательство о взаимоотношениях фабрикантов и свободных работников до реформ состояло из двух законов: Положением от 24.05.1835г. «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму»1 и Положением от 7.08.1845г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста»2.
Первое Положение разрешало крестьянам, имеющим паспорта наниматься на работу на фабрики и мануфактуры на время не свыше срока действия паспорта. Работник не мог расторгнуть договор до истечения его срока, а помещик, который выдал паспорт, - отозвать крепостных, работавших на фабрике. Договор заключался в устной или письменной форме. Хозяин мог уволить работника, если он не выполнял свои трудовые обязанности или дурно себя вел на рабочем месте, предупредив работника об увольнении за две недели. Пока действовал трудовой договор, работник не имел права требовать повышения заработной платы. Также Положение обязало хозяев иметь правила о распорядке и учет расчетов с рабочими. Однако за неисполнение этих норм никаких санкций не предусматривалось. Следовательно, они и не применялись.
Следующее Положение запрещало детям до 12 лет работать в ночные смены. За его нарушение также не предусматривались санкции и, можно сделать вывод о том, что данный акт не применялся.
Но несмотря на то, что эти законы были очень ограничены и почти не подлежали применению, их можно считать зачатками будущего российского законодательства о труде.
Реформы, создающие условия для развития России на пути к капитализму, а также отмена крепостного права, дали толчок для создания крупного машинного производства. Оно, в свою очередь, основывалось на использовании наемной рабочей силы. Первые несколько десятилетий после отмены крепостного права происходила бесчеловечная эксплуатация наемного труда, никак не связанная даже с малейшими правовыми ограничениями. Труд женщин применялся в ночные смены, дети работали с 5-6 лет, продолжительность рабочего времени составляла 18 часов, а заработная плата была нищенская. Работникам приходилось покупать недоброкачественные продукты по завышенным ценам, у них не было отпусков, не соблюдалась элементарная техника безопасности, присутствовала антисанитария на большинстве предприятий, а также ужасные жилищные условия. Положение пролетариата было невыносимым и вызвало сопротивление с его стороны. Протесты осуществлялись в самых различных видах: физические расправы с администрацией предприятий, стачки, поджоги, порча оборудования и т.д. Среди рабочих выросло влияние социал-демократов, которые пропагандировали идеи политической борьбы за свое освобождение и социализм.
Это явилось основанием осуществления реформ с целью смягчения противоречий между социальными классами. В последние несколько десятилетий XIX века появилось и стало активно развиваться законодательство о труде.
Но, как известно из литературы, за каждым принятым законом стояли забастовки, кровавые столкновения рабочих с фабрикантами и властями.
Таким образом, фабричное законодательство – не только результат социального противостояния, но и необходимое условие для нормального функционирования фабричного производства.
Законодательство о труде было сформировано в России в кратчайшие сроки. С 1882 по 1903 г. Было последовательно принято девять главных законов, которые и составили костяк трудового права:
Эти законы являлись главными актами законодательства о труде. До февраля 1917 г. они корректировались, но новые законы не принимались, были приняты только Временные правила о профессиональных обществах от 4 марта 1906г., которые сделали легальными профессиональные союзы.
В начале XIX века под руководством М.М. Сперанского было систематизировано все законодательство, было подготовлено Полное собрание законов Российской империи, состоящее из 45 томов. В нем в хронологической последовательности были размещены нормативные акты, принятые с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. Вместе с этим был подготовлен Свод законов Российской империи12, менее объемный по содержанию. В нем содержались акты действующего законодательства, сгруппированные по отраслевому принципу. Законоположения о регулировании труда работников в промышленности, содержащиеся в редакции Свода 1913 г. объединялись в отдельный акт – Устав о промышленном труде.13
Главным источником трудового законодательства о труде стал Устав о промышленном труде. Юридическая наука стала ссылаться не только на Полное собрание законов и тексты соответствующих актов, но и на статьи Устава о промышленном труде.
Можно сделать вывод о том, что Устав о промышленном труде являлся прообразом будущих российских кодексов законов о труде, который в последние годы существования Российской империи стал главным источником законодательства о труде.
Устав не выходил за рамки действовавшего на тот момент законодательства, не корректировал и не изменял, но его создание значительно облегчило использование трудового законодательства. Практически все нормы, регулировавшие использование наемного труда, были сконцентрированы в едином акте, что позволило увидеть его недостатки. Их было немало, но для своего времени появление УПТ стало большим шагом в развитии трудового законодательства не только в России, - такого систематизированного сборника законов не было еще ни в одной стране.
Вместе с законами в фабрично-трудовое законодательство входили административные акты, которые имели своей целью развитие, применение и официальное толкование законов. Эти акты либо дополняли и разъясняли законы о труде и разделы УПТ, либо являлись самостоятельными источниками законодательства и содержали в себе нормы по технике безопасности, которые отсутствовали в УПТ.
Разработка УПТ стала первым шагом на пути становления трудового права как самостоятельной отрасли. Можно считать, что УПТ подготовил почву для создания Российского Кодекса о труде после октября 1917 г.
Подводя итоги первого этапа развития трудового законодательства, можно сделать несколько выводов:
До отмены крепостного права практически отсутствовали нормы, регулирующие труд и защищающие права и интересы работников. Положения, которые были приняты, не подлежали применению, т.к. за их неисполнение не было предусмотрено санкций. Трудовая деятельность работников была невыносимой, и работники стали бороться за свои права самыми различными способами. Благодаря протестам в кратчайшие сроки было сформировано фабричное законодательство. В начале XIX века была проведена систематизация всего законодательства, и главным источником законодательства о труде стал Устав о промышленном труде.
Исходя из прочитанной литературы и немногочисленных нормативных актов данного периода развития трудового права, я сделала вывод о том, что труд работников в большинстве случаев не регулировался, а если и регулировался, то очень слабо. Реальными правами работники были наделены лишь с принятием Устава о промышленном труде, т.к. за неисполнение его положений были предусмотрены санкции, и работодателю, независимо от того, желал он этого или нет, приходилось создавать условия для нормальной трудовой деятельности.
Свержение самодержавия в России привело к активной деятельности по осуществлению реформ в трудовом законодательстве. Законотворческие функции стали выполнять два органа: Временное правительство, принимавшее законы, и Советы рабочих и крестьянских депутатов, издававшие постановления и распоряжения. Были учреждены два новых органа: фабрично-заводские комитеты, которые представляли интересы работников и примирительные камеры, создававшиеся для разрешения конфликтов между работниками и администрацией предприятия.
7 марта
1917 г. Петроградским советом рабочих
и солдатских депутатов было
вынесено постановление о
В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах, деятельность которых была направлена на разрешение трудовых конфликтов.
Постановление Временного правительства от 11 октября установило запрет на наложение денежных взысканий на рабочих. Таким образом, были отменены дисциплинарные штрафы, являвшиеся основным положением в трудовом законодательстве с 1886 г.
25 августа
было утверждено Положение о
биржах труда, которые учреждались
в населенных пунктах с
В мае 1917 г. было учреждено Министерство труда под руководством М.И. Скобелева. Одной из главных задач Министерства труда была работа по подготовке реформы трудового законодательства. Итогом работы стали проекты закона о трудовом договоре и закона о стачках, и внесение поправок в Устав о промышленном труде. Так как в октябре 1917 г. Временное правительство было свержено, ни один из данных законопроектов в силу не вступил, но юристы сумели разработать такие акты, отразившие передовые тенденции трудового права того времени. Многое из этих актов используется в совершенствовании трудового законодательства и по сей день. Следовательно, российская юриспруденция того времени была на очень высоком уровне.
Первое место среди всех законопроектов занимал проект закона о трудовом договоре, содержащий нормы, относящиеся к трудовому договору и другим институтам трудового права.
В этом законопроекте были сформулированы общие положения о трудовом договоре, дано определение трудового договора и его суть. Также в законопроекте были определены стороны трудового договора, обязанности работника и работодателя, ст.7 определяла форму трудового договора и порядок приема на работу, также в законопроекте были указаны условия прекращения трудового договора, содержались правила внутреннего распорядка, положение о заработной плате. В законопроекте была сделана попытка отрегулировать новый для России институт трудового права – коллективный договор.
Проект закона о стачках предоставлял рабочим право на забастовку в объеме гораздо большем, чем это было закреплено в законодательстве других европейских стран.
Этот период, безусловно, очень важен для трудового права, хотя большинство законопроектов так и не были реализованы в связи с нестабильной ситуацией в стране, была проведена огромная работа для дальнейшего развития законодательства о труде, в частности наделения правами работников и создания безопасных условий и охраны труда.
Хотя трудовое право СССР продолжает в большой мере действовать и в настоящее время, история неумолимо отдаляет нас от того периода российской истории. В нашей стране в XX веке было сформировано специфическое трудовое право, которое во многом отличалось от систем правового регулирования труда других стран.
После прихода к власти Советов трудовое право стало рассматриваться как одна из главных отраслей права и составляло основу социалистического общества. Советское законодательство о труде закрепило нормы и положения, которые отражали интересы рабочего класса.
Первый нормативный акт советского трудового права - Декрет Совета народных комиссаров «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г.14 Он распространялся на всех работников и на все предприятия, в отличие от актов прежнего законодательства, а за его несоблюдение устанавливалось наказание. Можно утверждать, что данный нормативный акт заложил основы советского законодательства об охране труда.
Также новая власть приняла новые положения, которые касались отпусков, трудовых споров, бирж труда, коллективных договоров, инспекции труда, рабочего контроля.
Информация о работе Правовое регулирование труда в России до Октябрьской революции 1917 г