Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 12:58, курсовая работа
До отмены крепостного права в 1861 году производство в России было основано на принудительном труде крестьян, тогда еще крепостных. Вся промышленность была развита очень слабо. Законодательство, которое регулировало труд, отражало черты натурального хозяйства, крепостнической системы, отсутствия свободного рынка труда, одним словом, практически отсутствовало.
Нужно было решать вопросы регулирования труда в сельском хозяйстве и 17 февраля 1935г. был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, состоящий из 8 разделов, включавших в 25 статей.
Конституция СССР 1936г. закрепила правовое положение колхозного двора и объекты колхозно–кооперативной собственности. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.04.1938г осудило необоснованные исключения колхозников из колхозов и запретило проведение чисток коллективных хозяйств. 28.05.1939г. опубликовали Постановление ЦКВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». Разбазаривание проводилось путем незаконных прирезок приусадебных участков сверх норм, предусмотренных Уставом.
Для развития животноводства СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли несколько Постановлений: Постановление от 8.07.1939г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» и Постановление от 30.01.1940г. «Об обязательной поставке шерсти государству».
Данные акты ввели погектарную систему поставок продуктов животноводства, т.е. по количеству земли, которую занимали колхозы, в то время как раньше обязательные поставки мяса и шерсти государству исчислялись количеством голов скота.
Для того, чтобы во время войны обеспечить бесперебойную работу предприятий, заменить работников, ушедших в вооруженные силы, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941г. «О военном положении» разрешил военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения строительных работ, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, заготовке топлива и т.д. Указом от 26.06.1941г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» была увеличена трудовая норма. Сверхурочные работы допускались от 1 до 3 часов в день, а лицам, не достигшим 16 лет – до 2 часов. К сверхурочным работам не допускались беременные женщины с 6 месяца беременности и женщины, кормящие грудью. Во всех учреждениях очередные и дополнительные отпуска были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы как замороженные на время войны вклады рабочих и служащих. Отпуска сохранялись только у работников до 16 лет, в случае болезни, а также отпуска по беременности и родам.
Чтобы обеспечить важнейшие предприятия и стройки военной промышленности и другие отрасли народного хозяйства, работавшие на оборонные нужды, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.02.1942г. признавал необходимой мобилизацию трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве на период военного времени. Мобилизация коснулась мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет, не работавших в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации были освобождены мужчины и женщины 16-18 лет, подлежащие призыву в школы военно-заводского обучения, железнодорожные и ремесленные училища, а также женщины, имевшие грудных детей или детей до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, которые могут обеспечить уход за детьми; учащиеся средних и высших учебных заведений. Уклоняющиеся от мобилизации привлекались к уголовной ответственности. Также Постановлением СНК от 10.08.1942г. для выполнения неотложных работ можно было привлекать граждан к трудовой повинности для заготовки топлива, оборонных работ на срок до 2 месяцев. Инвалидам ВОВ предоставлялись льготы: по временной нетрудоспособности они получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы.
С окончанием войны правовые нормы, которые породили чрезвычайные обстоятельства военного времени, были ликвидированы. С 1.07.1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись обязательные сверхурочные работы и был восстановлен 8-часовой рабочий день, прекратились трудовые мобилизации.
Постепенно
действие норм трудового права,
не применявшихся в военное
время, восстанавливалось. В том
числе действие коллективных
договоров, касавшихся выполнения
и перевыполнения
В первые послевоенные годы трудовое право решало проблему трудоустройства демобилизованных. Закон от 23.06.1945г обязал руководителей предприятий и учреждений предоставить демобилизованным работу по специальности, а Советы сельской местности и правления колхозов помочь демобилизованным в налаживании хозяйства. В четвертом пятилетнем плане была предусмотрена целая система мероприятий по механизации производства, улучшению бытовых и жилищных условий, охране и совершенствованию оплаты труда.
Командно-административная система – очень сложный период в развитии нашей страны. В период правления И.В.Сталина положение работников изменилось кардинально, и не в лучшую сторону, т.к. все было направлено на поднятие экономики страны и победу в Великой Отечественной войне. Социальная политика отодвигалась на второй план.
После смерти И.В. Сталина начался новый этап в истории нашей страны.
Началась либерализация государства и общества, которая особенно проявилась в трудовом законодательстве. Оно модернизировалось, приобрело более демократический характер.
Однако проведенные реформы не затрагивали фундамента трудового права, который сложился в прошлые десятилетия советской истории, а лишь дополняли уже имеющиеся законы.
На XX Съезде КПСС было решено много важных вопросов, касавшихся трудового права: о проведении мер по сокращению рабочего времени, о повышении заработной платы и др. Заработная плата работникам в период с 1955 по1958гг. была повышена на 21%.
В этот период были отменены меры принудительного труда. Рабочие получили право одностороннего расторжения трудового договора со сроком предупреждения 2 недели.
Начиная с 1956г. отменялась уголовная ответственность за прогул и самовольный уход с предприятий. Директор предприятия мог наложить за такой проступок дисциплинарное взыскание, либо уволить.
Президиумом Верховного Совета ССС в 1957г. было утверждено новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. Образовывались комиссии по трудовым спорам – первичные органы, рассматривавшие трудовые споры между рабочими и служащими и администрацией.
Также в этот период был проведен ряд мер по пенсионному обеспечению граждан. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14.07.1956г. граждане, ставшие инвалидами вследствие выполнения государственных обязанностей, по старости или в случае потери кормильца, имели право на получение пенсии. В результате введения этого Закона средний размер пенсий увеличился на 50-60%.
В законодательстве были приняты нормы, направленные на повышение оплаты труда и улучшение его условий: введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, минимальный размер заработной платы был повышен до 70р.
15.07.1970 г., Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»22, а затем новые Кодексы законов о труде были приняты и в союзных республиках. В РСФСР КЗоТ был принят в 1971г.23 Основы законодательства - первый кодифицированный закон о труде, в котором сумели объединить все главные нормы, регулировавшие трудовую деятельность людей. Был сформирован фундамент для всей системы трудового законодательства и определены дальнейшие пути развития трудового права.
Основы законодательства о труде внесли в законодательство много новых моментов, которые улучшали положение работников, повышали уровень гарантий для работников.
Принятие Основ законодательства о труде - огромный шаг вперед в развитии законодательства о труде СССР. Многие из его норм действуют и по сей день.
Конституция России 1977г.24 закрепила право граждан на труд, включив в него право на выбор профессии в соответствии с образованием, призванием и способностями. Также в Конституции были закреплены права граждан СССР на материальное обеспечение в случае болезни, потери кормильца, нетрудоспособности, в старости.
Важно отметить, что права, провозглашенные и закрепленные в Основном законе государства были реальными и обеспечивались материальными гарантиями.
Важным моментом в развитии законодательства о труде стало принятие в 1983г. Закона о трудовых коллективах. В нем юридически были оформлены взаимоотношения трудовых коллективов с администрацией предприятий.
В период распада СССР в трудовом праве произошли изменения. До 1989г. принимались меры, направленные на создание дополнительных гарантий в условиях начинающегося кризиса и расширение участия работников в управлении предприятиями.
В «Основы законодательства Союза ССР о труде» в феврале 1988г. были внесены дополнения, которые предусматривали создание советов трудовых коллективов - полноправных представителей трудовых коллективов с широкими правами. Соответствующие изменения были внесены и в КЗоТ РСФСР 1971г, продолжавший действовать.
С сохранением прежних основ правового регулирования трудовых отношений в дальнейшем развитии трудового права создавались новые нормы, необходимые в период изменения частной собственности, рынка труда и растущей безработицы.
В 1989г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». А в связи с усиливающейся в условиях кризиса безработицей 19.04.1991г. был принят закон «О занятости населения в РСФСР». Им предусматривался ряд мер для смягчения надвигающейся массовой безработицы. в порядке оформления отношений между работником и работодателем произошли существенные изменения.
В период либерализации советской общественной системы были произведены существенные изменения в трудовом законодательстве. Работникам были возвращены права, которых они были лишены в условиях командно-административной системы, а в какой-то части даже были улучшены, например, заработная плата была повышена на 21%.
22 ноября
1991 г. Верховным Советом РСФСР
была принята Декларация прав
и свобод человека и гражданина
Трудовой кодекс Российской Федерации27, начавший действовать с 1 февраля 2002г, — ϶ᴛᴏ четвертый кодекс законов о труде с 1917 г. Сейчас он является главным источником трудового законодательства Российской Федерации.
Нормы трудового права очень широки в своем распространении и постоянно развиваются. Статья 11 Трудового Кодекса РФ говорит о том, действие норм распространяется на все виды производства, в т.ч. на государственную службу.
Трудовой Кодекс регулирует труд государственных гражданских служащих с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»28 и другими нормативными актами.
В ч.2 ст.34 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции»29 говорится: «Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел».
Нормы трудового права Российской Федерации так или иначе проявляются во всех сферах трудовой деятельности.
Тенденции как основные направления развития и формирования норм трудового права во многом зависят от политики государства. Отражая тип демократии, уровень развития общества, достижения науки и техники, тенденции показывают, в каком направлении изменяется трудовое законодательство Российской Федерации, позволяют совершенствовать его и практическое применение норм трудового права. Тенденции связывают вместе прошлое, настоящее и будущее трудового права.
Исходя из социальных и экономических условий, власть реформирует трудовое законодательство и делает его приспособленным к рыночным отношениям.
Изучая современное трудовое право, я выделила несколько направлений развития:
Демократизация законодательства о труде. В Трудовом Кодексе РФ 2002г. многие вопросы решены в пользу работников: условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, условия и охрана труда, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, закрепление права работников на забастовку, повышение роли договорного регулирования.
Закрепление в законодательстве России норм международно-правового регулирования труда, а также их применение на практике. При Организации Объединенных Наций действует Международная организация труда, которая разрабатывает рекомендации и конвенции в сфере правового регулирования труда. Многие из этих норм есть и в законодательстве России. Так, например, Конвенция N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках»30 находит отражение в главе 19ТК РФ.
Дифференциация правового регулирования труда. В современном законодательстве отдельное место выделено специальным льготам, приспособлениям и изъятиям, необходимым для разграничения правового регулирования труда различных категорий работников. В Трудовом кодексе РФ предусмотрен целый ряд глав, которые регулируют особенности трудовых отношений с отдельными категориями работников.
Усиление правовой защищенности работников заключается в том, что гарантии, установленные работникам, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены.
Проведение политики в области занятости населения. С переходом к рыночной экономике в стране появилась безработица. Она росла, и нужно было принимать меры по обеспечению занятости. Это было закреплено Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1«О занятости населения в РФ»31. К концу марта 2015г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 28,4тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, 12,9тыс. из них имели статус безработного.32
Информация о работе Правовое регулирование труда в России до Октябрьской революции 1917 г