Правовое регулирование труда в России до Октябрьской революции 1917 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

До отмены крепостного права в 1861 году производство в России было основано на принудительном труде крестьян, тогда еще крепостных. Вся промышленность была развита очень слабо. Законодательство, которое регулировало труд, отражало черты натурального хозяйства, крепостнической системы, отсутствия свободного рынка труда, одним словом, практически отсутствовало.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.57 Кб (Скачать)

14 июня 1918 г. Постановление СНК «Об отпусках»  установило ежегодные оплачиваемые  отпуска продолжительностью 2 недели  для рабочих и служащих, которые  проработали без перерыва не  менее 6 месяцев.

22 декабря 1917 г. Декрет ВЦИК ввел отпуск  по беременности и родам продолжительностью 16 недель.

Декретом СНК от 18 мая 1918 г. была учреждена инспекция труда, целью которой являлась сохранность жизни, здоровья и труда всех наемных работников.

В этот период появился первый нормативный акт, который касался коллективных договоров. Советом Народных Комиссаров 2 июля 1918 г. было одобрено «Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда.  Положение не определяло заключение коллективного договора обязательным условием, но детально определяло его содержание.

В коллективных договорах, которые были заключены в конце 1917 и в 1918 гг. были закреплены нормы, которые впоследствии вошли в первый советские кодексы о труде и остались в законодательстве и по сей день.

В январе 1918 г. СНК было утверждено «Положение о биржах труда». На биржи были возложены такие функции: регистрация безработных и нуждавшихся в заработке лиц в данной местности, оказание посреднических услуг и пр.

«Положение о рабочем контроле», которое было принято ВЦИК 14 ноября 1917 г. усилило роль фабрично-заводских комитетов. Комитеты получили право наблюдения за производством, принимать меры для выяснения стоимости произведенных продуктов и устанавливать минимум выработки. Была отменена коммерческая тайна.

Также стоит отметить постановление СНК от 23 ноября 1917 г. «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников». Оно реализовало принцип недопущения привилегий работникам государственного аппарата.

 После  Октябрьской революции наряду  с другими наркоматами был  создан Народный комиссариат  труда. Он был призван осуществлять  политику в социально-трудовой  сфере, а также государственное  управление трудом.

 

 

2.2. Трудовое право  в период военного коммунизма

Во время Гражданской войны 1918 – 1920 гг., когда все было разрушено,  советская власть предпринимала действия, чтобы выиграть войну. Вместе с этим осуществлялись преобразования в экономике, нужно было возрождать народное  хозяйство.  Это и стало главной целью нового законодательства. В деятельности государства преобладали насильственные методы, соответствовавшие идеологическим установкам диктатуры пролетариата.

В самый разгар гражданской войны, 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР.15  Ее отличительной чертой стал выход ее нормативных актов за рамки государства. Ст. 3 Конституции гласила: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах…». Открыто говорилось о том, что необходимо применение насилия для утверждения принципов социализма.

Конституция 1918 г. была принята на основе «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»16 В. И. Ленина. Главным образом, она определяла тактику и способы разрушения старого государства. Государственная власть, в соответствии с Конституцией, стала принадлежать большинству населения, а именно трудящейся его части. Также было предусмотрено лишение политических прав нетрудящихся.

Конституция коммунистической России гласила: «Эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде17 – первый широкий и комплексный акт советского трудового законодательства, составивший костяк для  дальнейшего развития трудового права СССР.

КЗоТом  закреплялась большая часть  нормативных актов о труде, дополнил нормы, которые действовали ранее, Кодекс содержал в себе девять разделов: «О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда».

Также Кодекс отразил особенности политики социализма в советском государстве в период военного коммунизма. В КЗоТе сочетался высокий уровень трудовых прав работников жесткое принуждение к труду.

В дополнение к КЗоТу 29.01.1920 г. СНК издал Декрет «О всеобщей трудовой повинности», которым предусматривалось привлечение трудящихся к выполнению трудовой повинности различных видов, независимо от постоянной работы.

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ

Работа на предприятии

Дополнительное участие в различных общественно необходимых работах


 

В 1920 г. Декрет разрешил перебрасывать рабочую силу из одного района в другой, из одной отрасли в другую, а также массовые трудовые мобилизации.

Совет обороны общим положением о милитаризации государственных учреждений и предприятий от 28 ноября 1919 г. запретил самовольный уход с предприятия. Нарушение запрета считалось дезертирством и каралось законами военного времени.

Оценивая трудовое право в период военного коммунизма, можно увидеть его недостатки и достоинства.

Многие нормы КЗоТа 1918 г. об охране труда стали огромным достижением для СССР, воплощали прогрессивные тенденции в развитии трудового права, а главное, отвечали интересам трудящихся.

Множество норм, которые вошли в Положения советского законодательства, остались и в наше время (например, запрет детского и ночного труда для несовершеннолетних, ограничения применения сверхурочных работ и многие другие нормы ). Некоторые защитные нормы были в дальнейшем отменены или ухудшены (например, 6-месячный стаж работы, нужный для ежегодного оплачиваемого отпуска, запрет допущения женщин к сверхурочным работам и прочее).

Принудительный труд, легализованный КЗоТом, полностью соответствовал модели казарменного социализма, которую большевики пытались построить в России. Но вскоре выяснилось, что в мирных условиях эта модель оказалась полностью несостоятельной, и власть от нее отказалась, провозгласив свободный труд как основной принцип НЭП. Но практика и идеи принудительного труда проявлялись так или иначе и на других этапах развития советского трудового права.

Этот этап можно считать первым на пути развития Советского трудового права, отличного от права других стран. На мой взгляд, этот этап успешный и продуктивный, т.к. были приняты такие нормативные акты, удовлетворяющие как интересам работников, так и и государства.

 

2.3. Трудовое право  в условиях новой экономической  политики

В начале 20-х гг. в истории нашей страны произошел поворот. Советская власть ввела в СССР новую экономическую политику. НЭП  допускала в установленных  пределах частную собственность, свободную торговлю,  предпринимательство,  частную хозяйственную деятельность вместе с хозяйством государства. Россия сделала попытку возвращения к рыночной экономике.

Новый Кодекс законов о труде РСФСР, принятый в 1922 г.18 сильно отличался от предыдущего, принятого в 1918 г. по структуре и содержанию. В условиях рыночных отношений необходимость во всеобщей трудовой повинности отпала, и она была отменена. Привлечение граждан к принудительному труду допускалось кодексом только в исключительных случаях (борьба со стихийными действиями). Трудовые отношения теперь регулировались трудовым договором. Трудовой договор, согласно КЗоТу 1922 г. – соглашение двух и более лиц, по которому одна сторона предоставляет рабочую силу другой стороне за вознаграждение. Договор мог быть бессрочным, заключаться на срок менее одного года, а также на время выполнения работы.  Бессрочный договор  расторгался в любое время по соглашению сторон или по желанию работника, а также по требованию нанимателя в случаях, установленных законом. Договоры, содержащие условия, ограничивающие права работника по сравнению с условиями, установленными законами о труде и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, не подлежали применению. Наниматель не имел права требовать от нанявшегося выполнения работы, которая не относилась к его роду деятельности, а также для работы, связанной с опасностью для жизни.

В кодексе 1922 г. отдельное место уделялось положениям о коллективных договорах. Коллективные договоры являлись соглашениями, заключаемыми профсоюзом – представителем рабочих и служащих и нанимателем, в котором устанавливались условия труда и найма для отдельных предприятий, и определялось содержание будущих личных трудовых договоров. Статьи коллективных договоров, которые ухудшали условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТом 1922г. и другими нормативными актами о труде признавались недействительными. Коллективные договоры касались всех работников предприятия, даже тех, которые не являлись челнами профсоюза. Профсоюзы могли выступать перед различными органами от имени работников.

КЗоТ 1922 г. вводил социальное страхование, распространявшееся на всех работников. Страховые взносы вносились работодателями без вычета взносов из заработной платы работника. Социальное страхование включало в себя: оказание медицинской помощи, выплату пособий и пр. В 1925 г. было отменено посредничество бирж труда при найме рабочих. За 1928-1932 гг. 8-часовой рабочий день сменили на 7-часовой без уменьшения заработной платы.

Также было принято несколько нормативных актов, которые регулировали трудовые отношения в отдельных отраслях хозяйства, отдельных категорий работников. Они существенно дополняли КЗоТ 1922 г.:

В 1925г. было отменено обязательное посредничество бирж труда. Манифестом ЦИК СССР от 15.10.1927г. был объявлен переход с 8-часового рабочего дня на 7-часовой, который был осуществлен с 1928 по 1932 гг.

Несомненно, Кодекс законов о труде был весьма прогрессивным в части защиты прав и интересов работников. Именно этим он выгодно отличался от трудового законодательства в период командно-административной системы.

 

 

2.4.  Трудовое  право в период командно-административной  системы

В конце 20-х годов к власти пришел И.В. Сталин. Новое политическое руководство отказалось от строительства социализма через НЭП и начало индустриализацию и коллективизацию страны «в кратчайшие сроки и любой ценой».

Нужно было обеспечить рабочими многочисленные стройки пятилеток во всех уголках страны.  Так как средств в государстве было недостаточно, нужно было сделать рабочую силу максимально дешевой, использовать массово труд заключенных19.

Трудовое право периода НЭПа  уже не подходило для выполнения поставленных задач. КЗоТ 1922 г. стал непригоден, но формально отменен не был.

Безработица была ликвидирована, и в октябре 1930г. выплату пособий прекратили. 23.06.1931г. приняли закон «О социальном страховании», поощрявший ударников производства, которые длительное время работали на одном предприятии.

За нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.10.1929г. «Об основах дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик»20 была установлена дисциплинарная ответственность – взыскание от замечания до увольнения, которое действовало в течение года. На работников водного транспорта, работников связи, железнодорожного транспорта, гражданского воздушного флота и т.д. распространялись уставы о дисциплине рабочих и служащих, в которых содержались более жесткие меры ответственности.

В 1936 г. была принята Конституция СССР21  —  обновилась вся конституционная система Союза. Страна вышла на новый уровень своего развития, который знаменовал построение социализма, «полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии». В Конституции впервые был закреплен принцип равноправия граждан, хоть и весьма усеченно. Статья 127 определяла равноправие граждан "независимо от их национальности и расы". Согласно Конституции 1936 г. труд признается как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством.

 Закрепление  в Конституции права на труд, бесспорно, является очень важным  этапом развития трудовых прав  граждан. 

Большую роль в повышении производительности труда и в укреплении его дисциплины сыграло Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28.12.1938г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле». Постановление СНК СССР от 20.12.1938г. ввело единые трудовые книжки.

В целях укрепления обороноспособности страны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940г была повышена обязательная мера труда. 7- и 6-часовой рабочий день являлся недостаточным, и был установлен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда, а также введена 6-дневная рабочая неделя вместо 5-дневной.

Когда была завершена реконструкция народного хозяйства, введена новая техника, нужно было укрепить дисциплину труда, т.к. от недисциплинированности отдельных работников страдало все производство. Также нужно было учитывать  и военную угрозу. 26.07.1940г. Указом Президиума Верховного Совета были запрещены самовольный уход рабочих с предприятий, а также самовольный переход с одного предприятия на другое. За оставление работы без разрешения руководителя предприятия или прогул работник привлекался к уголовной ответственности.

В связи с коллективизацией и ликвидацией безработицы в деревне прекратился приток рабочих на фабрики и заводы, и важнейшие предприятия стали испытывать недостаток в кадрах. Для дальнейшего развития промышленности был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2.10.1940г. «О государственных рудовых резервах». Он признавал необходимость в подготовке трудовых резервов путем обучения производственным профессиям.

Информация о работе Правовое регулирование труда в России до Октябрьской революции 1917 г