Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
Итак, для реализации своих полномочий Верховный Суд РФ имеет соответствующие состав и структуру.
Глава 2. Компетенция Верховного Суда РФ
2.1 Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации гражданских, уголовных, административных и иных дел
В ст. 19 Закона о судебной системе
указано, что Верховный Суд РФ
является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции. Верховный Суд
РФ в пределах своей компетенции
рассматривает дела в качестве суда
второй инстанции, в порядке надзора
и по вновь открывшимся
Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Статья 31 (ч. 4) УПК РФ указывает, что Верховному Суду РФ подсудны:
· уголовные дела, указанные в статье 452 УПК РФ. Согласно ст. 452 УПК РФ, уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ;
· иные уголовные дела, отнесенные
федеральным конституционным
Заключение прокурора о
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ пересмотр приговора, определения или постановления суда по обстоятельствам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ (т.е. если новыми обстоятельствами являются: 1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS №005 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3835. при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с: а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод), осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ не позднее одного месяца со дня поступления данного представления. По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного Суда РФ отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ или постановлением Европейского Суда по правам человека. Копии постановления Президиума Верховного Суда РФ в течение 3 суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному РФ при Европейском Суде по правам человека.
Статья 9 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "О военных судах Российской Федерации" Российская газета. - 29.06.1999; 05.05.2010. устанавливает полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании
2) дела о преступлениях, в
совершении которых обвиняется
судья военного суда, если им
заявлено соответствующее
Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Исследуем вопросы, связанные с рассмотрением Верховным Судом РФ гражданских дел.
По ГПК РСФСР 1964 г. подсудность дел Верховному Суду РФ конкретно не определялась. В ст. 116 ГПК РСФСР содержалось положение о том, что Верховный Суд РСФСР вправе изъять любое дело из любого суда РСФСР и принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое положение вошло в противоречие с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ 1993 г., и редакция ст. 116 была изменена. Смысл изменений был в том, что в условиях действия Конституции РФ подсудность дел Верховному Суду РФ должна определяться законом - путем перечисления в нем определенных категорий дел, исходя из их особой значимости, а не свободным, по сути, ничем не ограниченным усмотрением Верховного Суда РФ.
В действующем Гражданском
К подсудности Верховного Суда РФ отнесены действительно наиболее важные с точки зрения государственных и общественных интересов дела. Так, Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами государственной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами (комитетами, службами и т.д.), - затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ могут быть оспорены в Верховном Суде РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ, (федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам РФ, а Правительства РФ - также и нормативным указам Президента РФ.
Верховному Суду РФ подсудны также дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Правительства РФ.
Статья 27 ГПК РФ устанавливает, что
Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании
постановлений о
Верховному Суду РФ согласно п. 4 ч.
1 ст. 27 ГПК РФ подсудны дела о приостановлении
деятельности или ликвидации некоторых
общественных и религиозных объединений:
политических партий; общероссийских
общественных объединений - объединений,
которые осуществляют деятельность
в соответствии с уставными целями
на территории более половины субъектов
РФ и имеют там структурные
подразделения: организации, отделения
или филиалы и
Статья 27 ГПК РФ относит к подсудности
Верховного Суда РФ дела об "обжаловании"
решений (уклонении от принятия решений)
Центральной избирательной
Следует обратить внимание на то, что
Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании
решений Центральной
Если Центральная
Статья 27 ГПК РФ так же, как и ст. 26 в отношении верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономного округа, автономной области, не допускает возможности изъятия Верховным Судом РФ по ходатайству сторон или с их согласия дела из нижестоящего суда, которому оно подсудно по закону, и принятия к своему производству в качестве суда первой инстанции.
Случаи, когда Верховный Суд
РФ рассматривает дела в качестве
суда первой инстанции, устанавливаются
федеральным законом (ст. 19 Закона о
судебной системе). Представляется, исходя
из положений ч. 3 ст. 128 Конституции
РФ, что более правильным было бы
подсудность дел Верховному Суду
РФ определять федеральным конституционным
законом. Это позволило бы не допустить
произвольного и
Что касается возобновления по вновь
открывшимся обстоятельствам
В заключение подчеркнем, что определить
подсудность дел Верховному Суду
РФ исчерпывающим образом
2.2 Верховный Суд Российской Федерации как орган судебного надзора
Осуществлять надзор за деятельностью
судов - это значит, прежде всего, выявлять
и исправлять допускаемые ими
ошибки. Это положение давно вызывает
споры среди специалистов, многие
из которых усматривают в надзоре
скрытое нарушение
Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ