Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Файлы: 1 файл

верховный суд структура.docx

— 270.00 Кб (Скачать)

Итак, для реализации своих полномочий Верховный Суд РФ имеет соответствующие  состав и структуру.

Глава 2. Компетенция Верховного Суда РФ

2.1 Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации гражданских, уголовных, административных и иных дел

В ст. 19 Закона о судебной системе  указано, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции. Верховный Суд  РФ в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции. Гражданские  и уголовные дела рассматриваются  Верховным Судом РФ по первой инстанции  по правилам соответственно гражданского и уголовного судопроизводства. Решения  и приговоры Верховного Суда РФ могут  быть обжалованы сторонами в кассационном порядке. На них могут быть принесены  жалобы и представления в порядке  надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам  республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных  округов, флотов, видов и групп  войск.

Статья 31 (ч. 4) УПК РФ указывает, что  Верховному Суду РФ подсудны:

· уголовные дела, указанные в  статье 452 УПК РФ. Согласно ст. 452 УПК  РФ, уголовное дело в отношении  члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается  Верховным Судом РФ;

· иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом  и федеральным законом к его  подсудности. Изучение судебной практики показывает, что Верховный Суд  РФ принимает к своему производству дела по преступлениям, затрагивающим  особо важные государственные интересы, повлекшие особо тяжкие последствия, привлекшие широкое общественное внимание и т.п. См., напр.: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - №4. - С. 12; 2009. - №8. - С. 14-15; 2010. - №2. - С. 18..

Заключение прокурора о необходимости  возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь  открывшихся обстоятельств рассматривается  в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - Судебной коллегией по уголовным  делам Верховного Суда РФ; приговора, определения, постановления Судебной коллегии по уголовным делам или  Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - Кассационной коллегией  Верховного Суда РФ; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определения Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции, - Президиумом Верховного Суда РФ; приговора, определения, постановления окружного (флотского) военного суда - Военной коллегией Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 417 УПК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ пересмотр  приговора, определения или постановления  суда по обстоятельствам, указанным  в пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ (т.е. если новыми обстоятельствами являются: 1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS №005 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3835. при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с: а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод), осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ не позднее одного месяца со дня поступления данного представления. По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного Суда РФ отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ или постановлением Европейского Суда по правам человека. Копии постановления Президиума Верховного Суда РФ в течение 3 суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному РФ при Европейском Суде по правам человека.

Статья 9 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "О  военных судах Российской Федерации" Российская газета. - 29.06.1999; 05.05.2010. устанавливает полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает  дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления  Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в  силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам  и протестам на решения, приговоры, определения и постановления  Военной коллегии, принятые ею в  первой инстанции и не вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает в  первой инстанции:

1) дела об оспаривании ненормативных  актов Президента РФ, нормативных  актов Правительства РФ, Министерства  обороны РФ, иных федеральных  органов исполнительной власти, в которых федеральным законом  предусмотрена военная служба, касающихся  прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих, граждан,  проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в  совершении которых обвиняется  судья военного суда, если им  заявлено соответствующее ходатайство,  а также дела о преступлениях  особой сложности или особого  общественного значения, которые  Военная коллегия вправе принять  к своему производству при  наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления  окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции  и не вступившие в силу. Военная  коллегия рассматривает дела по протестам  на решения, приговоры, определения  и постановления военных судов, вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  решений и приговоров Военной  коллегии, вступивших в силу.

Исследуем вопросы, связанные с  рассмотрением Верховным Судом  РФ гражданских дел.

По ГПК РСФСР 1964 г. подсудность  дел Верховному Суду РФ конкретно  не определялась. В ст. 116 ГПК РСФСР  содержалось положение о том, что Верховный Суд РСФСР вправе изъять любое дело из любого суда РСФСР  и принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое  положение вошло в противоречие с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ 1993 г., и  редакция ст. 116 была изменена. Смысл  изменений был в том, что в  условиях действия Конституции РФ подсудность  дел Верховному Суду РФ должна определяться законом - путем перечисления в нем  определенных категорий дел, исходя из их особой значимости, а не свободным, по сути, ничем не ограниченным усмотрением  Верховного Суда РФ.

В действующем Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации Гражданский  процессуальный кодекс Российской Федерации  от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Российская газета. - 20.11.2002; 27.12.2010. (далее - ГПК РФ) подсудность гражданских дел Верховному Суду РФ определена достаточно четко и рационально, хотя представляется, что она получилась чрезмерно обширной.

К подсудности Верховного Суда РФ отнесены действительно наиболее важные с точки зрения государственных  и общественных интересов дела. Так, Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании  нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами государственной  власти: Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и  ведомствами (комитетами, службами и  т.д.), - затрагивающих права, свободы  и законные интересы граждан и  организаций. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ могут быть оспорены в Верховном Суде РФ по мотивам их противоречия Конституции РФ, (федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам РФ, а Правительства РФ - также и нормативным указам Президента РФ.

Верховному Суду РФ подсудны также  дела об оспаривании ненормативных  актов Президента РФ, палат Федерального Собрания (Государственной Думы и  Совета Федерации), Правительства РФ.

Статья 27 ГПК РФ устанавливает, что  Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании  постановлений о приостановлении  или прекращении полномочий судей  либо о приостановлении или прекращении  их отставки (за исключением случаев  прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) (п. 3 ч. 1). Следует отметить, что в  соответствии с Федеральным конституционным  законом от 09.11.2009 №4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" Российская газета. - 11.11.2009. Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Верховному Суду РФ согласно п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ подсудны дела о приостановлении  деятельности или ликвидации некоторых  общественных и религиозных объединений: политических партий; общероссийских общественных объединений - объединений, которые осуществляют деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов  РФ и имеют там структурные  подразделения: организации, отделения  или филиалы и представительства; международных общественных объединений - общественных объединений, образованных в РФ, в соответствии с уставами которых в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно их структурное подразделение: организация, отделение или филиал и представительство; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ.

Статья 27 ГПК РФ относит к подсудности  Верховного Суда РФ дела об "обжаловании" решений (уклонении от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих  в силе решения нижестоящих избирательных  комиссий или соответствующих комиссий референдума. В данной норме ошибочно использован термин "обжалование". В других нормах статьи 27 ГПК РФ, а также в аналогичной норме, содержащейся в п. 4 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, законодатель использует термин "оспаривание"; не используется термин "жалоба" и в гл. 26 ГПК РФ, регулирующей порядок производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что  Верховному Суду РФ подсудны дела об оспаривании  решений Центральной избирательной  комиссии РФ, принятых по жалобам на решения нижестоящих избирательных  комиссий, если Центральная избирательная  комиссия РФ: а) отменила решение и  приняла решение по существу или  б) отменила решение и обязала  нижестоящую комиссию повторно рассмотреть  вопрос и принять решение по существу.

Если Центральная избирательная  комиссия РФ оставила жалобу на решения  нижестоящей комиссии без удовлетворения, то дело об оспаривании данных решений  Верховному Суду РФ неподсудно (о подсудности  дел в аналогичных случаях  см. ст. 26 ГПК РФ) См. также: Федеральный  закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" // Российская газета. - 15.06.2002; 30.12.2010..

Статья 27 ГПК РФ так же, как и  ст. 26 в отношении верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономного  округа, автономной области, не допускает  возможности изъятия Верховным  Судом РФ по ходатайству сторон или  с их согласия дела из нижестоящего суда, которому оно подсудно по закону, и принятия к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Случаи, когда Верховный Суд  РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, устанавливаются  федеральным законом (ст. 19 Закона о  судебной системе). Представляется, исходя из положений ч. 3 ст. 128 Конституции  РФ, что более правильным было бы подсудность дел Верховному Суду РФ определять федеральным конституционным  законом. Это позволило бы не допустить  произвольного и неоправданного, без учета реальных возможностей Верховного Суда РФ отнесения к его  подсудности чрезмерно большего количества дел, которые Верховный  Суд РФ будет не в состоянии  рассмотреть.

Что касается возобновления по вновь  открывшимся обстоятельствам гражданских  дел, то тут нужно обратиться к  норме, установленной ст. 393 ГПК РФ, а именно: вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь  открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся  обстоятельствам решений, определений  судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, постановлений  президиумов судов надзорной  инстанции, на основании которых  изменено решение суда первой инстанции  или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или  принявшим новое решение. Из этого  следует, что институт пересмотра гражданских  дел по вновь открывшимся обстоятельствам  в Верховном Суде РФ может относиться к тем делам, которые были им рассмотрены по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора. Пересматриваться гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам могут только Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

В заключение подчеркнем, что определить подсудность дел Верховному Суду РФ исчерпывающим образом невозможно, поскольку нельзя предусмотреть  все дела, которые с учетом их особенностей (исключительной значимостью  для общества и государства, составом участвующих лиц и др.) рассмотреть  в состоянии только Верховный  Суд РФ.

2.2 Верховный Суд Российской  Федерации как орган судебного надзора

Осуществлять надзор за деятельностью  судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими  ошибки. Это положение давно вызывает споры среди специалистов, многие из которых усматривают в надзоре  скрытое нарушение независимости  судов Терехин В.А. Обеспечение  независимости суда - приоритетное направление судебно-правовой политики // Российская юстиция. - 2009. - №10. - С. 6.. Однако для таких подозрений нет достаточных оснований, поскольку Верховный Суд РФ как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя естественный для любого такого органа пересмотр судебных дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ