Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 07:24, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Файлы: 1 файл

верховный суд структура.docx

— 270.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика Верховного Суда Российской Федерации

1.1 Место Верховного Суда РФ  в системе судов общей юрисдикции

1.2 Состав и структура Верховного  Суда РФ

Глава 2. Компетенция Верховного Суда РФ

2.1 Рассмотрение Верховным Судом  Российской Федерации гражданских,  уголовных, административных и  иных дел

2.2 Верховный Суд Российской  Федерации как орган судебного  надзора

2.3 Разъяснения Верховного Суда  Российской Федерации по вопросам  судебной практики

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена реформированием политических и социально-экономических отношений в России, неизменно связанных с усилением внимания к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди которых основное место принадлежит судебной власти. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445. Далее - Конституция РФ., производимое реформирование российского законодательства, свидетельствуют о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Судебная защита приобретает для граждан России первостепенное значение.

Сегодня сделан существенный шаг в  модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных  и иных нормативных правовых актов  уже принято. Изменения коснулись  не только организации и условий  работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность  правосудия. Однако оптимизация функционирования органов судебной власти ещё не завершена. Об этом свидетельствует Федеральная  целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы Постановление  Правительства РФ от 21.09.2006 №583 "О  федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" (ред. от 10.09.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №41. - Ст. 4248; 2010. - №38. - Ст. 4826..

В продвижение судебной реформы  в системе общих и мировых  судов, военных судов большой  вклад вносит Верховный Суд РФ. В реализации названной выше Программы  существенная роль отводится именно Верховному Суду РФ.

Таким образом, очевидно, что исследование Верховного Суда РФ является актуальным.

Степень разработанности  темы исследования. Верховный Суд РФ исследовался многими отечественными правоведами. Так, различным вопросам его правового положения и деятельности посвятили свои работы О.В. Безлепкина, А.Л. Бурков, А.В. Галахова, А.В. Дауров, В.М. Лебедев, О.В. Ломкова, А.В. Орлов, Т.В. Соловьева, Е.В. Черепанова, И.В. Шульга и многие другие авторы. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Целью настоящей работы является исследование Верховного Суда Российской Федерации.

Указанная цель обусловила следующие задачи работы:

отразить место Верховного Суда РФ в современной российской судебной системе;

охарактеризовать состав и структуру  Верховного Суда РФ;

раскрыть полномочия Верховного Суда РФ.

Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Верховного Суда РФ, а также складывающиеся в процессе формирования Верховного Суда РФ и его внутреннего устройства.

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие компетенцию, порядок формирования и структуру Верховного Суда РФ.

Методологической основой исследования стали общие принципы научного познания, в частности методы анализа и синтеза, формально-юридический, системно-структурный методы.

Структурно работа состоит из введения; двух глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются задачи работы; заключения. Оканчивается работа списком использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика Верховного Суда Российской Федерации

1.1 Место Верховного Суда  РФ в системе судов общей  юрисдикции

В феврале 2011 г. отмечалось 88-летие  со дня образования Верховного Суда РФ. Это дата его фактического образования. Юридическое решение о том, что  в России должен быть свой Верховный  Суд, было принято в ноябре 1922 г. До этого в нашей стране не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного  органа выполнялись Правительствующим  сенатом Куракова Н.Н. О некоторых вопросах судебной защиты прав человека в дореволюционной России // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №3. - С. 133. .

Со дня своей организации  Верховный Суд РФ играл значительную роль в судебной деятельности. Однако распад СССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существовавшей до этого  времени судебной системы не могли  не отразиться на организации и полномочиях  Верховного Суда РФ.

Подводя итог деятельности Верховного Суда РФ, В.М. Лебедев отмечает, что "судебная практика Верховного Суда РФ оказывала  существенное влияние на законодательное  закрепление расширения сферы судебной защиты прав и свобод граждан. В начале 90-х гг. прошлого столетия существовала масса ограничений в защите гражданами своих конституционных, социальных, трудовых прав, в обжаловании неправомерных  действий должностных лиц, органов  власти и самоуправления. В 1993 г. Конституция  РФ гарантировала гражданину судебную защиту его прав и свобод. Суды стали  принимать решения, руководствуясь Конституцией РФ как актом прямого  действия" Лебедев В.М. Выступление  Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. // Российская юстиция. - 2009. - №1. - С. 14..

Принятие в декабре 1993 г. Конституции  РФ следующим образом отразилось на Верховном Суде РФ: были уточнены его основные функции (ст. 126) и изменен  порядок формирования.

"Верховный Суд Российской  Федерации, - говорится в ст. 126 Конституции  РФ, - является высшим судебным  органом по гражданским, уголовным,  административным и иным делам,  подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных  формах судебный надзор за  их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики" О толковании статьи 126 Конституции  РФ см.: Постановление Конституционного  Суда РФ от 16.06.1998 №19-П "По  делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. - №8. - С. 2-4..

Таким образом, Верховный Суд РФ призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

- выполнение задач, которые возлагаются  на него как на высший судебный  орган по гражданским, уголовным,  административным и иным делам,  подсудным судам общей юрисдикции;

- осуществление в предусмотренных  федеральным законом процессуальных  формах надзора за деятельностью  таких судов;

- дача разъяснений по вопросам  судебной практики Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. - 2009. - №2. - С. 18..

Первая из названных функций Верховного Суда РФ проявляется в том, что он наделен полномочиями рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции. К судам такого рода следует отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные дела (практически это все дела, кроме отнесенных к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов).

В 2010 г. Верховный Суд РФ в первой инстанции рассмотрел 4 уголовных  дела в отношении 4 лиц. Окончено производством 262 гражданских дела: 6 дел о приостановлении и прекращении деятельности общественных организаций, 205 дел - о признании правовых актов незаконными, 45 дел - по жалобам на действия квалификационной коллегии судей Обзор статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях за 2010 год // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.vsrf.ru..

Но положение высшего судебного  органа требует еще того, чтобы  он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений  всех возглавляемых им судов (общих  и военных). За ним окончательное  слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами.

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связана с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки, что осуществляется только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования - важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // Российская газета. - 28.12.1995; 04.03.2007. . Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем См., напр.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 №28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" // Российская газета. - 30.12.2010; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 №1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // Российская газета. - 11.02.2011..

Следует отметить, что в праве  Верховного Суда РФ давать разъяснения  по вопросам судебной практики многие также видят опасность для  независимости нижестоящих судов  Свириденко О.Ш. Судебная практика - источник российского права? // Современное  право. - 2010. - №10. - С. 64.. "Однако, - отмечает Петрушев В.А., - и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики…" Петрушев В.А. Обладают ли разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики обязательной силой? // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - №3. - С. 74..

Наряду с названными функциями  Верховный Суд РФ имеет также  предоставленное ему ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи  нашего законодателя с практикой  применения принимаемых им законов  Дауров А.В. Законодательные инициативы Верховного Суда Российской Федерации: на пути к административной юстиции // Бизнес в законе. - 2009. - №1. - С. 286.. "Важно и то, что Верховный Суд РФ наделен правом законодательной инициативы, а также полномочиями по участию в разработке проекта Федерального бюджета в части финансирования судов и его обсуждения в Федеральном Собрании РФ" Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №17. - С. 22.. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других принимаемых им правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ - один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства.

Кроме того, Верховный Суд РФ наделен  полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ).

В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе  Российской Федерации" Российская газета. - 06.01.1997; 11.11.2009. (далее - Закон о судебной системе):

1. Верховный Суд РФ является  высшим судебным органом по  гражданским, уголовным, административным  и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции.

2. Верховный Суд РФ осуществляет  в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах  судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные и специализированные  федеральные суды.

3. Верховный Суд РФ в пределах  своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда второй  инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам,  а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции.

4. Верховный Суд РФ является  непосредственно вышестоящей судебной  инстанцией по отношению к  верховным судам республик, краевым  (областным) судам, судам городов  федерального значения, судам автономной  области и автономных округов,  военным судам военных округов,  флотов, видов и групп войск.

5. Верховный Суд РФ дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров, например, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных  Россией с некоторыми зарубежными  странами.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным  законом. Однако следует отметить, что  ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" пока не принят.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ ведутся на русском языке - государственном  языке Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона о судебной системе, ч. 1 ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса  Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. - 22.12.2001; 08.02.2011; 10.02.2011. (далее - УПК РФ)) Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации. Утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.12.2010 №17-П. Документ опубликован не был. Текст документа см.: http://www.consultant.ru..

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств  отдельными строками на обеспечение  деятельности Верховного Суда РФ, Судебного  департамента при Верховном Суде РФ (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.02.1999 №30-ФЗ "О финансировании судов  Российской Федерации" Российская газета. - 18.02.1999.).

Информация о работе Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ