Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:44, шпаргалка
Государство явл-ся субъектом правоотношений, это власть над обществом (союзом людей). Характерные признаки: 1. власть ограничена определенной территорией, 2. власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна – суверенна, 3. гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.) 4. общая цель, т.е. идеология, 5. признание людьми, 6. профессиональный аппарат управления, 7. сис-ма налогов, 8. валюта и мн. Др. От баланса реализованных признаков гос-ва зависит политический режим. Таким образом, гос-во – это: 1) союз людей, имеющий постоянную общую цель, действующий самостоятельно и суверенно исключительно в пределах определенной территории, 2) признанная принудительная власть над обществом в интересах самого общ-ва, 3) организация публичной политич. Власти, гл. целью к-рой явл-ся достижение компромисса между противостоящими интересами различных групп людей, достижение общего блага, 4) воля людей, возведенная в ранг закона.
4)
системность. Норма права
5) властность.
Нормы права устанавливаются
властью государства. Их
Норма права – это властное, письменно закреплѐнное, общеобязательное, представительно обязывающее правило поведение людей в обществе, установленное государством и охраняемое им от нарушений.
Структура нормы права – это еѐ внутреннее строение.
Норма права состоит из элементов:
1) из гипотезы;
2) диспозиции;
3) из санкции.
Гипотеза – это часть нормы права, которая устанавливает условия еѐ реализации (если).
Диспозиция – это часть нормы права, которая устанавливает правила (признаки) правомерного поведения или признаки противоправного поведения (то).
Санкции – это часть нормы права, которая устанавливает вид и размер наказания или меры поощрения (иначе).
В нормативно-правовых актах возможно наличие только гипотезы и диспозиции нормы права либо диспозиции и санкции.
Виды норм права:
1. По предмету правового регулирования различают:
1) конституционные;
2) уголовно-правовые нормы;
3) гражданско-правовые
и т.д.
2. В соответствии
со спецификой правового
3. Также выделяют: регулятивные (правонаделительные) и правоохранительные нормы.
Юридическая техника – это система правил подготовки наиболее совершенных по форме и содержанию правовых актов.
Все правовые акты должны иметь форму, свидетельствующую об их официальном характере и юридической силе.
В нормативно-правовом акте обычно выделяют:
1) наименование (название);
2) содержание;
3) подпись;
4) дата принятия (издания);
5) номер.
Толкование норм права – это деятельность, заключающаяся в уяснении смысла нормы права для себя и разъяснения затем для других.
В зависимости от общей обязательности толкование может быть:
1) официальным.
Это разъяснение содержания
2) неофициальным. Не имеет общеобязательного значения. Оно бывает обыденным, профессиональным и доктринальным (научным).
Способы толкования:
1) грамматический;
2) логический;
3) систематический;
4) историко-политический.
Виды толкования:
1) расширительное;
2) ограничительное;
3) буквальное.
Нормативно правовые акты действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие акта во времени продолжается с момента вступления его в силу до момента утраты силы. Поэтому выделяют время принятия нормативно-правового акта, время вступления его в силу, время прекращения его действия в связи с отменой, вступлением в силу другого нормативно-правового акта, который его заменяет, либо в связи с истечением срока его действия.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
Нормативно-правовой акт действует в пределах границ государства, куда включаются: воздушное пространство, водное пространство (в том числе территориальные и внутренние воды), земля и недра.
По кругу лиц действие нормативно-правовых актов распространяется на граждан, иностранных граждан (иностранных подданных) и лиц без гражданства.
Нормативно-правовые акты не распространяются на лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
В мире существует множество государств и соответственно множество правовых систем. Все они в той или иной мере оказывают влияние друг на друга и поэтому имеют общие признаки. Для обозначения отдельных групп правовых систем на основе общности их признаков используется понятие «правовая семья». Каждая правовая система и правовая семья складывались под воздействием традиций, правосознания, образа мышления людей и т.д.
Основным критерием классификации правовых семей является источник права. Можно выделить:
1) романо-германскую;
2) англо-американскую;
3) религиозно-традиционную правовую семью.
Возникновение и развитие системы международного (межгосударственного) права обусловлено объективными процессами взаимоотношений различных государств. Правовые системы отдельных государств не могут решить проблемы, стоящие перед всеми государствами или их группами (экологические проблемы, военные, космические и т.д.), так как нормы права действуют только на территории этих государств.
Международно-правовые нормы объединяются в 2 большие группы: публичного права и частного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения межу государствами. Нормы международного частного права регулируют имущественные, семейные, трудовые и прочие отношения с участием частных лиц из различных государств.
Из всех известных в мире источников права в России самым распространѐнным является нормативно-правовой акт. Источником права (формой его выражения) является правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, религиозный текст.
Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, имеющее общественное значение, поддерживаемое государством. В России, например, гражданский кодекс РФ разрешает использование обычаев делового оборота.
Судебный прецедент – это решение судебного или административного органа, который является образцом для решений дел по аналогии. Распространѐн в англо-саксонской системе, в России он запрещѐн.
Нормативный договор – это соглашение сторон, закреплѐнное в письменной форме, Договор является распространѐнным источником в международном праве; он используется в РФ.
Правовая доктрина – это мнение компетентных учѐных по правовым вопросам. В настоящее время в РФ она не является источником права.
Религиозный текст – в котором собраны морально-этические и мистические нормы. Не являются источником права в РФ. Являются источником права в теократических государствах (Ватикан и др.).
К нормативно-правовым актам относятся предписания государства, которые устанавливают права и обязанности сторон и ответственность лиц (физических и юридических).
В РФ существует широкий спектр нормативно-правовых актов, это – конституции, законы, постановления, указы и т.д.
Нормативно-правовые акты в РФ делятся на:
1) законодательные;
2) подзаконные.
Система права – это объективно существующая совокупность взаимосвязанных норм права, объединѐнных в институты и отрасли.
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права;
2) правовой институт;
3) отрасль права.
Норма права – это властное, письменно закреплѐнное, общеобязательное, представительно обязывающее правило поведение людей в обществе, установленное государством и охраняемое им от нарушений.
Правовой институт – это совокупность объективно обособившихся взаимосвязанных норм, объединѐнных общностью предмета регулирования относительно самостоятельного вида общественных отношений. Например: институт купли-продажи в гражданском праве.
Отрасль права – это основное подразделение российской системы права, представляющее собой совокупность взаимосвязанных институтов, регулирующих обширную область общественных отношений. Например: гражданское право.
Решение проблемы расположения норм права по институтам и отраслям права имеет важное практическое значение.
Для правильного определения места нормы права в системе права необходимо руководствоваться двумя основными критериями: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, которые подвергаются правовому воздействию.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые:
1) допускают возможность внешнего контроля со стороны государства;
2) имеют необходимость
регулирования в интересах
3) являются устойчивыми.
Метод правового регулирования – это совокупность приѐмов и способов воздействия норм отрасли права на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что регулировать», то метод – на вопрос «как регулировать». 7
Например: в гражданском праве предметом правового регулирования являются личные имущественные и отдельные личные неимущественные отношения; метод правового регулирования: метод юридического равенства сторон.
Система права России включает в себя ряд отраслей. Учѐные выдвигают различное количество отраслей российского права. Обычно около 12-ти:
1) Конституционное право. Регулирует наиболее значимые общественные отношения, складывающиеся во всех основных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной.
2) Административное право. Регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.
3) Уголовное право. Объединяет нормы, которыми определяются составы преступлений, виды наказаний лиц, подлежащих уголовной ответственности.
4) Уголовно-исполнительное право. Регулирует отношения, связанные с условиями исполнения и отбывания уголовных наказаний и исправление осуждѐнных.
5) Экологическое право. Регулирует отношения в сфере рационального использования и охраны растительного и животного мира, земли, воды, воздуха, недр.
6) Гражданское право. Регулирует лично-имущественные и лично-неимущественные отношения.
7) Семейное право. Регулирует личные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между супругами и в семье.
8) Трудовое право. Регулирует отношения между работником и работодателем при приѐме на работу, исполнении трудовых обязанностей, увольнении, а также связаны с охраной труда и занятостью населения.