Правоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:22, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом.

Файлы: 1 файл

ПРАВО. для доклада.docx

— 26.49 Кб (Скачать)

1.Государство и гражданское общество

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

      Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом.

      Таким образом, государство и гражданское  общество неразрывно связаны друг с  другом, составляют две части единого  общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает  условия для свободных, демократических  межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.      

      В целом гражданское общество как  область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

      Объективно  деятельность институтов и организаций  гражданского общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или иными предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.

      Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему  внеполитических общественных отношений  и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

      Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько  концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

  • Понятие “гражданское общество” и “государство” характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
  • Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.
  • Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
  • В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
  • Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
  • Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.
  • Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем,  чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общая характеристика основ российского конституционного строя

Конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву.

Признаки  КС:

o       верховенство права;

o       широкие права и свободы человека, их гарантированность;

o       участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

o       разделение властей.

      Под основами конституционного строя РФ понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. В Конституции РФ 1 глава  посвящена основам конституционного строя. К числу таких основ относятся:

  • признание прав и свобод человека — "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью";
  • демократизм, выражающийся в народном суверенитете — "Носителем суверенитета и единственным источник власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением народа являются референдум и свободные выборы";
  • гос. суверенитет РФ - — гос. власть едина, верховна и независима;
  • федерализм – гос. целостность и разделение полномочий м/у субъектами
  • разделение властей — "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны";
  • реализация принципов "социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"
  • установление рыночной экономики - гарантирование разнообразия форм собственности и единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  • идеологическое и политическое многообразие - устанавливает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной … Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя".
  • светское государство - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
  • гарантирование местного самоуправления — признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

      Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, установленном  Конституцией РФ. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция  регулирует не все, а основные наиболее важные общественные отношения. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует правовой институт "Основы конституционного строя РФ", занимающий центральное место в системе  конституционного права РФ. Реализация этих основ должна обеспечиваться государством. В смысле реализации провозглашенных в Конституции основ, РФ находится на начальном этапе решения этих задач.

      Основой конституционного строя России можно  считать такие основы жизни государства  и общества, которые воплощают  общедемократические принципы и  предполагают признание высшей ценностью  права и свободы человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Материальная ответственность

Материальная  ответственность – обязанность работника возместить прямой ущерб имуществу, причиненный работодателю.

Виды материальной ответственности:

  • Ограниченная – в пределах среднего месячного заработка (порча и уничтожение по небрежности имущества работодателя), осуществляется вычетом из зарплаты с согласия работника.
  • Полная – возмещение ущерба в полном объеме в соответствии с законом.

      Материальная  ответственность в полном размере  причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

o       когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

o       недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

o       умышленного причинения ущерба;

o       причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

o       причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

o       причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

o       разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

o       причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При полной материальной ответственности администрация  должна обратиться в суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

Административная  ответственность - административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

      Для административной ответственности  характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные  аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности  присущ всеобщий характер, т. е. нормы  и правила обязательны для  всех без исключения.

Административная  ответственность как правовой институт организуется на принципах:

законности;

равенства перед законом;

целесообразности  ответственности;

неотвратимости  наказания в случае привлечения  к ответственности;

индивидуализации  мер ответственности;

гласности.

Особенности административной ответственности:

  • регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
  • основанием является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
  • за административные правонарушения применяются административные наказания:

Ø      основные:

Информация о работе Правоведение