Особенности трудовых отношений при смене собственника имущества организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования общественные отношения, складывающиеся в сфере труда при смене собственника имущества организации, изменения ее подведомственности, реорганизации и ликвидации.
Предмет исследования гражданское и трудовое законодательство, определяющее основания и процедуру смены собственника имущества организации, ее реорганизации и ликвидации, учебная и научная литература, материалы судебной практики.
Цель курсовой работы исследовать особенности правового регулирования трудовых отношений при смене собственника имущества организации, ее реорганизации и ликвидации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации и ее реорганизации………………………………………..…… 4
1.1. Понятие смены собственника имущества организации и ее реорганизации………………………………………………………………….. 4
1.2. Особенности правоотношений при смене собственника имущества организации …………………………………………………………………….12
Глава 2. Изменение и прекращение трудовых отношений при смене собственника имущества организации………………………………………. 18
2.1. Изменение трудовых отношений при смене собственника имущества организации ………………………………………………………………….….18
2.2 Прекращение трудовых отношений при смене собственника имущества организации ………………………………………………………………..…….25
Заключение ………………………………………………………………………33
Используемая литература……………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

          Собственником имущества государственного или муниципального предприятия являются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование. Сами же такие предприятия имеют имущество на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и не вправе отчуждать его без согласия собственника.

           В результате смена собственника государственного или муниципального имущества имеет место, когда происходит отчуждение возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в собственность юридических и (или) физических лиц (приватизация) либо обратный процесс (национализация).

          В настоящее время приватизация государственного и муниципального имущества производится на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Этот закон предоставляет определенные социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Им установлено, что трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов этих предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с трудовым законодательством (т. е. по общим основаниям, указанным в статье 77 Трудового кодекса). Теперь же появилось исключение из этого правила: новый собственник вправе расторгнуть трудовые договоры с лицами, занимающими ключевые позиции в организации (директор, его заместители и главный бухгалтер). На других работников это не распространяется, о чем прямо сказано в части 2 статьи 75 Трудового кодекса.

          А есть ли ситуации, когда хозяйственное общество, типа нашего АО «Здоровье», или любая другая организация, обладающая правом собственности на свое имущество, может утратить это право. Это происходит в случае продажи такой организацией своего предприятия как имущественного комплекса другой организации. Если АО «Здоровье» продаст свою клинику, какому - либо другому АО, то в этой ситуации будет иметь место смена собственника имущества организации. Либо, наоборот, если АО «Здоровье» приобретет предприятие у другого АО, в этой ситуации также имеет место смена собственника имущества организации. А значит, в обоих случаях новый собственник предприятия получит право расторгнуть трудовые договоры с соответствующими лицами.

           Заметим, что смена собственника имущества происходит именно в результате отчуждения предприятия (т. е. всего имущественного комплекса, в нашем примере - клиники), а не продажи организацией, предположим АО «Здоровье», какого - либо предмета из этого комплекса (кровати, шкафа, медицинского прибора). В статье 75 Трудового кодекса об этом не сказано и, очевидно, на практике могут возникнуть злоупотребления, когда в целях увольнения руководящих лиц по данной статье начнется распродажа отдельных станков, кресел, транспортных средств и т. д. Вместе с тем именно об отчуждении предприятия целиком может идти речь в такой ситуации и, очевидно, судебная практика скорректирует указанный недочет комментируемой нормы.

1.2   Особенности  правоотношений при смене собственника

имущества организации

     По правовым последствиям для работников к смене собственника имущества организации приравнена продажа предприятия должника (в соответствии с законодательством о банкротстве). Согласно статье 86 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при продаже предприятия права и обязанности работника переходят к покупателю предприятия.

          Согласно части 5 данной статьи при реорганизации организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Таким образом, по этому основанию прекратить трудовые отношения с руководителем (его заместителями), главным бухгалтером нельзя, если сами эти лица не отказываются продолжать работу. Однако, что есть реорганизация согласно гражданскому законодательству? Это не что иное, как прекращение деятельности юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.

           Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Нетрудно заметить, что если, например, наше АО «Здоровье» реорганизуется путем слияния с АО «Шанс» в новое АО «Панацея», то возникнет новая организация, которая станет новым собственником нашей кардиологической клиники, принадлежавшей ранее АО «Здоровье». Таким образом, произойдет смена собственника имущества организации, а, следовательно, должны наступить правовые последствия, предусмотренные частью 1 статьи 75 ТК. Можно или нельзя увольнять руководителя и главного бухгалтера в такой ситуации? Согласно части 1 статьи 75 ТК - можно, а согласно части 5 той же статьи - нельзя. Очевидна коллизия, которая в случае ее не устранения породит противоречивую практику.

             Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц согласно ст. 217 ГК РФ[4] и ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями). При приватизации осуществляется смена собственника государственного или муниципального унитарного предприятия, меняется форма собственности с государственной (муниципальной) - на частную, при этом предприятие преобразуется, как правило, в акционерное общество.

          За работниками приватизированного предприятия сохраняются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством и Законом о приватизации: так, в течение трех месяцев со дня регистрации открытого акционерного общества действуют обязательства, содержащиеся в коллективном договоре, действовавшем до приватизации предприятия. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после их приватизации продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе, как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ст. 17 Закона о приватизации). Таким образом, на трудовые отношения, связанные с приватизацией государственных и муниципальных унитарных предприятий, полностью распространяются нормы ст. 75 ТК РФ.

          Обращением имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность или, иначе говоря, национализацией имущества организации называется возмездная передача имущества из частной собственности организации в государственную собственность. Национализация - это процесс противоположный приватизации - рас приватизация. В этом случае, исходя из сущности национализации как перехода права собственности на имущество юридического лица в государственную собственность, трудовые отношения должны регулироваться нормами ст. 75 ТК РФ о смене собственника имущества организации.

          Передача государственных унитарных предприятий в муниципальную собственность и муниципальных унитарных предприятий в государственную собственность осуществляется по решению соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом согласно ст.ст. 214 и 215 ГК РФ осуществляется смена формы собственности на имущество предприятий и, соответственно, происходит смена собственника имущества предприятия (учредителя). Так, в первом случае собственником государственного унитарного предприятия становится соответствующее муниципальное образование, а во втором - имущество муниципального унитарного предприятия передается в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом трудовые отношения с работниками предприятия сохраняются на основании ст. 75 ТК РФ.

          Передача федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъекта Российской Федерации и государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации в федеральную собственность предусмотрена ст. 214 ГК РФ и является сменой собственника имущества организации с точки зрения ст. 75 ТК РФ.

          Так, согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Однако ТК РФ для случаев реорганизации организации предусмотрел иные нормы, регулирующие трудовые отношения работников и работодателя, чем при смене собственника имущества организации по иным основаниям. Соответственно, на нового собственника имущества организации - юридическое лицо, образованное после реорганизации, по идее, не должны распространяться нормы ст. 75 о праве на увольнение руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. Более подробно трудовые отношения при реорганизации рассмотрим далее в отдельном пункте настоящей работы.

          Смена собственника может происходить также при переходе права собственности на имущество учреждения согласно ст.ст. 120, 299 и 300 ГК РФ, которая может осуществляться на основании сделки (купли-продажи и др.) или по решению соответствующих органов власти и управления. Думается, что нормы, регулирующие трудовые отношения при смене собственника имущества унитарного предприятия, распространяются и на отношения при смене собственника учреждения. Исключение должно составлять лишь отсутствие у нового собственника права на увольнение руководителя, его заместителей и главного бухгалтера учреждения, так как если иное не предусмотрено законом или уставом учреждения, собственник учреждения не обладает правом решать подобные вопросы.

          Кроме того, собственник имущества организации может поменяться и в случае продажи предприятия, совершения иных сделок по отчуждению предприятия с переходом права собственности на него, а также при принудительном изъятии имущества у организации.

          Согласно ст. 132 и п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на предприятие может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи (ст.ст. 559-566 ГК РФ), мены (ст.ст. 567-571 ГК РФ), договоров дарения и постоянной ренты, заключаемым между некоммерческими организациями (ст. ст. 575 и 589 ГК РФ) или иной сделки об отчуждении этого имущества (сделка приватизации предприятия рассматривалась ранее). Право собственности организации на предприятие может быть прекращено вследствие его принудительного изъятия у организации согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ. На предприятие как имущественный комплекс может быть обращено взыскание по решению суда, если оно было заложено организацией (ст. 339 ГК РФ), состояло под арестом и т. д. В этих случаях предприятие подлежит отчуждению.

          Однако переход права собственности на имущество организации (предприятие) по соответствующей сделке, за исключением сделки приватизации, а также вследствие принудительного изъятия предприятия, вряд ли можно считать «сменой собственника имущества организации» в контексте ст. 75 ТК РФ в связи с тем, что новый собственник предприятия не обладает правом увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, так как не имеет никакого отношения к органам управления организацией, в компетенцию которых и входят вопросы приема и увольнения данных работников.

          С другой стороны, что происходит с трудовыми отношениями работников организации при продаже ее имущественного комплекса? Фактически рабочие места «переходят» к новому собственнику, с которым у работников организации нет никаких трудовых отношений. При этом трудовые отношения между работниками и организацией только в силу продажи предприятия не прекращаются, так как нормы ст. 75 ТК РФ не распространяются на трудовые отношения, связанные с отчуждением предприятия как имущественного комплекса по сделке (кроме сделки приватизации). Соответственно, последствия продажи предприятия работодателем будут следующими: должна проводиться процедура сокращения численности или штата работников в связи с сокращением рабочих мест, то есть работники будут подлежать увольнению по п. 2 ст. 81 ТК РФ. Такое положение вещей не соответствует ни интересам, прежде всего, работников, которые становятся безработными, ни работодателей: прежний собственник предприятия вынужден выплачивать работникам выходные пособия, а новый - подыскивать необходимые кадры для предприятия.

                    При продаже предприятия все обязательства, связанные с его деятельностью, в том числе трудовые договоры, сохраняются, если кредиторы не настаивают на их прекращении или досрочном исполнении, и переходят к новому собственнику предприятия. Таким образом, при продаже предприятия и иной сделке по отчуждению права собственности на него происходит перемена лиц в обязательстве, связанных с деятельностью предприятия, в том числе и трудовых правоотношениях, стороной которых становится новый собственник предприятия вместо прежнего собственника-работодателя. Такой подход представляется защищающим интересы работника.       

            Итак, при смене собственника имущества организации трудовые отношения с работниками сохраняются. Это означает, что новый собственник имущества организации обязан обеспечить работников работой согласно заключенным ими ранее трудовым договорам с прежним работодателем. При этом перемена лиц (работодателей) в обязательстве из трудовых отношений не является изменением трудового договора, так как его содержание остается неизменным, а меняется только сторона, которая не входит и не может входить в содержание трудового договора (ст.ст. 57, 72 ТК РФ и ст.ст. 382387, 391-392 ГК РФ).   

Глава 2. Изменение и прекращения трудовых отношений при смене

собственника имущества организации.

2.1. Изменения в трудовых отношениях при смене собственника имущества организации.

          Некоторые авторы трудовые правоотношения в случае смены собственника имущества организации называют «переводом на другую постоянную работу», так как, исходя из смысла ст. 75 ТК РФ и особенностей отношений при смене собственника, во-первых, не происходит изменения условий трудового договора. Во-вторых, в норме о смене собственника имущества организации не закреплена обязанность работодателя получить предварительное согласие работника на работу у нового работодателя и, соответственно, возможность признания недействительным перевода работника без его согласия. Все это не позволяет сделать вывод о том, что отношения при смене собственника имущества организации есть перевод на другую постоянную работу. Этому утверждению не противоречит и норма ст. 75 о том, что если работник не согласен на продолжение работы после перехода права собственности на имущество организации, то трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. Так, при отказе работника от перевода на другую постоянную работу, он должен быть восстановлен на прежней работе. В данном же случае ситуация иная: работник подлежит увольнению. До принятия ТК РФ при отказе работника от работы у нового работодателя после регистрации права собственности (ч. 2 ст. 29 КЗоТ РФ), трудовой договор мог быть прекращен с работником только по собственному желанию согласно ст. 31 КЗоТ РФ.

Информация о работе Особенности трудовых отношений при смене собственника имущества организации