Определение размера трудовой пенсии по старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.

Файлы: 1 файл

Диплом трудовые пенсии по старости.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

В статье 10 Закона приведена обобщенная норма, позволяющая включать тот или иной период в страховой стаж застрахованного лица. При этом страховой период напрямую связывается с осуществлением деятельности по трудовому договору или иной деятельности, к примеру, в фермерском хозяйстве, деятельностью в качестве священнослужителя и т.д., а также уплатой за указанный период страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, основанием для включения периода трудовой или иной деятельности в страховой стаж является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, к которым приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование, осуществлявшаяся до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до вступления в силу Закона. При уплате указанных взносов и налога, периоды работы и иной деятельности включаются в страховой стаж застрахованного лица.

Для включения в страховой стаж определенного периода необходимо, чтобы были выполнены все установленные законом требования. Во-первых, в течение данного периода гражданин должен выполнять трудовую функцию или осуществлять иную деятельность, во-вторых, трудовая или иная деятельность должна осуществляться на территории РФ, в-третьих, она должна осуществляться лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, и, в-четвертых, за указанный период должны быть уплачены страховые взносы. Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных условий является основанием для его исключения из страхового стажа.

Необходимо отметить, что неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов или уплата взносов работодателем не в полном объеме не может служить основанием для исключения из страхового стажа застрахованного лица того или иного периода, что подтверждено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».23

Пунктом 2 статьи 10 Закона предусмотрены исключения из общего правила включения в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, осуществлявшейся на территории РФ. Данными исключениями являются случаи, когда в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами, за пределами территории РФ в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, а также в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ гражданами РФ, работающими за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя или за другое физическое лицо.

Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регламентировано ст. 29 ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с указанной статьей 10 Закона добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане РФ, работающие за  пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя;

2) физические лица в целях  уплаты страховых взносов за  другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;

3) застрахованные лица, осуществляющие  в качестве страхователей уплату  страховых взносов, в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

5) физические лица в целях  уплаты страховых взносов в  Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие  на территории РФ, на которых  не распространяется обязательное пенсионное страхование.

В статье 11 Закона приводится перечень периодов, которые в отличие от периодов трудовой или иной деятельности и иных периодов уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, не включаются, а засчитываются в страховой стаж застрахованного лица. При этом между этими двумя понятиями имеется существенное различие. Зачет в страховой стаж указанных «иных» периодов имеет не экономическое, а социальное значение, так как направлен на оказание социальной помощи застрахованным лицам в формировании страхового стажа в определенные периоды времени, необходимого для реализации права на трудовую пенсию.

Статьей 12 Закона регламентируется порядок исчисления страхового стажа. Обратим внимание, что в ст. 13 Закона устанавливаются правила подсчета страхового стажа и на первый взгляд речь в этих двух статьях идет об одном и том же предмете, ведь и исчисление и подсчет в данном случае страхового стажа означают численное определение его продолжительности. В то же время подсчет по отношению к исчислению имеет более узкое значение.

В статье 12 Закона изложены основные принципы исчисления страхового стажа, которые заключаются, во-первых, в календарном порядке исчисления и, во-вторых, в выборе периодов, которые будут включены в страховой стаж в случае совпадения их по времени. Рассмотрим данные принципы более подробно.

Календарный порядок исчисления означает, что за полный календарный месяц берется 30 календарных дней (независимо от того, что некоторые месяцы имеют 31 день, а февраль – 28 или 29 дней), а за полный календарный год – 12 календарных месяцев. Какой-либо иной льготный порядок исчисления страхового стажа законом не предусмотрен, хотя по ранее действующему пенсионному законодательству при исчислении периодов, засчитываемых в трудовой стаж, применялось льготное исчисление. Так, работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, учитывалась в полуторном размере, военная служба по призыву – в двойном размере, работа в лепрозориях и противочумных учреждениях – в двойном размере и т.д. В настоящее время льготное исчисление не применяется и независимо от того, где проходила трудовая или иная деятельность, она учитывается в календарном порядке.

Если на один и тот же период календарного времени у застрахованного лица приходится несколько периодов, подлежащих включению или засчитываемых в страховой стаж, необходимо определить один период, который и будет учитываться при исчислении страхового стажа. К примеру, гражданин осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно осуществляет уход за лицом, достигшим возраста 80 лет. При этом и тот и другой факт является основанием для включения его в страховой стаж, и застрахованному лицу необходимо определить, то есть сделать выбор, какой из периодов будет учитываться в качестве страхового стажа при назначении ему трудовой пенсии.24

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» в данную статью были внесены дополнения, касающиеся исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Установлено, что при назначении указанным лицам страховой части трудовой пенсии по старости, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Необходимость внесения указанных изменений была обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», а также внесением изменений в ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которыми лица, получающие пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, назначенную по Закону № 4468-1, по достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии пяти лет страхового стажа имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности по Закону № 4468-1 и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Законом.25

Право на одновременное получение двух видов пенсионного обеспечения имеют:

1) лица, проходившие военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица офицерского состава, прапорщики  и мичманы, проходившие военную  службу в Вооруженных Силах, войсках  и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

3) лица рядового и начальствующего  состава, проходившие службу в  органах внутренних дел Российской  Федерации, бывшего Союза ССР, в  Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

4) лица, проходившие военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семьи указанных лиц, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

5) лица, проходившие военную службу  в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел.26

При этом при назначении указанным лицам страховой части трудовой пенсии по старости в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.

Право на получение страховой части трудовой пенсии по старости имеют лица, которые вступили в пенсионные правоотношения с (после) 1 января 2007 г.

Рассматривая данный вопрос необходимо сделать некоторые уточнения. По общему правилу трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее. Лицам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, у которых право на установление страховой части трудовой пенсии по старости возникло до 1 января 2007 года или в период с 1 января 2007 года до 25 июля 2008 г., то есть до момента вступления в силу ФЗ от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», страховая часть трудовой пенсии по старости может быть назначена с 1 января 2007 года, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Условием установления указанным лицам страховой части трудовой пенсии по старости является достижение установленного Законом пенсионного возраста, то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Вместе с тем право на снижение пенсионного возраста имеют лица из числа военнослужащих, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости указанной категории граждан, а также лица, которые соответствуют условиям досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренным статьями 27, 28 и 28.1 (на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, матери, отцы инвалидов с детства и т.д.) Закона. Норма о снижении пенсионного возраста в данном случае распространяется и на установление страховой части трудовой пенсии по старости «военным» пенсионерам.

Кроме того, в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ в статью 12 Закона внесено дополнение, касающееся назначения страховой части трудовой пенсии по старости гражданам из числа космонавтов, получающих пенсию по инвалидности или за выслугу лет в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При назначении страховой части трудовой пенсии по старости гражданам из числа космонавтов, в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Информация о работе Определение размера трудовой пенсии по старости