Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:43, дипломная работа
Актуальность данной работы заключается в том, что статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с уменьшением или увеличением размера производится с 1 января 2015 года исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
При достижении лицом, получающим трудовую пенсию по инвалидности, общеустановленного законом пенсионного возраста, при наличии у указанного лица пяти лет страхового стажа, ему в беззаявительном порядке, на основании данных, имеющихся в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, назначается трудовая пенсия по старости. При этом размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося ранее получателем трудовой пенсии по инвалидности, при установлении ему страховой части трудовой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а также размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не могут быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности.9
Если гражданин впервые обратился за назначением трудовой пенсии по старости позднее, чем достиг общеустановленного законом пенсионного возраста, то ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с момента вступления в силу Закона, то есть с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Соответственно, исходя из формулы расчета страховой части трудовой пенсии по старости, сумма пенсионного расчетного капитала будет делиться на меньшее количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, что, естественно, приведет к увеличению размера пенсии. Указанная норма призвана стимулировать лиц, достигших пенсионного возраста к продолжению трудовой деятельности и более позднему обращению за назначением трудовой пенсии по старости.
Так, арбитражный суд удовлетворил иск о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия к зачету на цели обязательного социального страхования выплат на социальные пособия, начисленных с применением районного коэффициента – 1,7, включая и выплаты пособий при рождении ребенка и пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, поскольку региональным отделением не представлены доказательства, подтверждающие установление в спорный период единого районного коэффициента 1,5 при определении размера выплат обществом пособий, включая и выплаты пособий при рождении ребенка и пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.10
При перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости лицам, продолжающим трудовую деятельность, а также лицам из числа федеральных государственных гражданских служащих и лиц, из числа работников летно-испытательного состава, которым назначена страховая часть трудовой пенсии по старости, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае более позднего обращения за назначением страховой части трудовой пенсии по старости не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Вторая часть трудовой пенсии – накопительная. В первоначальной редакции Закона право на установление накопительной части трудовой пенсии было предусмотрено для мужчин, родившихся не ранее 1953 года и женщин, родившихся не ранее 1957 года. С 2005 года право на накопительную часть трудовой пенсии установлено для мужчин и женщин 1967 года рождения и моложе.
До 1 января 2010 г. накопительная часть трудовой пенсии была предусмотрена законодательством как для трудовой пенсии по старости, так и для трудовой пенсии по инвалидности для некоторых категорий инвалидов.
Теперь трудовые пенсии по инвалидности не имеют накопительной части. А как же быть тем гражданам, которые до 1 января 2010 года имели право на получение накопительной части трудовой пенсии по инвалидности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами, но не получали ее в связи с тем, что отсутствовало законодательное закрепление расчета количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости? Указанные лица вправе самостоятельно выбрать – они могут получать накопительную часть трудовой пенсии по инвалидности в том порядке, в каком она рассчитывалась ранее, то есть до внесения изменений в пенсионное законодательство с января 2010 года, либо получать накопительную часть трудовой пенсии по старости в соответствии с внесенными в Закон изменениями.
Норма, регулирующая определение количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу указанного закона, то есть с 1 января 2002 г., следовательно, теперь граждане, получившие право на накопительную часть трудовой пенсии до 1 января 2010 г. получат указанную часть пенсии за весь прошедший период. Пенсионеры, получающие трудовую пенсию по инвалидности, у которых ранее отсутствовало право на получение накопительной части пенсии, пенсионные накопления формируются, начиная с 1 января 2010 года и будут учтены при назначении указанным гражданам трудовой пенсии по старости (при наличии условий, дающих право на трудовую пенсию по старости, то есть достижения пенсионного возраста и 5 лет страхового стажа), путем назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. Если же у пенсионера – получателя трудовой пенсии по инвалидности, не возникнет право на получение трудовой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа необходимой продолжительности, то имеющиеся на его индивидуальном лицевом счете пенсионные накопления будут им получены в виде единовременной выплаты по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Накопительная часть трудовой пенсии по старости рассчитывается по формуле
ПН \ Т, где:
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости. Если застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» устанавливается срочная пенсионная выплата, то средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной части трудовой пенсии по старости этому застрахованному лицу.
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии, определяемого федеральным законом.11
В соответствии с п. 4 ст. 32 Закона в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2016 г. ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Лицам, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста на основании п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 Закона ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии устанавливается аналогично, но в период, начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного возраста выхода на трудовую пенсию.
При осуществлении корректировки накопительной части трудовой пенсии по старости, ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Общий размер трудовой пенсии по старости определяется как сумма страховой и накопительных частей указанной пенсии.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены одноименным Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также ответственность.
Обязательное пенсионное страхование определяется как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Помимо этого базового определения статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» поясняет основные категории системы обязательного пенсионного страхования.
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.12
Средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – страховые взносы) – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
– лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
– индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.13
Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
– работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
– являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом.
Страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости являются обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
Информация о работе Определение размера трудовой пенсии по старости