Корректировка размера накопительной
части трудовой пенсии по старости осуществляется без обращения
застрахованного лица Пенсионным фондом
РФ посредством умножения размера данной
накопительной части, установленного
на день осуществления такой корректировки,
на корректирующий коэффициент, определяемый
по результатам инвестирования средств
выплатного резерва за соответствующий
год.
Правила определения дохода (положительных результатов) от инвестирования
средств выплатного резерва утверждены
Постановлением Правительства РФ от 15
октября 2012 г. № 1047 «Об утверждении Правил
определения дохода (положительных результатов)
от инвестирования средств выплатного
резерва и (или) пенсионных накоплений
застрахованных лиц, которым установлена
срочная пенсионная выплата, за соответствующий
год в Пенсионном фонде Российской Федерации».
Определение дохода от инвестирования
осуществляется государственной управляющей компанией средствами
выплатного резерва, с которой Пенсионным
фондом РФ заключены договор доверительного
управления средствами выплатного резерва
и договор доверительного управления
средствами пенсионных накоплений застрахованных
лиц, которым установлена срочная пенсионная
выплата. Доход от инвестирования за соответствующий
год рассчитывается в рублях с точностью
до копеек отдельно по каждому инвестиционному
портфелю, сформированному по договору
доверительного управления средствами
выплатного резерва и договору доверительного
управления средствами пенсионных накоплений
застрахованных лиц, которым установлена
срочная пенсионная выплата. Величина
дохода от инвестирования, превышающая
ноль рублей и ноль копеек, признается
положительным результатом.43
При отсутствии дохода (положительных результатов) либо при
получении убытка от инвестирования средств
выплатного резерва, корректировка размера
накопительной части трудовой пенсии
по старости не осуществляется до 1 августа
года, следующего за годом, в котором ежегодно
осуществляемая денежная оценка средств
выплатного резерва (стоимости чистых
активов, приобретенных за счет соответствующих
средств), по состоянию на 31 декабря соответствующего
года не превысит денежную оценку принятых
Пенсионным фондом РФ обязательств в отношении
застрахованных лиц.
Денежная оценка средств выплатного
резерва и принятых обязательств осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 18 октября 2012 г. №
1058 «Об утверждении Правил денежной оценки
Пенсионным фондом Российской Федерации
средств выплатного резерва и средств
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, которым установлена соответственно
накопительная часть трудовой пенсии
по старости и (или) срочная пенсионная
выплата» и Постановлением Правительства
РФ от 18 октября 2012 г. № 1059 «Об утверждении
Правил денежной оценки принятых Пенсионным
фондом Российской Федерации обязательств
в отношении застрахованных лиц по выплате
установленных им накопительной части
трудовой пенсии по старости и (или) срочной
пенсионной выплаты».
Заключение
Статьей 7 Закона законодательно установлены
условия возникновения права на трудовую пенсию
по старости. Как мы уже говорили ранее,
данный вид пенсии является самым распространенным
видом пенсионного обеспечения в России
– трудовую пенсию по старости в России
получают более 80% пенсионеров.
Ранее, то есть до 1 января 2010 г., трудовая
пенсия по старости состояла из трех частей – базовой, страховой
и накопительной (у тех застрахованных
лиц, у которых имеется право на накопительную
часть трудовой пенсии по старости). После
внесенных в Закон изменений в соответствии
с ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ, трудовая пенсия
по старости стала состоять из двух частей
– страховой и накопительной у лиц 1967
года рождения и младше и одной части –
страховой у лиц до 1967 года рождения. Таким
образом, базовая часть трудовой пенсии
по старости вошла в страховую часть в
качестве фиксированного базового размера
страховой части.
В п. 1 статьи 14 Закона приведена формула
расчета страховой части трудовой пенсии
по старости, в так называемом, чистом виде, без
уточнения расчетов суммы расчетного
пенсионного капитала, без учета валоризации
и индексации. Для расчета страховой части
трудовой пенсии по старости в законе
приведена несложная математическая формула
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ – размер страховой части трудовой
пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала
застрахованного лица, учтенного по состоянию
на день, с которого указанному лицу назначается
страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты
трудовой пенсии по старости, применяемого
для расчета страховой части указанной
пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б – фиксированный базовый размер страховой
части трудовой пенсии по старости.
В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности,
которые выполнялись на территории РФ
лицами, застрахованными в системе обязательного
пенсионного страхования в соответствии
с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации», каковыми являются: лица, работающие
по трудовому договору или по договору
гражданско-правового характера, предметом
которого являются выполнение работ и
оказание услуг, а также по авторскому
и лицензионному договору; самостоятельно
обеспечивающие себя работой (индивидуальные
предприниматели, адвокаты, нотариусы,
занимающиеся частной практикой); являющиеся
членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
являющиеся членами родовых, семейных
общин малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования;
священнослужители, а также иные категории
граждан, вступившие в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию.
Кроме вышеуказанных периодов, в течение
которых за застрахованное лицо уплачивались страховые взносы в Пенсионный
фонд РФ, в страховой стаж засчитываются
и иные периоды, в течение которых страховые
взносы не уплачиваются.
В статье 10 Закона приведена обобщенная
норма, позволяющая включать тот или иной период в страховой
стаж застрахованного лица. При этом страховой
период напрямую связывается с осуществлением
деятельности по трудовому договору или
иной деятельности, к примеру, в фермерском
хозяйстве, деятельностью в качестве священнослужителя
и т.д., а также уплатой за указанный период
страховых взносов в системе обязательного
пенсионного страхования.
Кроме того, основанием для включения
периода трудовой или иной деятельности в страховой стаж является
уплата страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ, к которым приравнивается уплата
взносов на государственное социальное
страхование, осуществлявшаяся до 1 января
1991 г., а также уплата единого социального
налога (взноса) и единого налога на вмененный
доход для определенных видов деятельности
до вступления в силу Закона. При уплате
указанных взносов и налога, периоды работы
и иной деятельности включаются в страховой
стаж застрахованного лица.
В статье 17 Закона определены три основания
определения размера трудовых пенсий.
Первое основание заключается в том,
что размер трудовой пенсии застрахованного лица определяется в
соответствии с определенными данными,
то есть документами, определяющими право
лица на пенсионное обеспечение – о достижении
лицом пенсионного возраста, о наличии
у него страхового стажа необходимой продолжительности,
о наличии на иждивении нетрудоспособных
членов семьи, о получении группы инвалидности,
о смерти кормильца, документы, подтверждающие
родственные отношения с кормильцем и
т.д.
Второе основание состоит в том, что все документы, влияющие
на право гражданина на осуществление
трудового пенсионного обеспечения, должны
иметься в распоряжении органа, назначающего
пенсию и устанавливающего ее размер,
то есть территориального органа Пенсионного
фонда РФ, по состоянию на день, в который
этим органом выносится решение об установлении
трудовой пенсии. Если, к примеру, гражданин
имеет право на получение трудовой пенсии
по инвалидности при наличии двух нетрудоспособных
членов семьи, но не представил в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ сведений,
подтверждающих наличие у него иждивенцев,
пенсия будет ему назначена без учета
иждивенцев, то есть в меньшем размере.
В том случае, если документы о наличии
нетрудоспособных членов семьи будут
представлены позднее, будет произведен
перерасчет размера пенсии, но не с момента
ее назначения, а с более позднего времени.
Третье основание заключается в том,
что размер трудовой пенсии определяется
в соответствии с законодательными и нормативными
правовыми актами, действующими по состоянию
на день, в который органом, осуществляющим
пенсионное обеспечение, выносится решение
о назначении трудовой пенсии.
В п. 2 статьи 17 Закона определены основания
перерасчета, то есть изменения размера страховой части трудовой
пенсии по старости, трудовой пенсии по
инвалидности и трудовой пенсии по случаю
потери кормильца.
Если до 1 января 2010 г. по приведенным
в данной статье основаниям производился перерасчет только базовых частей
трудовых пенсий, то теперь после внесения
изменений в пенсионное законодательство
ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ производится
перерасчет при получении трудовой пенсии
по старости – ее страховой части, а при
получении других видов трудового пенсионного
обеспечения – всего размера пенсии.
Под перерасчетом в общем смысле понимается изменение размера пенсии,
причем расчет может быть произведен как
в сторону увеличения, так и в сторону
уменьшения размера.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 года // Российская газета. – 2009. – 21 января.
- Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования: Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (с изменениями от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
- О негосударственных пенсионных фондах:
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ
(с изменениями от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
– 1998. – № 19. – Ст. 2071.
- О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №
166-ФЗ (с изменениями от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
- Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря
2001 № 167-ФЗ (с изменениями от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
- О трудовых пенсиях в Российской Федерации:
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №
173-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52. – Ст. 4920.
Судебная практика
- Постановлении Конституционного Суда РФ от
10 июля 2007 г. № 9-П // Вестник КС. – 2007. – № 10.
- Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № ГКПИ11-100 // БВС РФ. – 2011. – № 6.
- Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 17.04.2013 по делу № А21-5038/2012 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление ФАС Волго-Вятского округа
от 25.06.2013 по делу № А28-7170/2012 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление ФАС Западно-Сибирского
округа от 28.01.2014 № Ф04-2432/2014(5224-А75-43) по делу № А75-6388/2013 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
Специальная литература
- Антипьева, Н. В. Развитие законодательства о социальном обеспечении / Н. В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах.
– 2012. – № 3. – С. 11-18.
- Барков, А. В. Договоры с элементами социального
содействия, опосредующие оказание социально-правовых
услуг / А. В. Барков // Гражданское право. – 2012. – № 1. – С. 14-19.
- Барков, А. В. К дискуссии о тенденциях
развития правового института социального
обслуживания и его соотношении со смежными
отраслями права / А. В. Барков // Вестник
Пермского университета. – 2013. – № 3. – С. 46-51.
- Барков, А. В. Социальное обслуживание в условиях
рыночной экономики: современные тенденции
и перспективы развития / А. В. Барков // Трудовое право. – 2012. – № 9. – С. 52-56.
- Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному
закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) / А. Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2012. – 256 с.
- Братановская, М. С. Правовая организация управления социальным обеспечением / М. С. Братановская // Социальное и пенсионное
право. – 2011. – № 5. – С. 45-51.
- Бутенко, Е. И. Понятие и признаки нуждаемости в праве
социального обеспечения России / Е. И. Бутенко // Российский юридический
журнал. – 2012. – № 1. – С. 15-22.
- Васильева, Ю. В. Кодификация законодательства о социальном
обеспечении: основы законодательства
или кодекс? / Ю. В. Васильева // Правоведение. – 2013. – № 4. – С. 19-24.
- Волкова, Н. С. Государственное управление
социальной сферой: состояние и модернизация / Н. С. Волкова
// Журнал российского права. – 2013. – №
7. – С. 14-19.
- Геворкьян, Д. П. Становление законодательства о социальном обеспечении / Д. П. Геворкьян // Социальное и пенсионное
право. – 2012. – № 2. – С. 44-49.
- Грудцына, Л. Ю. Трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты / Л. Ю. Грудцына, А. В. Макаров // Адвокат. – 2013. – № 9. – С. 30-35.
- Гурина, О. А., Белянинова, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» / под ред. Э. Р. Курманова. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 380 с.
- Гусева, Т. С. Проблемы реализации права на социальное
обеспечение в Российской Федерации / Т. С. Гусева // Российский юридический журнал.
– 2012. – № 1. – С. 25-32.
- Гусева, Т. С. Тенденции развития законодательства
о социальном обеспечении / Т. С. Гусева // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 1. – С. 15-21.
- Гусева, Т. С. Конституционное право на социальное
обеспечение и роль государства в его реализации
/ Т. С. Гусева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 18. – С. 12-17.
- Долженкова, Г. Д. Правовое регулирование основных видов социального
обеспечения / Г. Д. Долженкова // Журнал российского права.
– 2012. – № 7. – С. 60-68.
- Забелина, Е. П. Социальные полномочия муниципальной
власти в Российской Федерации / Е. П. Забелина // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 49-55.
- Замараева, З. П. Нормативно-правовые
особенности современной системы социальной помощи населению
/ З. П. Замараева // Вестник Пермского университета.
– 2012. – № 2. – С. 46-51.
- Иванов, А. Л. Как действовать, если Вы считаете, что Вам неправильно начисляют пенсию? / А. Л. Иванов
// Адвокат. – 2010. – № 7. – С. 40-47.
- Игольникова, В. А. Социальное страхование как форма
российского социального обеспечения / В. А. Игольникова // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 3. – С. 41-48.
- Ищенко, О. А. Реформирование пенсионного
законодательства Российской Федерации
/ О. А. Ищенко // Юрист. – 2012. – № 6. – С. 12-19.
- Захаров, М. Л. Формирование доходной
части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность
и перспективы / М. Л. Захаров // Журнал российского права. –
2010. – № 6. – С. 60-68.
- Зырянова, Т. Е. Пенсия по старости, ее
виды, размер и порядок определения / Т.
Е. Зырянова // Адвокат. – 2011. – № 9. – С.
30-37.
- Каткова, Л. В. Административно-правовая защита социальных интересов населения в
России / Л. В. Каткова, Л. С. Приказнова // Административное право и процесс. – 2012. – № 6. – С. 11-16.
- Кирилловых, А. А. Систематизация норм о социальной защите
граждан: проблемы и перспективы развития
законодательства / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. – 2012. – № 7. – С. 46-50.
- Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» / под ред. Е. Н. Сидоренко. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 809 с.
- Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» / под ред. Е. Н. Сидоренко. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 760 с.
- Комментарий к пенсионному законодательству
РФ / под ред. М. Ю. Зурабова. – М.: Норма,
2012. – 658 с.
- Комментарий к законодательству о страховых
взносах и пенсиях (постатейный) / отв. ред. Ю. В. Воронин.
– М.: Инфра-М, 2012. – 458 с.
- Косырев, Б. Л. О повышении пенсий / Б. Л.
Косырев // Финансовая газета. – 2013. – № 17. – С. 3.
- Косырев, Б. Л. Готовимся к пенсии / Б. Л.
Косырев // Финансовая газета. – 2010. – № 30. – С. 4.
- Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.) / М. В. Лушникова. – М.: Юстицинформ, 2011. – 802 с.
- Майфат, А. В. Гарантии и стандарты
социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования
/ А. В. Майфат, Л. Н. Шипулина // Российский юридический журнал.
– 2012. – № 3. – С. 75-81.
- Маслова, Т. А. Ваша пенсия в Ваших руках:
как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться
о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее (выпуск 10) / Т.
А. Маслова. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. – 179 с.
- Матиташвили, А. А. Услуги объектов социально-культурной
сферы / А. А. Матиташвили // Адвокат. – 2011. – № 11.
– С. 59-65.
- Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебное
пособие. 2-е изд. / Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2012. – 680 с.
- Мидонова, Е. А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения / Е. А. Мидонова // Трудовое право. – 2012. – № 8. – С. 33-38.
- Мирина, Н. В. Защита права на получение
трудовой пенсии / Н. В. Мирина // Цивилист. – 2012. – № 2. – С. 42-47.
- Миронова, Т. К. Право социального обеспечения и социальное
право / Т. К. Миронова // Трудовое право. – 2011. –
№ 12. – С. 10-16.
- Панов, С. Л. Принципы социального обслуживания / С. Л. Панов // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 3. – С. 26-32.
- Право социального обеспечения: практикум.
Нормативные акты. Образцы документов / под ред. Э. Г.
Тучковой. – М.: Новый Юрист, 2013. – 850 с.
- Право социального обеспечения: учебное
пособие / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Проспект, 2012. – 805 с.
- Приусов, В. Н. Право социального обеспечения : учебное
издание / В. Н. Приусов. – М.: Юрайт, 2013. – 712 с.
- Радуто, В. И. Правовое регулирование в области осуществления государственной политики в отношении
пожилых людей в Российской Федерации / В. И. Радуто // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 3. – С. 33-37.
- Сафаралиев, Р. Р. Виды и значение классификации споров
по вопросам социального обеспечения
/ Р. Р. Сафаралиев // Трудовое право. – 2013. – № 8. – С. 22-28.
- Седельникова, М. Г. Методологические аспекты совершенствования законодательства о социальном
обеспечении / М. Г. Седельникова // Трудовое право в России и за рубежом. –
2011. – № 2. – С. 32-39.
- Семенихин, В. В. Расходы на формирование резервов
предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную
защиту инвалидов, в налоговом учете / В. В. Семенихин // Финансовая газета. – 2010.
– № 35. – С. 3.
- Серебрякова, Е. А. К вопросу о реализации права на социальное обеспечение / Е. А. Серебрякова // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 1. – С. 33-38.
- Симанович, Л. Н. Правовое регулирование социальной защиты
инвалидов / Л. Н. Симанович // Социальное и пенсионное право. – 2013. – № 1. – С. 9-14.
- Снежко, О. А. Конституционные основы социальной защиты
граждан / О. А. Снежко // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 7. – С. 17-22.
- Федорец, А. В. Мониторинг результативности социального
обслуживания на дому граждан пожилого
возраста и инвалидов. Руководство по
применению / А. В. Федорец. – М.: НОРМА-М, 2012. – 726 с.
- Федорова, М. Ю. Ограничение прав граждан в системе
социального обеспечения / М. Ю. Федорова. – М.: Юридическая книга, 2012. – 598 с.
- Черногор, Н. Н. Мониторинг эффективности правового
механизма оказания социальных услуг / Н. Н. Черногор, Е. В. Пуляева, М. Д. Чеснокова // Журнал российского права. – 2013. – № 8. – С. 30-35.
- Шайхатдинов, В. Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия
/ В. Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. – 2011. – № 5. – С. 17-23.
- Яблокова, И. А. Защита права граждан на социальное
обеспечение при регулировании различных видов
социального обеспечения / И. А. Яблокова // Социальное и пенсионное
право. – 2012. – № 4. – С. 29-35.