Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 17:02, курсовая работа
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа тайны в российском законодательстве 7
1.1. Виды тайн в действующем законодательстве 7
1.2. Правовой режим коммерческой тайны. 18
Глава 2. Коммерческая тайна как условие трудового договора 30
2.1. Коммерческая тайна как элемент содержания трудового договора 30
2.2. Защита коммерческой тайны в трудовых правоотношениях 39
2.3. Состав разглашения коммерческой тайны как правонарушения 42
2.4. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны 46
Заключение 58
Список литературы 62
По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1. Деловая информация, т.е. которая может оказать влияние на деловую активность организации19:
2. Научно-техническая информация, влияющая на производительность труда:
3. Производственная информация:
4. Организационно-управленческая информация:
5. Маркетинговая информация, влияющая на стратегию и тактику фирмы:
6. Финансовая информация:
7. Информация о персонале фирмы:
8. Программное обеспечение, с точки зрения уязвимости от внешнего вмешательства:
Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.
Коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Исходя из положений законодательства, к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, т.е. информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях.
Идеи, замыслы, сведения и прочие данные, какую бы ценность для их обладателя они не представляли, если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, по действующему законодательству остаются незащищёнными.
В настоящее время режим коммерческой тайны не урегулирован специальным федеральным законом, а регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации"; ГК РФ и Постановлением Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991г. N 3520, Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»21 и положениями о коммерческой тайне, предусмотренными организациями (работодателями).
Центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ).
В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов критерии правовой охраны коммерческой тайны:
Часть III ГК РФ22 также касается коммерческой тайны: статья 1113 «Объекты исключительных прав» раздела V «Исключительные права (интеллектуальная собственность) кодекса относит к объектам интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения необщедоступные сведения (информацию)».
Между тем, в отношении информации важно не то, в какой форме она существует, а то, какова ценность сведений, которые она содержит.
В соответствии со ст. 139 ГК информация, для того, чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Этот критерий может быть рассмотрен под различными углами зрения.
Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.23
Во-вторых,
к коммерческой тайне
В третьих,
к коммерческой тайне
В соответствии с «Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.12.91 N 3525, не могут составлять коммерческую тайну: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово - хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки и правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет России; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Правовой режим информации различается в степени доступности ее для пользователей.
Общедоступная информация - открытая информация из государственных информационных ресурсов. К данному виду можно отнести любую информацию, право на получение и распространение которой гарантируется статьей 29 Конституции РФ, кроме сведений конфиденциального характера, доступ к которой ограничен императивно.
Второй критерий, которому должна соответствовать информация чтобы считаться коммерческой тайной состоит в том, что к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании.
Во-первых, это означает, что информация не должна быть общеизвестна. Как писал В. Розенберг, "общеизвестное одною только индивидуальною волею не может быть превращено в тайну".26 Под общеизвестным можно понимать то, что "известно неопределённо большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего".27
Конфиденциальной информацией, согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»28, являются:
1. Сведения о фактах, событиях
и обстоятельствах частной
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к
которым ограничен органами
4. Сведения, связанные с профессиональной
деятельностью, доступ к которым
ограничен в соответствии с
Конституцией Российской
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности
Проблема принятия
интересов России … и препятствовать неправомерному и безвозмездному
использованию отечественных ноу-хау зарубежными фирмами».30
В настоящее время возникла правовая неопределённость по поводу такого объекта гражданских прав, как "ноу - хау", дословно означающее "знать как" (сокращенно от "знать как делать").
Основы гражданского
ГК РФ, в статье 139 оперирует термином «информация», что позволило некоторым авторам считать, что «такие термины как секрет производства, ноу-хау, торговые секреты, конфиденциальная информация и т.д. … обозначают в сущности одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование «служебной и коммерческой тайны».31
Что касается информации, то она как таковая, не может монопольно принадлежать одному лицу. Одни и те же сведения могут являться коммерческой тайной для различных лиц, и все они будут считаться её законными обладателями (при условии, что они получили эти сведения законным образом). В отличие от интеллектуальной собственности, где запрет устанавливается на незаконное использование объекта исключительных прав без согласия правообладателя, в случае с коммерческой тайной запрещается незаконное получение информации, составляющей коммерческую тайну.
Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, а представляет собой особую разновидность такого объекта гражданских прав как информация. Как отмечается в литературе, - «коммерческая тайна – это прежде всего сама информация, отвечающая условиям отнесения её к тайне».32 Поэтому можно сказать, что коммерческая тайна, это в то же время и «правовой режим информации ограниченного доступа, конфиденциальность которой устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 139 ГК».33
Круг
правомочий на собственные
В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации.34
Далее, в
круг правомочий на
Владельцу коммерческой тайны, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами.35 Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер.
Информация о работе Коммерческая тайна как особое условие трудового договора