Коммерческая тайна как особое условие трудового договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа тайны в российском законодательстве 7
1.1. Виды тайн в действующем законодательстве 7
1.2. Правовой режим коммерческой тайны. 18
Глава 2. Коммерческая тайна как условие трудового договора 30
2.1. Коммерческая тайна как элемент содержания трудового договора 30
2.2. Защита коммерческой тайны в трудовых правоотношениях 39
2.3. Состав разглашения коммерческой тайны как правонарушения 42
2.4. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны 46
Заключение 58
Список литературы 62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ком тайна.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

          По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1. Деловая информация, т.е. которая может оказать влияние на деловую активность организации19:

  • сведения о контрагентах;
  • сведения о конкурентах;
  • сведения о потребителях;
  • сведения о деловых переговорах;
  • коммерческая переписка;
  • сведения о заключенных и планируемых контрактах.

2. Научно-техническая информация, влияющая на производительность труда:

  • содержание и планы научно-исследовательских работ;
  • содержание “ноу-хау”, рационализаторских предложений;
  • планы внедрения новых технологий и видов продукции;

3. Производственная информация:

  • технология;
  • планы выпуска продукции;
  • объем незавершенного производства и запасов;
  • планы инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая информация:

  • сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе;
  • оригинальные методы организации управления;
  • система организации труда.

5. Маркетинговая информация, влияющая на стратегию и тактику фирмы:

  • рыночная стратегия;
  • планы рекламной деятельности;
  • планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
  • методы работы на рынках;
  • планы сбыта продукции;
  • анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая информация:

  • планирование прибыли, себестоимости;
  • ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки;
  • возможные источники финансирования;
  • финансовые прогнозы.

7. Информация о персонале фирмы:

  • личные дела сотрудников, несмотря на то, что также являются личной тайной, имеют прямое отношение к «человеческому фактору» фирмы с точки зрения защищенности работников от внешнего воздействия (например, слежки, подслушивания конкретных людей, попыток шантажа для получения коммерческой тайны и др.);
  • планы увеличения (сокращения) персонала;
  • содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8. Программное обеспечение, с точки зрения уязвимости от внешнего вмешательства:

  • программы;
  • пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Исходя из положений законодательства, к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, т.е. информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях.   

Идеи, замыслы, сведения и прочие данные, какую бы ценность для их обладателя они не представляли, если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, по действующему законодательству остаются незащищёнными.

          В настоящее время режим коммерческой тайны не урегулирован специальным федеральным законом, а регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации";  ГК РФ и Постановлением Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991г. N 3520, Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»21 и положениями о коммерческой тайне, предусмотренными организациями (работодателями). 

            Центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ).     

    В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов критерии правовой охраны коммерческой тайны:

  • Имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  • Не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • К ней нет свободного доступа на законном основании;
  • Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

        Часть III ГК РФ22 также касается коммерческой тайны: статья 1113 «Объекты исключительных прав» раздела V «Исключительные права (интеллектуальная собственность) кодекса относит к объектам интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения необщедоступные сведения (информацию)».

          Между тем, в отношении информации важно не то, в какой форме она существует, а то, какова ценность сведений, которые она содержит.

          В соответствии со ст. 139 ГК информация, для того, чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Этот критерий может быть рассмотрен под различными углами зрения.

      Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.23

         Во-вторых, к коммерческой тайне относится  информация, использование которой  предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. Как отмечается в литературе: «в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса».24

         В третьих, к коммерческой тайне относятся  сведения, представляющие интерес  для третьих лиц, которые могли  бы получить определённую выгоду, если бы они этой информацией  обладали (при этом, под третьими  лицами в данном случае следует  понимать как правило лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку именно они, во-первых, являются субъектами права на коммерческую тайну, а во-вторых, могут получить экономическую выгоду от получения или использования такой информации).

          В соответствии с «Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.12.91 N 3525, не могут составлять коммерческую тайну: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово - хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки и правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет России; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

          Правовой  режим информации различается  в степени доступности ее для  пользователей.

          Общедоступная информация - открытая информация из государственных информационных ресурсов. К данному виду можно отнести любую информацию, право на получение и распространение которой гарантируется статьей 29 Конституции РФ, кроме сведений конфиденциального характера, доступ к которой ограничен императивно.

           Второй критерий, которому должна соответствовать информация чтобы считаться коммерческой тайной состоит в том, что к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании.

     Во-первых, это означает, что информация не должна быть  общеизвестна. Как писал В. Розенберг, "общеизвестное одною только индивидуальною волею не может быть превращено в тайну".26 Под общеизвестным можно понимать то, что "известно неопределённо большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего".27       

       Конфиденциальной информацией, согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»28, являются:

1. Сведения о фактах, событиях  и обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну  следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к  которым ограничен органами государственной  власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного  образца до официальной публикации  информации о них.

            Проблема принятия специального  закона, регулирующего отношения, связанные с коммерческой тайной, в литературе оценивается неоднозначно. Так, например, А.П. Сергеев считает, что в принятии специального закона об охране коммерческой тайны нет необходимости, «вполне достаточно чёткого понятия коммерческой тайны, определения содержания прав её обладателя и мер их эффективной защиты. Современное законодательство такую возможность предоставляет».29 С другой стороны, в литературе отмечается, что в современных условиях принятие такого закона является достаточно актуальным и должно будет способствовать «обеспечению национальных

интересов России … и препятствовать неправомерному и безвозмездному       

использованию отечественных ноу-хау зарубежными фирмами».30

    В настоящее время возникла правовая неопределённость по поводу такого объекта гражданских прав, как "ноу - хау", дословно означающее "знать как" (сокращенно от "знать как делать").

            Основы гражданского законодательства  рассматривали ноу-хау в качестве  синонима термину «секреты производства».

            ГК РФ, в статье 139 оперирует термином  «информация», что позволило некоторым  авторам считать, что «такие термины  как секрет производства, ноу-хау, торговые секреты, конфиденциальная  информация и т.д. … обозначают  в сущности одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование «служебной и коммерческой тайны».31

 

         Что касается информации, то она как таковая, не может монопольно принадлежать одному лицу. Одни и те же сведения могут являться коммерческой тайной для различных лиц, и все они будут считаться её законными обладателями (при условии, что они получили эти сведения законным образом). В отличие от интеллектуальной собственности, где запрет устанавливается на незаконное использование объекта исключительных прав без согласия правообладателя, в случае с коммерческой тайной запрещается незаконное получение информации, составляющей коммерческую тайну.

 Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, а представляет собой особую разновидность такого объекта гражданских прав как информация. Как отмечается в литературе, - «коммерческая тайна – это прежде всего сама информация, отвечающая условиям отнесения её к тайне».32 Поэтому можно сказать, что коммерческая тайна, это в то же время и «правовой режим информации ограниченного доступа, конфиденциальность которой устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 139 ГК».33

          Круг  правомочий на собственные действия  обладателя коммерческой тайны  достаточно разнообразен.

       В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации.34         

         Далее, в  круг правомочий на собственные  действия входит право пользования  охраняемой коммерческой информацией, т.е. возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и применению в своей хозяйственной деятельности.

Владельцу коммерческой тайны, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами.35 Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер.

Информация о работе Коммерческая тайна как особое условие трудового договора