Коммерческая тайна как особое условие трудового договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа тайны в российском законодательстве 7
1.1. Виды тайн в действующем законодательстве 7
1.2. Правовой режим коммерческой тайны. 18
Глава 2. Коммерческая тайна как условие трудового договора 30
2.1. Коммерческая тайна как элемент содержания трудового договора 30
2.2. Защита коммерческой тайны в трудовых правоотношениях 39
2.3. Состав разглашения коммерческой тайны как правонарушения 42
2.4. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны 46
Заключение 58
Список литературы 62

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ком тайна.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Служебная тайна представляет собой  тайну, не относящаяся к государственной, не относящаяся к тайне частной жизни и, как правило, не имеющая коммерческой стоимости (т.е. не приносящая дохода, прямого действительного ущерба и упущенной выгоды).  Попробуем разобраться в этих понятиях.

            В ст. 139 ГК РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите.

           В соответствии с п. 3 Указа  Президента РФ «Об утверждении  перечня сведений конфиденциального  характера», к служебной тайне  относятся  служебные сведения, доступ  к которым ограничен органами  государственной власти в соответствии  с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами.      

          В отличие от субъектов права на коммерческую тайну (т.е. лица, обладающего правом на тайну и принимающего меры к ее сохранению), которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.6          

           При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации.

Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления.7

          Примером  служебной тайны, по всей видимости, можно считать налоговую тайну, предусмотренную ст. 102 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьёй, налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (в том числе производственная или коммерческая тайна налогоплательщика).

        Таким образом, служебную тайну составляет не являющаяся государственной тайной информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Состав информации, доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций государственного органа и которая относится к служебной тайне, определяет руководитель государственного органа, он несет ответственность и за организацию ее охраны.

          На основании вышеизложенного следует признать, что служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Разглашение, передача или утечка информации, которая составляет служебную тайну, в том числе в органах государственной налоговой службы, влечет дисциплинарную и гражданско - правовую ответственность виновных должностных лиц и органов налоговой службы, в частности обязанность возместить убытки, причиненные такими действиями. Дисциплинарная ответственность в этом случае наступает в соответствии с положениями  специальных норм, а гражданско - правовая - в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 15, 139 и 393 ГК8.

Профессиональная тайна также может быть отнесена к иной охраняемой законом тайне, т.к. во-первых, является разновидностью тайны частной жизни, во-вторых, необходимость ее сохранения и порядок доступа к информации определяется в каждом конкретном случае специальным законом. Информация, составляющая личную тайну, но ставшая известной другому лицу в силу его профессиональной деятельности, может быть признана профессиональной тайной.

Правовой режим данного вида информации регулируется специальными нормами. Например, Федеральным законом «О связи» от 07.07.03 № 126-ФЗ  в статье 53 говорится, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.

Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

   Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"9 (статья 6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Согласно пункту 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Статья 181 Гражданского процессуального кодекса РФ10 устанавливает, что в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений переписка и телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения происходили. Без согласия этих лиц их переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Для работников суда данные сведения, полученные ими в судебном процессе, т.е.  при осуществлении профессиональной деятельности, являются профессиональной тайной.

Адвокатской тайной (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ)11 являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, т.е. также в процессе его служебной деятельности.

 Норма, содержащаяся в пункте 2 части 3 статьи 56 УПК Российской Федерации  направлена на защиту конфиденциальности сведений, доверенных подзащитным адвокату при выполнении им профессиональных функций. Каких-либо иных целей, кроме создания условий для получения обвиняемым квалифицированной юридической помощи и обеспечения адвокатской тайны, законодатель в данном случае не преследовал.

Статья 8 Закона "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 N 119-ФЗ12   определяет, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

             Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения"13 определяет, что сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов. Часть 3 той же статьи устанавливает механизм документального закрепления: «Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о населении, полученную в ходе проведения переписи населения, должна предусматриваться трудовыми договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по проведению переписи населения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации»14

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом. Данный вид информации определен Федеральным законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993г. № 5485-1 с изменениями, внесенными от 19.09.1997г. № 131-ФЗ15 как сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Указом Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"16 этот перечень уточнен и конкретизирован.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1  «О государственной тайне»17 допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

        Если ранее государственная тайна была предметом строго ограниченного круга нормативных актов, то Трудовой кодекс включил ее  в ст. 57 наравне с коммерческой и служебной тайной. Это говорит о том, что законодатель учел общий характер Трудового кодекса, которому должны соответствовать все нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, и порядок документального закрепления в любой организации режима конфиденциальности и ответственности за разглашение информации не может быть произвольным.

        Ответственность уполномоченных работников за разглашение сведений, составляющие государственную тайну, определяется специальными федеральными законами, имеет узкую направленность и рамках данной работы  не рассматривается.

        На опыте КЗоТ, указывавшего только на два вида тайны- служебной и коммерческой, ТК РФ предусмотрел понятие охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). Это заранее дает возможность совершенствования законодательства о тайне без изменения данной формулировки.   Приоритет правовой охраны тайны закономерно предоставлен закону. Ни ведомственные инструкции, ни другие подзаконные нормативные акты, ни сам работодатель не могут установить режим коммерческой или иной тайны в противоречие закону.

          Таким образом, мы выяснили, что действующее российское законодательство ставит в приоритетное положение личную тайну (или тайну частной жизни), разглашение которой приносит моральный вред.         

        Служебная  тайна и коммерческая сходны  по своей сущности (некоторые авторы путают эти понятия), результатом их разглашения будет причинение материального вреда, но различаются они прежде всего наличием служебного интереса в сохранении служебной тайны и потенциальной или действительной коммерческой стоимостью коммерческой тайны. Конечным вредоносным результатом разглашения служебной тайны является организационный ущерб служебной деятельности, в то время как разглашение коммерческой тайны ведет к убыткам коммерческой организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    §1.2. Понятие и правовой режим коммерческой тайны

 

           Коммерческой тайной является   научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны.

          Информацией, согласно ст. 1 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»18, являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от способа их представления.        

          В соответствии  со ст. 5 указанного закона, документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Понятия "информационные ресурсы" и "документы" раскрываются в этой же статье: так, под документом (документированной информацией) признаётся зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать; под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в различных информационных системах.

Информация о работе Коммерческая тайна как особое условие трудового договора