Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:53, курсовая работа
Предметом исследования являются коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения,
Объектом исследования: общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
Основной целью исследования являются коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок их разрешения в соответствии с трудовом законодательством.
В процессе исследования ставятся следующие частные задачи:
- рассмотреть и изучить понятия, причины, общую характеристику и правовую природу коллективных трудовых споров;
- изучить общий порядок разрешения коллективных трудовых споров;
- изучить судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ.
Понятие и виды защиты трудовых прав работников.
1.2 Формы защиты трудовых прав работников.
Глава 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
2.1 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны.
2.2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
В неюрисдикционной форме следует выделить следующие способы: коллективные действия представителей работников и работодателей; самозащита работника; доюрисдикционное урегулирование трудового спора усилиями спорящих сторон.5
Рассмотрим некоторые из них:
Защита трудовых прав путём осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих, в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль6.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (Ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации.
Действующее законодательство закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
- обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов.
Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ:
1) осуществляют государственный
надзор и контроль за
анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют в соответствии с законодательством
Российской
Федерации рассмотрение дел об административных
правонарушениях;
4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализуют мероприятия по
6) проводят предупредительный
7) обобщают практику применения,
анализируют причины нарушений трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, готовят соответствующие предложения
по их совершенствованию;
8) анализируют состояние и
расследовании несчастных случаев на
производстве или проводят его самостоятельно;
9) дают заключения по проектам
строительных норм и правил, других
нормативных документов о
10) участвуют в установленном
порядке в разработке
11) принимают необходимые меры
по привлечению в
12) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
13) ведут прием и рассматривают
заявления, письма, жалобы и иные
обращения работников о
14) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
15) информируют общественность
о выявленных нарушениях
16) готовят и публикуют ежегодные
доклады о соблюдении
В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.7
Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.8
Органы федеральной инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.9
Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными государственными органами.10
Самозащита как форма защиты трудовых прав работника. Другой из форм защиты трудовых прав работника является самозащита, представляющая собой правомерное поведение потерпевшего (лица, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения), направленное на предупреждение (пресечение) действий нарушителя, без обращения к помощи судебных и иных органов.
Впервые в ТК РФ прямо предусмотрена возможность работника самостоятельно защищать свои права, и закреплены положения, касающиеся самозащиты трудовых прав.
Формами самозащиты, предусмотренными законом, являются:
1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
3) отказ работника от выполнения работы вследствие его необеспечения в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты. При этом работодатель не вправе требовать от работника исполнении трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой;11
4) приостановление работником работы с предварительным письменным извещением работодателя, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы, кроме случаев, указанных в ст. 142 ТК РФ, когда приостановка работы не допускается.
Таким образом, самозащита работниками трудовых прав заключается в отказе работника от работы и направлена, прежде всего, на предотвращение неблагоприятных последствий, которые могут наступить в случае продолжения работы, угрожающей жизни или здоровью работника.
При этом работодатель, его представители не имеют право препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Отказ работника от выполнения работ по основаниям, предусмотренным законом, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Более того, преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.
Защита трудовых прав работников с помощью
профсоюзов.
С развитием рабочего движения крепли
и развивались профсоюзы и их защитная
функция. Основные права профсоюзов, в
том числе касающиеся их защитной функции
и осуществления профсоюзного контроля
за соблюдением трудового законодательства
и охраны труда, а также их представительской
функции в социальном партнерстве, закреплены
в Федеральном законе «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
(Ст. 148). Статья 19 этого Закона предусматривает,
что профсоюзы имеют право осуществлять
профсоюзный контроль над соблюдением
трудового законодательства в организациях,
где работают их члены, взаимодействовать
с государственными органами надзора
и контроля в данной сфере. В указанном
Законе более конкретно и шире предусмотрены
права профсоюзов и гарантии их деятельности,
нежели в Трудовом кодексе.
Защитная функция профсоюзов России выражается в их праве и деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:
а) при принятии новых актов трудового
законодательства, как в централизованном
порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы
должны
четко высказывать свое мнение по каждому проекту
нового акта трудового
законодательства. Трудовой кодекс установил
порядок запроса и
учета мнения профсоюзного органа организации
при принятии работодателем локальных
нормативных актов, содержащих нормы трудового
права;12
б) при принятии решений работодателем по применению отдельных норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа, в том числе при расторжении трудового договора, но инициативе работодателя;13
в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности;14
г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;
д) при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов. 15
Сегодня профсоюзы наделены правом защищать только тех работников, которые являются членами профсоюзов. Получается, что работники предприятия, не являющиеся членами профсоюза, выведены из-под данной защиты?! Следовательно, в рамках локального нормотворчества необходимо закрепить нормы, предусматривающие защиту таких работников профессиональными союзами.
Только активное участие профсоюзных органов во всех указанных стадиях правового регулирования труда способно реально помогать восстановлению нарушенных трудовых прав работников и быть профилактической мерой от трудовых правонарушений. Если же профсоюзы малоактивны, не стремятся проявлять свою защитную функцию, то в нынешних условиях хозяйской власти они будут утрачивать свою защитную роль.
Защита трудовых прав работников сегодня является актуальной проблемой, поскольку создание многочисленных частных предприятий, на которых работают люди, согласно данным статистики, способствует многочисленному нарушению трудовых прав работников.16
2.1 Коллективные трудовые споры: понятие, предмет, стороны.
Коллективный трудовой спор - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.17
Информация о работе Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения в РФ