Экономические последствия нетрудоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Краткое описание

Нетрудоспособность— состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.
Различают следующие виды нетрудоспособности:
•по степени трудоспособности — полная или частичная;
•в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;
•по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

Файлы: 1 файл

Экономические последствия нетрудоспособности.docx

— 311.85 Кб (Скачать)

При этом база страховых взносов сужается. Доля заработной платы в структуре  денежных доходов населения в  истекшем году была немногим выше 50 процентов, в то время как в 1990 году она  составляла 73,1 процента. Широкое распространение  получила практика компенсации за работу в виде выплаты не по ведомости ("конвертная" зарплата). Установленное Трудовым Кодексом Республики Беларусь требование об оплате труда в размере не ниже тарифной ставки первого разряда  далеко не всегда выполняется. В результате этого значительная часть оплаты труда скрывается от начисления страховых  взносов.

 

Рисунок 6. Соотношение средней пенсии и  средней заработной платы (коэффициент  замещения)

Численность занятых в экономике, и соответственно численность уплачивающих страховые взносы, сокращается. За период с 1990 года по настоящее время число плательщиков страховых взносов уменьшилось почти на 15 процентов, а количество получателей пенсий возросло более чем на 12 процентов. Хотя в 1998-1999 годах рост числа пенсионеров приостановился, но, уже начиная с текущего года, рост количества "молодых" пенсионеров возобновится. Число граждан, выходящих на пенсию по возрасту, в 2001 году увеличилось по сравнению с 2000 годом на 10 процентов, в 2004 возрастёт на 22, в 2007 - на 40 процентов. Причем это будет происходить на фоне общего сокращения численности населения и его старения.

Рисунок 7. Изменение количества плательщиков обязательных страховых взносов (1996-2001гг.)

Итогом  всего этого явилось ухудшение  соотношения числа занятых в  экономике и пенсионеров. В 1990 году оно было равным 2,18, сегодня - 1,65.

Действующее в республике пенсионное законодательство в значительной степени унаследовано от законодательства бывшего Союза  и ему присущи многие недостатки последнего.

Все еще  присутствуют нормы, позволяющие рано выходить на пенсию: мужчинам - по достижении 60 лет, женщинам-55 лет. При этом, в  отличие от большинства стран  бывшего Союза, несмотря на крайнюю  сложность демографической ситуации в стране, реальных подвижек по изменению  этого положения не предпринято.

Продолжают  действовать многочисленные, далеко не всегда обоснованные, льготы и привилегии о досрочном выходе на пенсию. Законодательно определено более 20 оснований для  назначения досрочных пенсий. В результате ежегодно почти четверти "новых" пенсионеров пенсии назначаются  на 5-10 лет ниже и без того невысокого общеустановленного пенсионного возраста.

Требуют дальнейшего совершенствования  системы выплаты пособий. В частности, система выплат пособий по временной  нетрудоспособности предусматривает  оплату листков временной нетрудоспособности, начиная с первого дня заболевания  в размере 80 процентов утраченного  заработка, а начиная с шестого  календарного дня - в размере 100 процентов. При этом широкий круг лиц получают оплату в размере 100 процентов, начиная  с первого дня. Естественно, такая  система не стимулирует нанимателя заботиться о здоровье его работников. Даже более того, при сложностях с выплатой заработной платы, а это бывает нередко, "выход на больничный" даже поощряется.

С советских  времен сохранилась система финансирования за счет средств социального страхования  оздоровления населения, на что уходят немалые суммы - около 4 процентов  от всех расходов фонда. Значительная часть этих расходов не имеет никакого отношения к социальному страхованию (финансирование детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, финансирование отдыха населения и т.п.).

Нецелевое использование средств социального  страхования имеет место не только в оздоровлении населения. В связи  со сложностями в выполнении республиканского бюджета Министерство финансов республики ведет целенаправленную политику по закрытию бюджетных прорех средствами Фонда. Третий год подряд 50 процентов  расходов на выплату пособий на детей  старше трех лет финансируется из средств Фонда, хотя в соответствии с законодательством эти расходы  должен нести республиканский бюджет. Многочисленны аналогичные примеры  и по другим видам расходов.

В результате всего этого динамика расходов и  доходов Фонда социальной защиты населения неминуемо ведет и  приведет в самом ближайшем будущем  к большому и быстрорастущему  финансовому дефициту Фонда.

Однако  положение нельзя считать безнадежным. Пути решения финансовых проблем  есть.

Прежде  всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств  социального страхования в экономику  страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в  банки и покупкой государственных  казначейских обязательств. Конечно, это  требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны  подготовленные люди, нужны соответствующие  структуры в Фонде, но эти затраты  правомерны и окупятся с лихвой.

Процесс совершенствования системы социального  страхования - процесс перманентный, и самоуспокоенности достигнуто быть не должно.

За последние  годы в общей сложности число  уведомлений о профессиональных заболеваниях оставалось стабильным на уровне около шести тысяч в  год. В 2008 году общее число сообщений  о профессиональных заболеваниях увеличилось  до 6952.

Из всего  количества заболеваний 2290 уведомлений (33%) - нарушение слуха были среди  наиболее часто встречающихся профессиональных заболеваний в 2008 году. Работа в шумных условиях может повысить вероятность  ошибок и несчастных случаев.

В общей  сложности 42% всех уведомлений среди  профессиональных заболеваний были связаны с ухудшением осанки и  нарушением функций опорно-двигательного  аппарата. За последние 2 года количество подобных диагнозов увеличилось на 30%.

Более чем 1170 уведомлений о психологических  профессиональных заболеваний связаны с перенапряжением и истощением. Профессиональные врачи оценивают, что связанные с занятостью психологические расстройства обычно идут рука об руку с долгосрочными прогулами. Рост выявленных рисков психологических расстройств, связанных с занятостью, прежде всего, стал последствием роста интенсивности работы и дисбаланса между работой сотрудников и личной жизнью.

 На  доклады о профессиональных заболеваниях  кожи приходится 2,7% всех уведомлений.  Как и в предыдущие годы, наблюдения  дерматологов показали, что наиболее  распространенными заболеваниями  кожи являются контактный дерматит, рак кожи и крапивница.  В  более половины случаев причиной  контактного дерматита становятся  не конкретные аллергии, а именно  условия труда, в частности,  влажность. 

Число уведомлений о профессиональных легочных и респираторных заболеваниях (1,8% всех уведомлений) остается относительно постоянным в последние годы. Причем конкретного разделения предрасположенности  к данным заболеваниям в соответствии с профессией, так же как и выделения  непосредственных причин не наблюдается.

Воздействие пестицидов повышает вероятность возникновения  нейродегенеративных заболеваний, таких как Паркинсона и Альцгеймера.

Относительно  немного сообщений о профессиональных инфекционных заболеваниях (117 уведомлений). Это количество может быть связано  с большим количеством различных  причин инфекционных заболеваний или  недостаточным знанием связи  между инфекционными заболеваниями  и конкретным видом занятости.

Создаваемая система государственного пенсионного  страхования должна обеспечить получателям  пенсий уровень жизни, как можно  более близкий к тому, который  они имели в период трудовой деятельности, и тем самым предотвратить  бедность среди пенсионеров. Без  достижения этой главной цели проведение реформы не имеет смысла.

Для достижения данной стратегической цели выделим  следующие задачи на пути совершенствования  пенсионного страхования:

обеспечение устойчивого финансового положения  как существующей распределительной  системы (I-ый уровень), так и накопительной системы индивидуальных счетов (II-ой уровень);

создание  механизмов, гарантирующих связь  между вкладом каждого конкретного  человека в пенсионную систему и  размером его пенсии;

создание  для участников рынка труда системы мотивации регулярной уплаты взносов в пенсионную систему;

сокращение  в существующей государственной  системе количества искажений и  дискриминационных практик, которые  выливаются в развитие серого рынка  труда, высокую безработицу, сокращение сбережений, стагнацию финансового  рынка;

обеспечение реального равенства возможностей для представителей различных поколений, социальных, половых и профессиональных групп, упразднение механизмов перераспределения  в пользу более обеспеченных групп  населения;

нейтрализация политических рисков, связанных с  выдачей определенным группам высоких  гарантий, которые фактически не обеспечены ресурсами;

нейтрализация демографических рисков, связанных  с сокращением количества трудоспособных и увеличением числа пенсионеров [36, c.20].

Одним из путей совершенствования системы  пенсионного страхования является переход к системе, которая бы включала накопительный частный  компонент с установленными взносами и не была бы на 100% распределительной государственной системой с установленными выплатами. Такая система предполагает создание трех уровней:

обязательный  государственный уровень, который  обеспечивает перераспределение;

обязательный  частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;

добровольный  уровень для тех, кто заинтересован  в большей защите, чем могут  дать два этих уровня.

Первый  уровень похож на государственные  пенсионные схемы, акцент в нем делается на перераспределение прежде всего в пользу тех, у кого доход в течение жизни был низок. На втором уровне размер выплат актуарным образом связан с суммой средств, накопленных за счет уплачиваемых в течение трудовой деятельности взносов и доходов от инвестирования накоплений. Он является полностью накопительным и находится в частном конкурентном управлении. Третий уровень - это добровольные сбережения. Он предоставляет дополнительную пенсию тем, кто хочет больше потреблять в старости.

Обязательность  системы объясняется тем, что  люди ведут себя недальновидно и  не обеспечивают свою старость сбережениями. В итоге в преклонном возрасте они могут стать обузой для  общества. Установленный размер взносов  в тесной увязке с ними размеров выплат уменьшает стремление уклоняться от уплаты страховых взносов. Одновременно уменьшается заинтересованность в  досрочном выходе на пенсию. Принцип  накопления снижает нежелательные  трансферты между поколениями, способствует, по мнению авторов накопительных  схем, формированию долгосрочных национальных сбережений. Частное управление многим представляется более эффективным  в сравнении с государственным. Работник может выбрать любую из имеющихся в стране компаний, а также по своему усмотрению и желанию переходить из одной компании в другую. Роль правительства заключается в том, что оно является регулятором системы, ее финансовым гарантом, а также контролером.

 В  случае выбора Беларусью предлагаемой  многоуровневой системы на пути  встанет ряд сложных проблем:

•финансирование перехода от распределительной системы к накопительной;

•обеспечение доходности накапливаемых средств;

•покрытие административных расходов на управление средствами.

Размер  финансирования перехода будет зависеть от пути его реализации. При радикальном способе перехода все работающие начинают вносить средства на накопительное счета, а поступления в солидарную систему прекращаются. Сразу встает вопрос: из каких источников платить пенсии нынешним пенсионерам, численность которых достигла 2,5 млн.? Правда, эта сумма постепенно, в течение нескольких десятилетий, будет уменьшаться по мере естественной убыли пенсионеров солидарной системы - до полного погашения скрытого пенсионного долга (СПД). Под СПД понимается приведенная ценность накопленных к моменту перехода прав пенсионеров и работников, уплативших взносы в старую систему. По оценкам специалистов, в Беларуси СПД равен 360% ВВП (для сравнения: Казахстан - 88%, Чили - 100, другие латиноамериканские страны - 35 - 90, Венгрия - 213, Польша - 220%). Такой высокий скрытый пенсионный долг делает переход на накопительную систему очень проблематичным. Найти эти средства для нас нереально, поэтому такой радикальный путь перехода неприемлем.

Информация о работе Экономические последствия нетрудоспособности