Экономические последствия нетрудоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Краткое описание

Нетрудоспособность— состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.
Различают следующие виды нетрудоспособности:
•по степени трудоспособности — полная или частичная;
•в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;
•по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

Файлы: 1 файл

Экономические последствия нетрудоспособности.docx

— 311.85 Кб (Скачать)

          Охрана труда и здоровья

В системах, управляемых страховыми компаниями, практика охраны труда и здоровья может быть различной в разных юрисдикциях и компаниях в зависимости от того, какую роль играет страховщик для профессионального здоровья и безопасности. Иногда страховщик играет незначительную роль или не играет никакой. Иногда страховщик занимается оценкой риска, но в ограниченных масштабах. Иногда страховщик занимается профессиональным и сложным анализом риска. Это более типично для тех отраслей промышленности, где страховщик помимо компенсации работникам занимается и другими вопросами. Когда предпринимаются обзоры риска, они могут повторяться и позже или использоваться только для начального урегулирования страхового взноса или премии, в то время как страховщик использует оценку стоимости требований для последующего премиального урегулирования.

Если  компенсация работникам - часть системы  социального страхования, то система  компенсации работникам поддерживает правительственное агентство, обладающее регулирующей юрисдикцией в области  охраны труда и здоровья. Эта поддержка  обычно состоит из статистической информации и распределения сведений об охране труда и здоровья работодателям, профсоюзам и работникам.

В некоторых  юрисдикциях в регулирующую компетенцию  структуры, отвечающей за компенсации  работникам, правительством внесена  охрана труда и здоровья. В этих юрисдикциях система компенсации  работникам может использоваться и  иногда используется экстенсивно для  содействия охране труда и здоровья. Это использование может включать информирование инспекций об охране труда и здоровья на базе отчетов  о требованиях, разделение некоторых  технических и профессиональных ресурсов и разделение услуг поддержки. Пожалуй, наиболее ценная связь - использование  урегулирования компенсационных взносов  для санкционирования принудительного  осуществления правил и распоряжений в области охраны труда и здоровья. Взнос, подлежащий выплате работодателем, может быть увеличен для наиболее опасных условий, выявленных осмотром (а не на основе документов). Это - единственная подходящая и доступная санкция  принудительного осуществление  требований по охране труда и здоровья, которая может использоваться в  широком диапазоне ситуаций, для  которых уголовные санкции являются несоответствующими или неадекватными (включая растущий уровень токсического загрязнения).    

Система компенсации может использоваться и по-другому для обеспечения  санкции принудительного осуществление  правил охраны труда и здоровья. Например, если нетрудоспособность последовала  в результате серьезного пренебрежения  инструкциями или распоряжениями или  в результате другого серьезной  нарушения со стороны работодателя, он может быть принужден оплатить все требование или его часть. Таким образом, хотя в системе  компенсации работникам вина со стороны  работодателя, как правило, неприменима, в порядке исключения в чрезвычайных случаях она может применяться  в некоторых юрисдикциях как  санкция за нарушение требований охраны труда и здоровья. Изменения  взносов в результате проверки охраны труда и здоровья не применяются  в широком масштабе, но могут осуществляться в определенных обстоятельствах.   

Основные причины неполного и позднего выявления профессиональных заболеваний:

•    незаинтересованность работодателя в  выявлении профессиональных заболеваний, поскольку в перспективе это  может привести к увеличению страховых  отчислений в Фонд социального страхования;

•    профилактические медицинские осмотры  проводятся в основном врачами территориальных  ЛПУ, не имеющими достаточную подготовку по вопросам профпатологии и материально-техническую базу для проведения комплекса регламентированных обследований;

•    работник скрывает ранние признаки профзаболевания  до формирования стойкой утраты трудоспособности, надеясь на получение материальной компенсации.

  Система социального обеспечения в Республике Беларусь

Право на государственное пенсионное обеспечение  в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных  законодательством случаях закреплено в Конституции Республики Беларусь.

В Республике Беларусь система социального обеспечения  представляет собой достаточно разветвленную  сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных  и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного  обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении  старшего поколения и инвалидов.

В настоящее  время в республике сформировано национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь "Об основах государственного социального  страхования", "О пенсионном обеспечении", "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел", "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другие.

Характерным признаком системы пенсионного  обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно  проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов). Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и  лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного  страхования можно разделить  на трудоспособных граждан, имеющих  право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.

В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на пенсию по возрасту. Кроме того, законодательством  определено более 20 оснований для  назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших  инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей  детей-инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления  возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории  граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

Больше  половины всех пенсионеров — женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем. К этой же группе относятся лица, имеющие право на пенсию в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие.

Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые  имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют  право на пенсию по инвалидности и  другие. По каждому виду пенсий Закон  определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей  пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.

В соответствии с действующим законодательством  средства Фонда социального страхования направляются на:

1.   выплату пенсий:

-      пенсионерам по возрасту;

-      по инвалидности;

-      в связи с потерей кормильца;

-      социальных;

-      за особые заслуги;

-      за выслугу лет;

-      военнослужащим срочной службы  и их семьям;

-      убывшим за границу и прибывшим из-за границы;

2.   выплату пособий:

-      при рождении ребенка;

-      по временной нетрудоспособности;

-      по беременности и родам;

-      ежемесячных на детей до 3-х  лет;

-      на детей от 3-х до 16(18) лет;

-      по уходу за ребенком-инвалидом;

-      по уходу за престарелым;

-      по уходу за инвалидом 1 группы;

-      на погребение;

3.   оказание материальной помощи  остро нуждающимся престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

4.   финансирование расходов на санаторно-курортное  лечение и оздоровление населения (см. рисунок 2);

5.   внедрение персонифицированного  учета застрахованных лиц;

6.   международную деятельность;

7.   содержание органов Фонда;

8.   доставку пенсий;

прочие  расходы.

Рисунок 2. Динамика охвата санаторно-курортным  лечением и оздоровлением за счет средств государственного социального  страхования (оздоровлено человек)

 

Рисунок 3. Доходы Фонда в 2009г.

Расходная часть Фонда показана на рисунке 4. Наибольшая часть расходов - это  расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы  на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями. Надо отметить, что в течение ряда лет  наблюдается уменьшение доли расходов на пенсионное обеспечение, что происходит по причине практического отсутствия реформ в пенсионной системе при  наличии некоторых подвижек в  страховании по болезни и других направлениях.

 

Рисунок 4. Расходы Фонда за 2010г.

За годы существования Фонда несколько  вырос удельный вес расходов Фонда  в общем объеме ВВП (см. рисунок 5), который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (см. рис.4). Это  невысокий показатель в сравнении  даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять  во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.

 

Рисунок 5. Удельный вес расходов Фонда в  ВВП

При обеспечении  стабильности в финансировании выплат пенсий и пособий в течение  ряда лет у нас наблюдалось  снижение соотношения средней пенсии и средней заработной платы (коэффициента замещения), что хорошо видно на рисунке 6. Правда, в прошлом году это соотношение  несколько улучшилось.

Удовлетворительное  финансирование выплат пенсий и пособий  в течение прошедших лет не является основанием считать систему  социального страхования в Республике Беларусь устойчивой и не имеющей  проблем.

Финансово-актуарная  экспертиза бюджета Фонда социальной защиты населения, проведенная специалистами  Международного Бюро Труда в Женеве, убедительно показала всю сложность  финансового положения, в котором  окажется Фонд в самом ближайшем  будущем.

Основными факторами, отрицательно влияющими  на финансовое положение Фонда, являются:

·    экономическое положение в стране,

·    демографическая ситуация,

·    несовершенство законодательства по социальному  страхованию и, в первую очередь, пенсионного законодательства,

·    использование средств Фонда  на цели, не относящиеся к социальному  страхованию.

В связи  со сложившимся экономическим положением уровень оплаты труда остается низким. За 2000 год среднемесячная зарплата по народному хозяйству составила  лишь 59431 рублей при средневзвешенной величине минимального потребительского бюджета в расчете на душу населения 43643 руб.

Информация о работе Экономические последствия нетрудоспособности