Государственные органы занятости населения, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения…………………4
2. Предпосылки создания службы занятости населения……………………………...7
3. Государственная служба занятости населения…………………………………….10
4. Права государственной службы занятости населения………….............................12
5. Обязанности государственной службы занятости населения……………………..14
6. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной
службы занятости……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

ПОПД реферат.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

Однако на современном  этапе для преодоления упрощенного  подхода к решению проблем  занятости, осуществления глубокого  анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры  управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и республик  о занятости населения, а затем  в апреле 1991 года подобный документ Российской Федерации определяют основные понятия в области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по социальной поддержке граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная служба  занятости населения

Нужно отметить, что необходимость  создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция  МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948г.) обязывает государства  создать бесплатные бюро занятости, основная цель которых – обеспечить воздействие на рынок труда для  достижения поддержания полной занятости.

На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости  населения, в каждом из субъектов  Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости.

Федеральная служба по труду  и занятости находится в ведении  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, осуществляет функции по контролю и  надзору в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В соответствие со ст.15 закона «О занятости населения в РФ» (с изменениямиот25 декабря 2008 г.) Федеральная  государственная служба занятости  населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой  направлена на:

- оценку состояния и  прогноз развития занятости населения, 

- информирование о положении  на рынке труда;

- разработку и реализацию  федеральной, территориальных (краевых,  областных, районных, городских)  и других целевых программ  содействия занятости населения,  включая программы содействия  занятости граждан, находящихся  под риском увольнения, а также  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

- содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых  работников;

- организацию при необходимости  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных  выплат в виде пособия по  безработице, стипендии в период  обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет  и организует соответствующий федеральный  орган исполнительной власти, который  для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов  Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях  органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью  соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Феде-рации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения

Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Права государственной  службы занятости населения

Государственная служба занятости  имеет право:

-получать от предприятий,  учреждений и организаций, независимо  от форм собственности, административные  данные по наличие вакантных  рабочих мест, в том числе предназначенных  для трудоустройства инвалидов,  характер и условия работы  на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников;

- разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

-направлять для трудоустройства  на предприятия, у учреждения  и организации всех форм собственности  при наличии там свободных  рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к  службе занятости, соответственно  уровню их образования и профессиональной  подготовки, а инвалидов, кроме  того, - соответственно рекомендациям  МСЕК, имеющихся в них квалификации  и знаний и с учетом их  пожеланий; 

-направлять безработных  граждан по их желанию на  оплачиваемые общественные работы;

-укладывать по доверенности  предприятий, учреждений и организаций  всех форм собственности договоры  с гражданами при их трудоустройстве  с предыдущим (в случае необходимости)  профессиональным обучением, оплатой  стоимости проезда, суточных, а  также подавать помощь при  переезде на новое местожительство  и работы за счет средства  предприятий, учреждений и организаций; 

-распоряжаться в установленном  законодательством порядке средством  Фонда общеобязательного государственного  социального страхования на случай  безработицы; 

-оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством о занятости населения;

-в установленному законодательством порядке подавать гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;

-вносить предложения  в местные государственные администрации,  исполнительные органы соответствующих  советов об остановке на срок  до 6 месяцев решения предприятий  о высвобождении работников в  случае затруднения их следующего  трудоустройства с одновременной  частичной или полной компенсацией  затрат предприятий, вызванных  этой отсрочкой, в порядке,  определенном законодательством; 

-взимать из предприятий,  учреждений и организаций, независимо  от форм собственности, суммы  скрытого или заниженного обязательного  собрания и недоимок к Фонду  общеобязательного государственного  социального страхования на случай  безработицы; 

-компенсировать до 50 процентов  затрат предприятиям, учреждениям  и организациям на переподготовку  работников, которые подлежат сокращению  в связи с изменениями в  организации производства и работы, при условии их трудоустройства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Обязанности службы занятости  населения

Обязанности государственной  службы занятости заключаются в  следующем:

-анализировать, прогнозировать  спрос и предложение на рабочую  силу и информировать о состоянии  рынка труда;

-вести учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства

- информировать обращающихся  в службу занятости трудящихся  и работодателей о возможности  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к гражданам, желающим  приобрести ту или иную профессию;

-оказывать помощь гражданам  в выборе подходящей работы, в  том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе  необходимых работников;

-организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказывать  помощь в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения

-оказывать услуги в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым  работникам и другим категориям  населения;

-обеспечивать регистрацию  безработных и оказывать им  в пределах своей компетенции  помощь;

-разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости,  включая финансовое обеспечение,  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения;

-подготавливать предложения  и заключения об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в Российскую Федерацию на  основе межправительственных соглашений  и лицензий;

-оплачивать стоимость  профессиональной подготовки, переподготовки  граждан, трудоустройство которых  требует получения новой профессии  (специальности), а также устанавливать  им на весь период обучения  стипендии в размерах, предусмотренных  настоящим Законом;

-выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;

-устанавливать надбавки  к пособиям по безработице  (стипендиям) с учетом иждивенцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной службы занятости

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к  ней и обратившиеся в государственные  учреждения службы занятости населения  в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном  законом порядке.

В целях трудоустройства  осуществляется регистрация безработных  граждан в органах государственной  службы занятости. Основные этапы регистрации  безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка  регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

1) первичная регистрация безработных граждан;

2) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

3) регистрация граждан в качестве безработных;

4) перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации  от граждан не требуется никаких  документов. Она осуществляется в  целях учета общей численности  безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать  в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации  имеет консультативное значение.

Регистрация граждан в  целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления  им необходимых документов:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

3) документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

4) справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда или  индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном  порядке. Если гражданин не имеет  инвалидности, но имеет другие ограничения  в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.

Органы по вопросам занятости  в течение 10 дней со дня регистрации  гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях  поисках подходящей работы, оформляется  личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Информация о работе Государственные органы занятости населения, их права и обязанности