Государственные органы занятости населения, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения…………………4
2. Предпосылки создания службы занятости населения……………………………...7
3. Государственная служба занятости населения…………………………………….10
4. Права государственной службы занятости населения………….............................12
5. Обязанности государственной службы занятости населения……………………..14
6. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной
службы занятости……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

ПОПД реферат.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

Министерство общего и  профессионального образования  Свердловской области 

Артемовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования  Свердловской области 

« Нижнетагильский государственный  профессиональный колледж имени  Никиты Акинфиевича »

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Правовое  обеспечение профессиональной деятельности»

      На тему: Государственные органы занятости  населения, их права и                 обязанности

 

 

 

               

                                                                                                     Выполнил:

                                                                                                      Студент гр. ДОУ-571 з/о

                                                                                                    Проверил:

                                                                                                     Преподаватель:

                                                                                                      Л.И.Доможирова

                                                                                                     Дата:

 

 

       

Артемовский ,2012

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика  законодательства о занятости  населения…………………4

2. Предпосылки создания  службы занятости населения……………………………...7

3. Государственная служба  занятости населения…………………………………….10

4. Права государственной  службы занятости населения………….............................12

5. Обязанности государственной  службы занятости населения……………………..14

6. Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной  

службы занятости……………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит  основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в  интересах общества в целом и  каждого индивида, желающего применить  свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты, во всех субъектах Российской Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие само занятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения, в которой предусмотрены  организационные и экономические  меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда  за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы  в 1991 году и была создана Государственная  служба занятости населения, функции  и сферы, деятельности которой рассмотрены  дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  законодательства о занятости  населения

Правовую основу регламентации  отношений, возникающих в сфере  занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие  гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая  свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать  положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения  в области занятости и трудоустройства.

Следует иметь в виду, что и конституционные права  корреспондируют в обязанности  конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями  при трудоустройстве корреспондирует  обязанность государственных органов  оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности  трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных  органов службы занятости возникает  обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь отказ  гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей  обязанности, в частности на регистрацию  в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права  на трудоустройство может стать  основанием для возникновения корреспондирующих  данному праву обязанностей, в  частности, по выплате заработной платы  работодателем или по регистрации  в качестве безработного в органах  службы занятости.

В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет  трудового права включены отношения  по трудоустройству у данного  работодателя.

К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение  членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана  с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства  могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Отношения в сфере занятости  населения в Российской Федерации  регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими  государственную политику в области  занятости в отношении отдельных  групп населения, особо нуждающихся  в защите от безработицы.

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями  и дополнениями (далее Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения  в области занятости и трудоустройства.

На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в  области занятости и трудоустройства. В частности, постановлением Правительства  РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден  Порядок регистрации безработных  граждан, постановлением Правительства  РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение  об организации общественных работ.

Обеспечению занятости населения  и преодолению негативных последствий  циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом  РФ "О занятости населения в  РФ"

Основные направления  этой политики следующие:

1) предоставление равных  возможностей всем гражданам  России в реализации права  на труд и свободный выбор  вида занятости;

2) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному  и творческому труду; 

3) соблюдение принципа  добровольности труда, в соответствии  с которым обеспечивается свободное  волеизъявление граждан в выборе  профессий;

4)социальная защита в  области занятости; 

5) сочетание самостоятельности  местных органов власти с согласованностью  действий при проведении централизованных  мероприятий в решении проблем  занятости населения;

6) координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

7) поощрение работодателей  в создании новых рабочих мест;

8) международное сотрудничество  в решении проблемы занятости  и некоторые другие направления. 

Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений  государственной политики. На общегосударственном  уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной  службой занятости населения  России. Действуют также республиканские  в составе РФ службы занятости  и центры занятости населения  в краях, областях, автономной области, автономных округах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпосылки создания  службы занятости населения

В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных  формах решались всегда.

Возникновение современной  службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

-распределение выпускников  средних специальных и высших  учебных        заведений; 

-организованный набор  рабочих; 

-сельскохозяйственное переселение  семей; 

-общественные призывы; 

-самостоятельный прием  предприятием работника; 

-деятельность органов  трудоустройства населения. 

Некоторые из этих форм распределения  и перераспределения рабочей  силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

Система органов трудоустройства  населения начала формироваться  во второй половине 60-х годов. Экономическая  потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение  и общественные призывы, были ориентированы  на территориальные перемещения  трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а  также нерациональные перемещения  рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело  информации о предложении рабочих  мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству  населения" и имелись всего  в нескольких городах страны. Они  занимались тем, что выявляли потребность  предприятий в кадрах, публиковали  объявления в местной печати и  давали направления на предприятия  для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались  трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу неполные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом, значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства  было создание на базе существующих ГБТИН  центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались  как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных  Советом народных депутатов по договорам  и в сотрудничестве с предприятиями  и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием  населения о вакансиях, проведением  работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и  перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения значительно  расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также  и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система  трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Информация о работе Государственные органы занятости населения, их права и обязанности