Государственные гарантии инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:52, реферат

Краткое описание

Гарантия в гражданском праве - предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.

Файлы: 1 файл

тр и хоз право.docx

— 29.56 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные гарантии - обязательства от имени субъекта Российской Федерации обеспечивающее надлежащее исполнение условий, на которых  были привлечены инвестиции.

Государственная инвестиционная программа - совокупность целевых инвестиционных программ и проектов, намеченных к  финансированию (полностью или частично) на соответствующий бюджетный период за счет средств бюджета или предполагающая другие виды государственной поддержки. Создание комплекса гарантий в совокупности с реально работающим механизмом их реализации является важнейшей задачей  при создании благоприятного инвестиционного  климата в любой стране. Данный вопрос приобретает особую актуальность в наше время в Российской Федерации.

Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах  и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и  экономической нестабильностью, иностранный  инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может  быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими  рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом  инвестиций может быть приравнено к  так называемым ползучим видам принудительного  изъятия иностранной собственности.

Таким образом, в интересах  государства создать комплекс гарантий, механизм их реализации, а также  соответствующую "политическую картину", только совокупность данных факторов может способствовать вовлечению в  экономику страны долгосрочных иностранных  инвестиций.

Гарантия в гражданском  праве - предусмотренное законом  или договором обязательство, в  силу которого какое-либо лицо (физическое или юридическое) отвечает перед  кредиторами полностью или частично при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ. ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

 

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют её участникам быть уверенным, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности зафиксированы в статье 14 Федерального закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и в статье 15 Федерального закона РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений». 
 
 В законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» обеспечивается стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в случае принятия законодательных актов, положения которых ограничивают их права. В этом случае соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.  
В законе РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» гарантии прав расширены. 
В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности: 
 
— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; 
 
— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;  
 
— право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления; 
 
— защита капитальных вложений. 
 
Стабильность прав во втором законе обеспечивается лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов. 
 
Приоритетным инвестиционным проектом называется проект, суммарный объём капитальных вложений в который, соответствует требованиям законодательства РФ и включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ. 
 
 Если вступают в силу новые федеральные законы или иные правовые акты, а также вносятся изменения и дополнения в существующие, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвестора, то такие федеральные законы и иные изменения вступают в силу по истечении срока окупаемости проекта, но не более семи лет. В исключительных случаях при реализации проекта в сфере производства или создания транспорта или иной инфраструктуры Правительством РФ может быть продлен срок действия прежних законов. 
 
В совокупную налоговую нагрузку включаются: 
 
— сумма ввозных таможенных пошлин за исключением пошлин, вызванных защитой экономических интересов РФ; 
 
— федеральные налоги за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ; 
 
— взносы в государственные внебюджетные фонды за исключением взносов в Пенсионный фонд. 
 
 Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения условий взимания налогов, утверждает порядок определения дня начала финансирования проекта и порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному инвестиционному проекту, Правительство РФ имеет право лишить его предоставленных льгот.  
 
 Защита капитальных вложений заключается в том, что капитальные вложения могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствие с законодательством РФ.  
 
 В случае нарушения требований законодательства РФ и условий договоров и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствие с законодательством РФ.  
Инвестиционная деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и управления. Случаи приостановления или прекращения перечислены в законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». 
 
К ним относятся: 
 
— признание инвестора банкротом; 
 
— возникновения стихийных бедствий и катастроф; 
 
— введение чрезвычайного положения; 
 
— если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства. 

 
Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством  РФ и субъектов РФ.

 

1. Законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений

Регулирование (экономическое) - целенаправленные действия на упорядочение, налаживание, определение направлений развития экономических явлений и процессов.

Регулирование составляет одну из функций системы управления на всех уровнях народного хозяйства.

Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике  нуждается в государственном  регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.

Реформирование осуществляется путем либерализации по отдельным  направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии государства на инвестиционную деятельность. Значительная часть инвестиционных операций в настоящее время уже осуществляется негосударственными фирмами и предприятиями (организациями).

  В 1994-1998 гг. в России сформировалась система государственного регулирования инвестиционной деятельностью в рыночных условиях.

Формирование этой системы  происходило под влиянием противоборства двух точек зрения.

   Одни экономисты считали, что в первый период реформирования экономики опасно проводить немедленную, быструю либерализацию экономики и переход к рынку. Нужен постепенный переход к свободному рыночному ценообразованию, к либерализации внешней торговли.

  Другая группа экономистов, разделявших идеи "шоковой терапии", полагала, что чем быстрее и масштабнее будет проходить реформирование социалистической экономики, тем быстрее российская экономика включится в мировое капиталистическое хозяйство.

  Как показало время, те лица, которые принимали решение в российском руководстве, в большинстве случаев оказались под влиянием второй группы экономистов. В результате экономика оказалась в глубоком кризисе. Резко упала инвестиционная активность.

  Наряду с рыночными экономическими саморегуляторами в виде использования категорий спроса, предложения, цены и конкуренции государство использует определенные государственные регуляторы.

  Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Прежде всего государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

1) посредством издания  законов и подзаконных нормативных  актов;

2) посредством прямого  управления государственными инвестициями;

3) принятием государственных  инвестиционных программ;

4) посредством особого  регулирования государственной  Деятельности;

5) экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:

* налогообложение;

* участие государственных  органов в инвестиционной деятельности;

* создание свободных экономических  зон;

* распределение и перераспределение  финансовых ресурсов;

* кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов, %).

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов  и нормативных актов.

В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

* Конституция Российской  Федерации (1993 г.).

* Градостроительный кодекс  РФ (1998 г.).

* Гражданский кодекс РФ, часть первая (1994 г.), часть вторая (1996 г.).

* Закон РФ "Об основах  градостроительства в Российской  Федерации" от 14 июля 1992 г. №  3295-1.

* Закон о налогообложении:  Налоговый кодекс, часть вторая (2001 г.).

Основополагающее значение для регулирования инвестиций и  инвестиционного процесса в России имеют следующие Законы:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об  инвестиционной деятельности в  Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений".

2. Градостроительный кодекс  РФ (1998).

3. Гражданский кодекс  РФ.

4. Закон РФ "О социальном  развитии села" от 21 декабря 1990 г. (опубликован в Экономической  газете (1991, № 4)).

5. Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 25 сентября 1998 г.

6. Федеральный закон "Об  ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ.

7. Временное положение  о финансировании и кредитовании  капитального строительства на  территории РФ. Утверждено постановлением  Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.

8. Земельный кодекс Российской  Федерации (2002 г.). федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет:

* основы градостроительной  политики;

* порядок разработки градостроительных  нормативов и градостроительной  документации;

* права и обязанности  субъектов (участников градостроительной  деятельности).

 

ПРЯМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Прямое государственное  регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем  направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых  программ и на другие федеральные  нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом  законодательством РФ.

Суммы ассигнований на указанные  федеральные нужды предусматриваются  ежегодно в бюджетах и государственных  инвестиционных программах в объемах  государственных централизованных капитальных вложений.

Государственные централизованные капитальные вложения -- это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная  поддержка в финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством  экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с  участием Госстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

Что касается жилья, то здесь  ситуация довольно сложная, проблема жилья  остается острой для многочисленного  среднего и бедного класса населения.

На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей жилой  площади, в то время как в Европе -- 50--60 кв. м на человека. Главная трудность  - это недостаток средств на финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета - ограниченно.

Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно - у народа нет денег.

Кредиты коммерческих банков - дороги.

Таким образом, формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования  инвестиций заключаются в следующем:

1) выделение средств на  капитальные вложения из государственного  бюджета;

2) на практике в качестве  прямого регулирующего воздействия  на инвестирование считается  предоставление финансовой помощи  в виде дотаций, субсидий, субвенций,  бюджетных ссуд на развитие  отдельных регионов, отраслей, производств;

3) государственное воздействие  на инвестирование выражается  и путем проведения кредитной  политики, политики ценообразования,  амортизационной политики;

4) разработка (формирования) и реализация федеральных строительных  программ;

5) разработка и проведение  единой государственной научно-технической  политики;

6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов,  налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита.

Важным методом прямого  государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

Методом государственного регулирования  инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Особое государственное  регулирование градостроительной  деятельности заключается в следующем.

Согласно Градостроительному кодексу особому регулированию  подлежит градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил градостроительство невозможно или затруднено.

Особое регулирование  градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

1) введения специальных  государственных стандартов, нормативов  и правил;

2) введения особого порядка  разработки, согласования и утверждения  градостроительной документации;

3) выдачи специальных  разрешений на строительство.  Например, разрешения на строительство  объектов недвижимости, составляющих  государственную тайну, выдаются  на основании лицензий на проведение  работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну,  в соответствии с законодательством  РФ о государственной тайне.

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса  РФ):

* город Москва - столица Российской Федерации;

* город Санкт-Петербург;

* города - центры субъектов РФ;

* города-курорты;

* исторические поселения,  на территории которых имеются  памятники истории и культуры;

* городские и сельские  поселения с особым режимом  жизнедеятельности (военные городки,  закрытые административно-территориальные  образования, государственные заповедники,  национальные парки);

* поселения, расположенные  в районах повышенной сейсмической  опасности.

Инвестиционная деятельность в капитальном строительстве  может осуществляться во всех отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной особой инвестиционной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных инвестиционных программах.

Инвестиционные проекты  целевых программ наиболее важных и  крупных объектов федерального значения обсуждаются населением регионов, чьи  интересы затрагиваются при их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Только инвестиции не смогут поднять экономику нашей страны на соответствующий уровень. Но, с другой стороны, иностранные инвестиции могут послужить стимулом, "катализатором" развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к реальным инвестициям, т.к в Россию поступают не только деньги, но и основные средства, многолетний опыт, накопленный иностранными инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции служат для временного смягчения финансовых затруднений правительства России, хотя и путем роста внешнего долга. Привлечение иностранных инвестиций является также непременным спутником "вовлечения" России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое сообщество и нахождению оптимальной "ниши" во всемирном разделении труда. В основном в экономику России привлекаются реальные и финансовые инвестиции.

Информация о работе Государственные гарантии инвестиционной деятельности