Транспортное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Круг отношений, рассматриваемых в настоящей работе, весьма широк. Это отношения, связанные с понятием транспортного права, системой и структурой транспортного законодательства всех видов транспорта, понятием и заключением договоров перевозки на различных видах транспорта, с ответственностью транспортных организаций и клиентуры за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств, транспортными договорами и другие правоотношения в сфере транспорта.

Оглавление

Введение
1. Общая часть
1.1 Понятие и предмет транспортного права
1.2 Виды транспорта. Управление транспортом
2. Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права
2.2 Транспортное право и транспортное законодательство
2.3 Транспортное законодательство: его система и структура
3. Договор перевозки грузов
3.1 Понятие и виды договоров перевозки
3.2 Основания для заключения договора перевозки
3.3 Договор перевозки грузов
3.4 Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон
3.5 Основания прекращения договора перевозки
3.6 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
3.7 Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов
3.8 Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов
4. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
4.1 Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
4.2 Узловые соглашения
5. Договор перевозки пассажиров
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 414.00 Кб (Скачать)


Транспортное право

учебное пособие

Содержание

        Введение 3

        1. Общая часть 5

o         1.1 Понятие и предмет транспортного права 5

o         1.2 Виды транспорта. Управление транспортом 7

        2. Источники правового регулирования 12

o         2.1 Понятие источников транспортного права 12

o         2.2 Транспортное право и транспортное законодательство 14

o         2.3 Транспортное законодательство: его система и структура 18

        3. Договор перевозки грузов 25

o         3.1 Понятие и виды договоров перевозки 25

o         3.2 Основания для заключения договора перевозки 27

o         3.3 Договор перевозки грузов 30

o         3.4 Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон 33

o         3.5 Основания прекращения договора перевозки 38

o         3.6 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 43

o         3.7 Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов 48

o         3.8 Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов 58

        4. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении 61

o         4.1 Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении 61

o         4.2 Узловые соглашения 66

        5. Договор перевозки пассажиров 73

        Приложение 80

Введение

В экономической жизни нашей страны отношения, связанные с транспортом, имеют важное значение. Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Украины в гл. 30 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные уставы и кодексы или нет.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое имеет существенное значение при изучении транспортного права и транспортного законодательства.

Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Это позволило использовать в настоящей работе высказывания и суждения известных юристов прошлых лет по различным спорным аспектам транспортного законодательства, которые продолжают быть актуальными и по сей день и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых проблем, существующих в транспортных обязательствах в настоящее время. Таким образом, обучающийся знакомится не только с положениями транспортного законодательства, но и с теоретическим обоснованием тех или иных положений, закладывая научный фундамент своей будущей специальности.

Круг отношений, рассматриваемых в настоящей работе, весьма широк. Это отношения, связанные с понятием транспортного права, системой и структурой транспортного законодательства всех видов транспорта, понятием и заключением договоров перевозки на различных видах транспорта, с ответственностью транспортных организаций и клиентуры за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств, транспортными договорами и другие правоотношения в сфере транспорта.

1. Общая часть

1.1 Понятие и предмет транспортного права

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция -- деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Для определения предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Транспортное право регулирует отношения, связанные с перевозками на всех видах транспорта. Следовательно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Рассматривая место транспортного права в системе права, следует исходить из следующего.

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между самими транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Общепринято разграничивать отрасли права по предмету и методу правового регулирования. Совершенно очевидно, что предметом правового регулирования в отдельной отрасли права должен служить однородный круг общественных отношений. Однако нередко такие однородные общественные отношения (как, например, в транспортной деятельности) складываются и развиваются под воздействием ряда отраслей права: гражданского, административного, трудового и т. д. В таких случаях возникает необходимость в дополнительных мерах, позволяющих определить предмет данной отрасли права. В этом смысле наиболее важное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается юридическое средство воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений. Только единство предмета и метода регулирования является правильным классификационным признаком распределения норм права по отраслям. Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Транспортное право представляет собой комплексную отрасль права, регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей. Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права: гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. - регулирование деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных: средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права: железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право - касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики - оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.

1.2 Виды транспорта. Управление транспортом

Управление транспортом имеет своей задачей своевременно и качественно обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование транспорта страны, жизнедеятельность всех отраслей экономики и на этой основе содействовать более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей общества.

В соответствии с Законом Украины «О транспорте» от 10.11.94г. единую транспортную систему Украины составляют:

- транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);

- промышленный железнодорожный транспорт;

- ведомственный транспорт;

- трубопроводный транспорт;

- пути сообщения общего пользования.

Этим же Законом определяется состав и земли каждого из видов транспорта.

Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в области транспорта, в сфере использования воздушного пространства Украины и навигационно-гидрографичного обеспечения мореплавания является Министерство транспорта Украины (Минтранс Украины).

Минтранс Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Правовой статус Минтранса Украины и его основные задачи определяются Положением о Министерстве транспорта Украины, утвержденнымУказом Президента Украины от 11 мая 2000 года N 678/2000 с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента Украины от 26 ноября 2001 г. № 1144/2001, от 27 марта 2002 г. № 304/2002.

В пределах своих полномочий Минтранс Украины организовывает исполнение актов законодательства Украины и осуществляет контроль за их реализацией. Минтранс Украины в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение.

Возглавляет Минтранс министр, которого назначает на должность и увольняет с должности в установленном законодательством порядке Президент Украины.

Организационное, экспертно-аналитическое, правовое, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Минтранса Украины осуществляется Государственным секретарем, которого назначает на должность по представлению Премъер-министра Украины и увольняет с должности Президент Украины. Государственный секретарь является подотчным и подконтрольным Министру.

Через Министра транспорта Украины Кабмином направляется и координируется деятельность Государственной службы автомобильных дорог Украины.

Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минтранса Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), Государственного секретаря, его первого заместителя и заместителя (по должности), руководителей органов государственного управления, которые созданы в составе Минтранса Украины, иных руководящих работников Министерства, а также предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Минтранса Украины.

Минтранс Украины является юридическим лицом. В составе Минтранса Украины Кабинетом Министров Украины могут быть созданы органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции).

Государственный департамент автомобильного транспорта (Укравтотранс) является органом государственного управления в области автомобильного транспорта и действует в составе Минтранса и ему подчиняется.

Правовой статус данного органа определяется Положением о Государственном департаменте автомобильного транспорта, утвержденного постановлением КМУ от 30.03.2000г. №586, с последующими изменениями и дополнениями.

Укравтотранс издает приказы организационно-распорядительного характера. Возглавляет его директор, которого назначает на должность и увольняет с должности Кабинет Министров по представлению Министра транспорта. Для разработки основных направлений развития автомобильного транспорта, решения важнейших вопросов деятельности создается коллегия Укравтотранса. Персональный состав коллегии утверждается Министром транспорта.

Государственный департамент авиационного транспорта (Укравиатранс) является органом государственного управления, который действует в составе Минтранса и ему подчиняется. Укравиатранс действует на основании Положения о Государственном департаменте авиационного транспорта, утвержденного постановлением КМУ от 29.03.2000 г. N 573, с последующими изменениями и дополнениями.

Укравиатранс возглавляет директор, которого назначает на должность и увольняет с должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта.

Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот) является органом государственного управления в области морского и речного транспорта, который действует в составе Минтранса и подчиняется ему. Созданный на базе Государственной администрации морского и речного транспорта в составе Министерства транспорта как орган государственного управления.

Действует на онсовании Положения о Государственном департаменте морского и речного транспорта, утвержденного постановлением КМУот 30.03. 2000 р. N 584, с последующими изменениями и дополнениями.

Укрморречфлот возглавляет директор, которого назначает на должность и увольняет с должности Кабинет Министров Украины по представлению Министра транспорта.

Положения о структурных подразделениях Укрморречфлота утверждает Директор Укрморречфлота. Укрморречфлот является юридическим лицом.

Государственная администрация железнодорожного транспорта (Укрзалізниця) - является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования, подведомственным Минтрансу.

Действует на основании Положения о Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, утвержденного постановлением КМУот 29.02.1996 г. № 262, с последующими изменениями и дополнениями.

В сферу управления Укрзалізниці входят Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Южно-Заподная и Приднепровская железные дороги, а также иные объединения, предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта по перечню, установленному Минтрансом.

Укрзалізниця осуществляет централизованное управление процессом перевозок во внутреннем и международном сообщении и регулирует производственно-хозяйственную деятельность железных дорог в сфере организации этого процесса.

Укрзалізниця в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные для исполнения железными дорогами и предприятиями, входящими в сферу управления Укрзалізниці, организует и контролирует их исполнение.

Укрзалізниця является юридическим лицом. Укрзалізницю возглавляет генеральный директор, который имеет заместителей, назначаемых Кабмином по представлению Министра транспорта.

Для разработки основных направлений развития железнодорожного транспорта, решения важнейших вопросов его хозяйственной деятельности создан Совет Укрзалізниці. Состав Совета и положение о нем утверждаются Министром транспорта.

2. Источники правового регулирования

2.1 Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы Министерства транспорта Украины, иные подзаконные нормативные акты.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Украины как основной закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития.

Несомненно, важный источник транспортного права -- это Гражданский кодекс Украины, который сконцентрировал в отдельной главе нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 12.09.91 г. «Опорядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», источниками транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом, и не урегулированным украинским законодательством. Указанные законодательные акты применяются на территории Украины в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству Украины.

Информация о работе Транспортное право