Транспортное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Круг отношений, рассматриваемых в настоящей работе, весьма широк. Это отношения, связанные с понятием транспортного права, системой и структурой транспортного законодательства всех видов транспорта, понятием и заключением договоров перевозки на различных видах транспорта, с ответственностью транспортных организаций и клиентуры за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств, транспортными договорами и другие правоотношения в сфере транспорта.

Оглавление

Введение
1. Общая часть
1.1 Понятие и предмет транспортного права
1.2 Виды транспорта. Управление транспортом
2. Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права
2.2 Транспортное право и транспортное законодательство
2.3 Транспортное законодательство: его система и структура
3. Договор перевозки грузов
3.1 Понятие и виды договоров перевозки
3.2 Основания для заключения договора перевозки
3.3 Договор перевозки грузов
3.4 Элементы обязательства по перевозке. Права и обязанности сторон
3.5 Основания прекращения договора перевозки
3.6 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
3.7 Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов
3.8 Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов
4. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
4.1 Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
4.2 Узловые соглашения
5. Договор перевозки пассажиров
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Нормативные акты, определяющие условия перевозок, порядок использования средств транспорта, путей сообщения, организации безопасности движения, охраны общественного порядка, пожарной безопасности, санитарные и экологические требования, действующие на транспорте, являются обязательными для владельцев транспорта и граждан, пользующихся услугами транспорта и путями сообщения.

Особенности применения Закона Украины “О предприятиях в Украине” к предприятиям транспорта определяются настоящим Законом и актами Кабинета Министров Украины, издаваемыми на его основе.

Действие настоящего Закона не распространяется на транспорт, осуществляющий технологические перевозки только на территории предприятий.

Статья 3. Цель и задачи государственного управления в области транспорта

Государственное управление в области транспорта должно обеспечивать:

· своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и нужд обороны Украины;

· защиту прав граждан во время их транспортного обслуживания;

· безопасное функционирование транспорта;

· соблюдение необходимых темпов и пропорций развития национальной транспортной системы;

· защиту экономических интересов Украины, законных интересов предприятий и организаций транспорта и потребителей транспортных услуг;

· создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта;

· ограничение монополизма и развитие конкуренции;

· координацию работы различных видов транспорта;

· лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта;

· охрану окружающей природной среды от вредного воздействия транспорта.

Государственное управление деятельностью транспорта осуществляется путем проведения и реализации экономической (налоговой, финансово-кредитной, тарифной, инвестиционной) и социальной политики, включая предоставление дотаций на пассажирские перевозки.

Место и роль транспорта в общественном производстве определяет необходимость его приоритетного развития, государственной поддержки в удовлетворении его потребностей в транспортных средствах, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах.

Статья 4. Органы, осуществляющие государственное управление в области транспорта

Государственное управление в области транспорта осуществляют Министерство транспорта Украины, местные Советы народных депутатов и другие специально уполномоченные на то органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Отношения предприятий транспорта общего пользования с органами власти и самоуправления

Отношения предприятий транспорта общего пользования с центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления строятся на основе налогов, налоговых льгот, установленных нормативов и других экономических средств в соответствии с действующим законодательством Украины.

Вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий транспорта, отвлечение их эксплуатационного персонала на другие работы местными органами власти и самоуправления не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Органы управления транспортом содействуют органам власти и самоуправления в выполнении ими своих полномочий по социальному и экономическому развитию транспорта, совместно с ними осуществляют программы защиты окружающей природной среды, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия для обеспечения бесперебойной работы транспорта в случае стихийных бедствий, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий, координируют работу, связанную с предупреждением аварий и правонарушений на транспорте, а также организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного их использования, повышения качества обслуживания.

Органы власти и самоуправления в пределах своих полномочий оказывают помощь предприятиям и организациям транспорта в улучшении использования транспортных средств отправителями (получателями) грузов и развитии (в том числе на паевых началах) строительной индустрии, объединяют средства предприятий, организаций, коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов (с их согласия), а также бюджетные и внебюджетные средства для совершенствования транспортной сети, строительства вокзалов, путепроводов и других объектов транспорта; организуют взаимодействие различных видов транспорта с целью более эффективного их использования, повышения качества обслуживания.

Строительство вокзалов, станций, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов, туннелей, пассажирских платформ, метрополитенов, приобретение пассажирского подвижного состава, содержание и обустройство путей сообщения и других объектов, связанных с обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов, осуществляются с использованием средств государственного и местных бюджетов и предприятий транспорта в порядке, установленном законодательством Украины, а также с привлечением добровольных взносов предприятий и организаций всех форм собственности и граждан.

Статья 6. Основы хозяйственной деятельности предприятий транспорта

Перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, оказание других транспортных услуг, эксплуатация и ремонт путей сообщения осуществляются железными дорогами, пароходствами, портами (пристанями), автомобильными, авиационными, дорожными предприятиями и организациями, если это предусмотрено их уставами.

Предприятия транспорта осуществляют перевозки и оказание услуг на основе государственных контрактов, государственных заказов и договоров на перевозки пассажиров и грузов с учетом экономической эффективности провозных и перерабатывающих возможностей транспорта.

Комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с отправкой и получением грузов, предоставляется экспедиторскими организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Экономические отношения предприятий транспорта, возникающие в процессе перевозки, основываются на принципах взаимной выгоды, равной и полной ответственности.

Статья 7. Тарифы и платежи на транспорте

Тарифы на транспортные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Украины.

Уровень тарифов на транспорте определяется в соответствии с нормативными затратами на единицу транспортной работы, уровнем рентабельности и оплаты налогов. Расчеты с потребителями услуг транспорта общего пользования производятся на основе действующих тарифов в безакцептном порядке, определенном кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и иными актами законодательства Украины. Возмещение убытков от бесплатных перевозок льготных категорий граждан регулируется нормативными актами Кабинета Министров Украины.

Сбор за пользование путями сообщения Украины транспортными средствами иностранных владельцев и плата за транзитные перевозки осуществляются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 8. Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта

Лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта вводится с целью:

обеспечения безопасности и надежности работы транспорта;

ограничения монополизма и развития конкуренции;

создания равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта.

Лицензии на осуществление транспортной деятельности выдаются Министерством транспорта Украины и другими уполномоченными на это органами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 9. Имущество предприятий транспорта

Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта, пути сообщения, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями Министерства транспорта Украины являются общегосударственной собственностью и относятся к единой транспортной системе.

В общегосударственной собственности могут также находиться транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта, закрепленные за предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями других министерств и ведомств (ведомственный транспорт).

Транспортные средства, сооружения, финансовые ресурсы, оборудование транспорта и дорожного хозяйства, закрепленные за предприятиями, учреждениями и организациями местных Советов народных депутатов, относятся к коммунальной собственности.

Транспортные средства, сооружения, оборудование транспорта могут находиться в собственности предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан.

Статья 10. Требования к транспортным средствам

Транспортные средства должны отвечать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат.

Статья 11. Земли транспорта

Землями транспорта признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям транспорта согласно Земельному кодексу Украины, для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту, совершенствованию и развитию объектов транспорта.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Размещение сооружений и других объектов транспорта на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, осуществляется по согласованию с местными органами власти и самоуправления.

Предприятия транспорта обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не нарушать интересы других землепользователей (в том числе арендаторов), не допускать заболачивания, ухудшения качества земель и загрязнения их промышленными и иными отходами, неочищенными стоками, принимать меры для защиты почв от эрозии, проводить укрепление оврагов, крутых склонов, песков, а также соблюдать иные требования по охране земель.

Ответственность за содержание в надлежащем состоянии земель, предоставленных в пользование предприятиям и организациям транспорта, и использование их по целевому назначению возлагается на руководителей (собственников) этих предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения надлежащей эксплуатации сооружений и других объектов транспорта, а также охраны земель от отрицательного воздействия указанных объектов на землях, предоставленных в пользование предприятиям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями землепользования.

Статья 12. Обязанности и права предприятий транспорта

Предприятия транспорта обязаны обеспечивать:

· потребности граждан, предприятий и организаций в перевозках;

· обслуживание пассажиров во время продолжительных перевозок доброкачественной питьевой водой, питанием, возможность удовлетворения иных биологических потребностей;

· качественную и своевременную перевозку пассажиров и грузов;

· выполнение государственных заданий (контрактов) по обеспечению нужд обороны и безопасности Украины;

· безопасность перевозок;

· безопасные условия перевозок:

· предупреждение аварий и несчастных случаев, устранение причин производственного травматизма;

· охрану окружающей природной среды от вредного воздействия транспорта;

· права на льготы граждан при пользовании транспортом.

Предприятия транспорта имеют право:

· определять срок и график перевозок;

· назначать регулярные и дополнительные рейсы и маршруты перевозок;

· предлагать уровень комфорта по выбору самих пассажиров;

· требовать от пассажиров, отправителей и получателей грузов исполнения требований настоящего Закона, кодексов (уставов) отдельных видов транспорта и иных нормативных актов Украины, регулирующих деятельность транспорта.

Статья 13. Ответственность предприятий транспорта

Ответственность предприятий транспорта за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа, а также ответственность перед пассажиром за несвоевременное предоставление транспорта определяется кодексами (уставами) отдельных видов транспорта и иными законодательными актами Украины.

Предприятие транспорта, деятельность которого связана с повышенной опасностью, несет материальную ответственность за ущерб, причиненный вследствие гибели или повреждения здоровья пассажира при пользовании транспортом, в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Предприятия транспорта отвечают за утрату, недостачу, порчу и повреждение принятых к перевозке груза и багажа в размере фактического ущерба, если они не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение произошли не по их вине.

Предприятия транспорта несут ответственность за ущерб, причиненный окружающей природной среде, согласно, действующему законодательству Украины.

Статья 14. Охрана грузов и объектов транспорта

Предприятия транспорта обеспечивают сохранность грузов и багажа с момента их принятия к перевозке и до выдачи их получателям, если иное не предусмотрено договором.

Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности, ликвидация пожаров на транспорте осуществляются работниками предприятий транспорта в установленном порядке.

Перечень грузов, подлежащих специальной охране и сопровождению, утверждается Кабинетом Министров Украины. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается Министерством транспорта Украины.

Перечень военных грузов, порядок охраны и сопровождения их караулами устанавливаются Министерством обороны Украины по согласованию с Министерством транспорта Украины.

Охрана и сопровождение опасных и ценных грузов согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на протяжении всего пути следования.

Порядок охраны и сопровождения скоропортящихся грузов определяется отправителями (получателями) грузов самостоятельно и согласовывается с Министерством транспорта Украины.

Информация о работе Транспортное право