Предмет и метод транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 21:21, реферат

Краткое описание

Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т. д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Это позволило использовать в настоящей работе высказывания и суждения известных юристов прошлых лет по различным спорным аспектам транспортного законодательства, которые продолжают быть актуальными и по сей день и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых проблем, существующих в транспортных обязательствах в настоящее время, и, кроме того, выработать свою точку зрения на те или иные положения транспортного законодательства.

Оглавление

Введение ................................................................................................... 2
Предмет и метод транспортного права…………………………………3
Понятие транспортного права как учебной дисциплины…………….11
Список литературы……………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Транспортное право.docx

— 36.63 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение ................................................................................................... 2

Предмет и метод транспортного права…………………………………3

Понятие транспортного права как учебной дисциплины…………….11

Список литературы……………………………………………….13

 

Введение 

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства состоит по сути в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Транспорт будет связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, ϲʙᴏевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д. 
    Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т. д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Это позволило использовать в настоящей работе высказывания и суждения известных юристов прошлых лет по различным спорным аспектам транспортного законодательства, которые продолжают быть актуальными и по сей день и помогают лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых проблем, существующих в транспортных обязательствах в настоящее время, и, кроме того, выработать свою точку зрения на те или иные положения транспортного законодательства.     
   

 

 

 

Предмет и метод транспортного права.

 

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона. Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

Большое экономическое значение имеет своевременность транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов. Немыслима без своевременной доставки товаров и динамика торгового оборота. Производственная деятельность в настоящее время не может обойтись как без поставки сырья и комплектующих изделий, так и без доставки готовой продукции торговым организациям. Недаром в Гражданском кодексе Российской Федерации доставке, транспортировке и перевозке товаров уделено значительное внимание.

Транспортные организации в настоящее время активно реализуют свои предложения на рынке транспортных услуг. Однако что же мы понимаем под транспортной услугой? Содержанием данной услуги является перемещение материальных объектов в пространстве. В результате оказания такой услуги не создается какой-либо новой вещи, как это бывает при выполнении работ. Полезные свойства услуги проявляются в перемещении пассажира или груза из одной точки пространства в другую. Хотя результат транспортной услуги не является овеществленным, он представляет определенное материальное благо, по поводу которого между перевозчиком и его контрагентом складываются обязательственные отношения. К таковым можно отнести отношения по перевозке и тесно связанные с ними иные общественные отношения, направленные на нормальное обеспечение транспортного процесса. Совокупность правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений, в объективном смысле представляет собой транспортное право.

До настоящего момента не утихают споры между цивилистами, а также представителями иных направлений российской правовой науки по поводу того, какое место занимает транспортное право в системе российского права. Диапазон высказываемых предложений по этому поводу достаточно широк. Одни предлагают признать транспортное право самостоятельной правовой отраслью с выделением отдельных подотраслей; другие настаивают на существовании комплексных отраслей права; третьи считают, что в данном случае следует вести речь о комплексном законодательстве. Чтобы разобраться в данной проблеме, прежде всего следует дать понятие системы российского права, под которой необходимо понимать внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых общностей, основу которых составляет Конституция и которые функционально направлены на регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Система права, равно как и любая другая система, характеризуется наличием строго определенной структуры, внутренней организации и элементов, связанных между собой устойчивыми связями. Принято считать, что система права отражает объективно существующую внутреннюю структуру права, которая сложилась исторически и определяется характером регулируемых общественных отношений. В структуре российского права принято выделять следующие правовые образования: отрасли права, правовые институты и правовые нормы. Самым крупным элементом системы права является отрасль права, которая характеризуется двумя основными критериями, позволяющими разграничить ее с другими правовыми отраслями: предметом и методом правового регулирования.

Как известно, предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод — какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Общественные отношения в рамках одной отрасли права должны обладать предметным единством, устойчивостью и повторяемостью. Они всегда объективны, и задача государства и общества состоит в придании им соответствующей правовой формы. Предмету той или иной отрасли права не может быть противопоставлен метод правового регулирования.

Нет оснований признавать транспортное право ни самостоятельной, ни комплексной отраслью права. К самостоятельным правовым отраслям транспортное право не может быть отнесено по той причине, что в данном случае нельзя однозначно определить ни предмет, ни метод правового регулирования. В различных сочетаниях предлагается включать в предмет транспортного права целый ряд разнородных по своей правовой природе общественных отношений, среди которых имущественные, властно-организационные, трудовые, финансовые, земельные отношения. При этом делаются даже попытки выделить в транспортном праве подотрасли, исходя из деления транспорта на виды. Например, Н. В. Мишина называет предметом железнодорожного права качественно однородную и относительно самостоятельную группу взаимосвязанных общественных отношений между железнодорожными организациями, предприятиями и их клиентами, направленные на организацию и осуществление перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и оказание услуг по использованию его инфраструктуры. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждают, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании. Следует отметить, что ни о какой однородности общественных отношений в транспортной сфере не может быть и речи. Можно ли считать однородными по своей природе отношения по лицензированию транспортной деятельности и по перевозке? Очевидно, что нет. Причем круг общественных отношений, относимых к транспортному праву, определяется каждый раз по субъективному усмотрению того или иного лица, рассматривающего данную проблематику. Например, одни авторы включают трудовые отношения в транспортных организациях в предмет транспортного права, а другие нет. Некоторые делают акцент на оказании услуг в сфере перевозочной деятельности, при этом совершенно не затрагивая организационных отношений.

Кроме того, каждому виду общественных отношений, охватываемых транспортным правом, соответствует свой метод правового регулирования, позволяющий определить:

— правовое положение участников регулируемых отношений;

— порядок возникновения субъективных прав и обязанностей;

— средства их обеспечения;

— характер санкций.

Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников правовых отношений. Так, например, властно-организационные отношения регулируются административным правом и подчинены воздействию метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. Данный метод применим для регулирования земельных, административных и финансовых отношений, которые включены в круг отношений, регулируемых транспортным правом. Поскольку рассматриваемый метод охватывает одновременно несколько публичных отраслей права, он носит разноотраслевой характер. Транспортное право охватывает также целый комплекс гражданско-правовых обязательственных отношений, которые оформляют переход материальных благ от одних лиц к другим и составляют львиную долю имущественных отношений. Имущественные отношения, являющиеся частью предмета гражданского права, предполагают метод юридического равенства сторон, который не допускает принудительной власти одного участника над другим. Здесь характерны дозволение и правонаделение, т.е. предоставление субъектам возможностей совершения инициативных юридических действий — самостоятельного использования правовых интересов для удовлетворения своих потребностей и интересов. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, поскольку не имеет ни единого предмета, ни метода.

Как было сказано выше, исходя из полипредметности и многообразия методов правового регулирования транспортного права, отдельные ученые предлагают признать его комплексной отраслью права. Это обусловлено тем, что в настоящее время взгляды правоведов направлены в большей степени не на обособление одной отрасли права от другой, а на гармонизацию частного и публичного права. На серьезном теоретическом уровне исследуются межотраслевые связи. Отмечается, что граница между частным и публичным правом ≪размывается≫ и наблюдается процесс публицизации частного права либо захват частного права публичным. По мнению А. С. Пиголкина, в последние годы возрастает значение в общей системе права ряда межотраслевых институтов, в первую очередь тех, которые регулируют хозяйственные отношения. Это обусловливает возможность их перерастания в будущем в самостоятельные отрасли права (например, морское, транспортное, авторское право и др.).

Однако вопрос о существовании комплексных правовых отраслей в российской правовой науке является дискуссионным. Одним из первых на существование комплексных правовых отраслей обратил внимание В. К. Райхер, точка зрения которого нашла одобрение в работах авторов более позднего периода. Так, В. А. Егиазаров, полагая, что транспортное право, а тем более его части не являются самостотельными отраслями права, относит его к комплексной отрасли российского права. С. С. Алексеев считает, что комплексные правовые отрасли имеют право на существование, поскольку выделяются по вторичным признакам и образуют вторичную структуру права. С предложениями о конструировании комплексных отраслей права категорически не согласен В. А. Тархов. По его мнению, понятие комплексной отрасли является терминологическим недоразумением.

В последнее время делаются попытки обоснования существования комплексных правовых отраслей с точки зрения межотраслевых связей. М. Ю. Челышев, который разработал основы учения о межотраслевых правовых связях гражданского права, отмечает существование комплексных правовых отраслей в системе права наряду с базовыми (≪материнскими≫) правовыми отраслями, а соответствующие комплексные отрасли законодательства, по его мнению, представляют собой определенный источник (или один из них) права. К комплексным отраслям автор относит и транспортное право, отмечая его предметное единство — отношения по организации транспортного (перевозочного) процесса и дифференциацию отношений (например, по видам транспорта). Наряду с предметным единством отмечаются такие признаки формирования комплексной правовой отрасли, как: существенная общественная значимость регулируемого круга общественных отношений и наличие обширного нормативного правового материала (транспортных уставов и кодексов), наличие собственных принципов и норм процедурного характера. Что касается метода правового регулирования, то в качестве дополнительного признака формирования комплексных правовых отраслей предлагается признать межотраслевое правовое регулирование как специальный правовой инструмент (прием). В пользу данной концепции приводится мнение о том, что комплексность в определенной мере характерна практически для каждой правовой отрасли.

Не оспаривая значимость разработанного М. Ю. Челышевым учения, все же обратим внимание на дискуссионность некоторых выводов. Как нам уже приходилось отмечать, транспортное право не обладает предметным единством. Действительно, большой блок транспортных отношений регулируются транспортными уставами и кодексами. С. С. Алексеев отмечает, что комплексные образования обособляются не в любых нормативных юридических актах, а главным образом в актах кодифицированных. По справедливому замечанию В. Ф. Яковлева, эти акты ≪не представляют собой лишь механического соединения норм≫, они ≪служат той внешней формой, в которой происходит согласование норм разных отраслей права, образуются межотраслевые объединения правовых норм≫. Вместе с тем наличие обширного материала, регулирующего различные отношения, хотя и в одной сфере человеческой деятельности, может свидетельствовать только о существовании комплексной отрасли законодательства. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды.

Хотя отрасли права и отрасли законодательства в принципе должны совпадать, законодательство в отличие от системы права может быть систематизировано по усмотрению законодателя или других лиц и по иным признакам. Иными словами, комплексные образования реально обособляютсяьне столько потому, что существуют самостоятельные нормативные юридические акты, сколько потому, что при помощи этих актов произошло известное согласование норм, выработаны некоторые общие положения и приемы регулирования, нормативный материал объединен нормативными обобщениями. Комплексные образования представляют собой довольно прочные правовые общности, состоящие из специальных норм. В этой связи верно отмечается, что входящие в состав комплексных правовых образований нормы и институты отдельных ветвей права не теряют своей видовой принадлежности к соответствующим ветвям права. Признать межотраслевое правовое регулирование как специальный правовой инструмент метода правового регулирования в качестве дополнительного признака формирования комплексных правовых отраслей также не представляется возможным. Транспортное право сочетает в себе как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции и является комплексным правовым образованием в том смысле, что нормы, в него входящие, не связаны единым методом и механизмом правового регулирования.

Информация о работе Предмет и метод транспортного права