Территориальная организация транспортного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:41, доклад

Краткое описание

Транспортный комплекс — один из компонентов системы территориальной организации населения и производительных сил. Он является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбалансированная транспортная система — необходимое условие стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Главная цель развития транспортной системы — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах.

Файлы: 1 файл

ТОН (2 работа).docx

— 38.48 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование транспортной системы.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике  России, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли  хозяйства, ни одного региона страны. Устойчивый рост экономики предполагает решение основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса (транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.). В самом транспортном комплексе необходима тесная координация работы всех видов транспорта и их связей с другими отраслями экономики. Первоочередной задачей также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека. В основе экономической реформы транспортного комплекса должна лежать научно обоснованная законодательная база. Во многих странах действует специальное транспортное законодательство, которое в России отсутствует. В настоящее время формируются экономические основы государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур, регламентации деятельности различных видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей на федеральном, региональном и муниципальном уровне, но без транспортного законодательства невозможно их нормальное функционирование. Появление транспортных предприятий различных форм собственности ставит новые проблемы формирования правовых механизмов их взаимодействия в международных перевозках. Развитие рынка транспортно-экономических связей со странами СНГ требует разработки нормативных актов, обеспечивающих координацию системы информации о товародвижении, идентификацию кодирования грузовых единиц и сопроводительной товарно-транспортной документации, стандартизацию документации в международном сообщении. К числу стратегических задач развития транспортного комплекса можно отнести сохранение и увеличение мощностей транспортной системы; обеспечение достаточного уровня конкуренции в отрасли; создание благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности; эффективный государственный контроль над деятельностью транспортных предприятий, занимающих положение естественных монополий, и государственная поддержка предприятий, выполняющих социально значимые виды деятельности; совершенствование транспортных техно-логий и техники, развитие инфраструктуры транспорта в целях оптимизации транспортных издержек в экономике; повышение уровня транспортной и экономической безопасности; усиление государственного контроля над строительством стратегических объектов транспортной инфраструктуры, повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте; обеспечение транспортной доступности территорий и мобильности граждан на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность; формирование конкурентоспособных международных транспортных коридоров, обеспечение оптимальных транспортных условий для развития внешней торговли, особенно по статьям национального экспорта; интеграцию транспортных и производственно-распределительных процессов, создание мульти-модальных перевозочных систем и систем товара-распределения, основанных на принципах логистики; совершенствование системы тарифного регулирования с учетом интересов пользователей транспортных услуг. Государственное регулирование отрасли предполагает сохранение на федеральном уровне регулирования транспортных тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в дальнем сообщении, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов. Субъектам Федерации предоставлены полномочия в области регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном (кроме железнодорожного) сообщениях. Они также могут устанавливать тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. В 2001 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». Она включает такие подпрограммы, как «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Единая организация воздушного движения», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Международные транспортные коридоры» и др. Программа предусматривает существенное снижение износа основных фондов на железнодорожном транспорте и себестоимости перевозок, увеличение протяженности автодорог общего пользования и многополосных автодорог, обеспечение связи тысяч населенных пунктов дорожной сетью общего пользования, рост доли российских морских портов в обеспечении внешнеторговых перевозок, снижение среднего возраста судов, увеличение тоннажа флота. Модернизация транспортной системы позволит создать новые рабочие места в транспортной отрасли и смежных отраслях (машиностроении, строительстве и т.д.). Формированию международных транспортных коридоров по территории России придается особая значимость. Транспорт в настоящее время рассматривается как перспективная отрасль специализации страны в международном разделении труда. Возможность эффективно использовать преимущества экономико-географического положения России между Европейским союзом и интенсивно развивающимся Азиатско-тихоокеанским регионом, между Северной Европой и Центральной Азией создает существенные дополнительные источники экономического роста, может переломить неблагоприятные тенденции развития наиболее проблемных регионов страны — Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Евроазиатские транспортные коридоры «Север — Юг», «Транссиб» позволят существенно увеличить объемы транзитных перевозок по территории России и доходы отечественных транспортных компаний.


Информация о работе Территориальная организация транспортного комплекса