Превозка наливных грузов различными видами транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

По данным рейтинговых агентств лидерство в рейтинге эффективности отраслей российской промышленности по итогам 2009 года, как и в предыдущие годы, занимает нефтепереработка. Несмотря на кризис, эта отрасль с итоговым показателем 77,92 балла сохраняет высокую эффективность производства за счет высокой рентабельности, производительности труда, а также эластичности спроса на выпускаемую продукцию. Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо и его транспортировка: несмотр

Файлы: 1 файл

Курсовая Мозговой 2012.docx

— 730.07 Кб (Скачать)

 

Введение.

  По данным рейтинговых агентств лидерство в рейтинге эффективности отраслей российской промышленности по итогам 2009 года, как и в предыдущие годы, занимает нефтепереработка. Несмотря на кризис, эта отрасль с итоговым показателем 77,92 балла сохраняет высокую эффективность производства за счет высокой рентабельности, производительности труда, а также эластичности спроса на выпускаемую продукцию. Ни одна проблема, пожалуй, не волнует сегодня человечество так, как топливо и его транспортировка: несмотря на то, что в своем эволюционном развитии, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники), все же главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы - нефть. Велика роль транспортировки нефти и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики, а так же является составной частью топливно-энергетического комплекса - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива. Целью нашей работы является рассмотрение правил транспортировки нефтепродуктов разными видами транспорта, а также краткий обзор нефтяной промышленности России в целом.

 

 

 

 

 

\

Глава 1. Перевозка  наливных грузов.

 

    1. Схема и описание судов для перевозки наливных грузов.

Танкеры.

Танкеры - суда, для перевозки  грузов наливом, как правило, это  различные нефтепродукты, химия, сжиженный  газ, цемент, и вино. Не имеют специального грузового оборудования, только большие емкости для перевозки-танки.

Рисунок 1 - Танкер.

Корпус танкера представляет собой жесткий металлический  каркас, обшитый металлическими листами. Корпус разделен переборками на ряд  отсеков (танков), которые и заполняются  наливными грузами. К таким грузам относятся нефть и нефтепродукты, жидкий газ, вино, масло и т.д. Основная масса танкеров имеет двойное  дно и двойные борта, это сделано  для предотвращения разливов нефтепродуктов в акватории морей и океанов. Суда, предназначены для перевозки  жидких грузов без упаковки, т.е. наливом, появились на рубеже 19-20 веков. Они  были невелики и имели всего несколько  небольших трюмов. С появлением автомобилей  и ростом потребности промышленности в нефтяных ресурсах, танкеры начали свое бурное развитие. Стремительно увеличиваются  размеры и грузоподъемность танкеров. Рост размеров танкеров соответственно снижает себестоимость перевозки  груза. Появились крупнотоннажные  танкеры и супертанкеры: VLCC –  Very Large Crude Oil Carrier – (англ.: очень большое судно для перевозки сырой нефти) и ULCC – Ultra Large Crude Oil Carrier – (англ.: сверх большое судно для перевозки сырой нефти). Но их рост не беспределен, так например уже очень большие супертанкеры не могут заходить в некоторые порты по своим габаритам и осадке, имеются также трудности в управлении такими судами. Есть мнение, что сейчас большинство крупнотоннажных танкеров достигло своих оптимальных размеров. На данной схеме танкера мы можем наблюдать размещение и устройство насосной системы для закачки и перевозки нефти.

Схема 1 – Танкер.

Процесс погрузки/выгрузки происходит достаточно быстро, т.к. суда оборудованы мощными насосными  системами. Для приема и обработки  крупнотоннажных танкеров многие порты  выносят далеко в море свои нефтяные причалы, которые соединены с  берегом нефтепроводом, либо обрабатывают их на рейде.Большое распространение получили различные суда для перевозки сжиженных газов, жидких химикатов, кислот, щелочей и т.д. Многие суда могут одновременно перевозить до 5-6 видов различных жидких грузов. Наливной флот очень востребован и составляет значительную часть мирового судового тоннажа.

 

Балкеры.

Балкер - судно для перевозки  насыпных грузов. Как и танкеры балкеры не оборудованы погрузочными кранами, а имеют в своей конструкции трюмы для насыпных грузов. Балкеры появились в связи с увеличением производства и потребностей многих стран в товаре из других стран.

.

Рисунок 2 – Балкер.

 Эти суда позволяют  перевозить огромные объемы груза  на дальние расстояния по морю, что снижает затраты на транспортировку.  Трюмы балкеров оборудованы специальным  образом и очень удобны для  морских перевозок насыпных и  навалочных грузов. Трюмы имеют  плотные задвижки, что обеспечивает  сохранность груза на всем  пути следования. К насыпным грузам  относятся, например, зерно, уголь,  соль и многие другие такого типа. Многие балкеры имеют универсальное строение и позволяют перевозить не только насыпные, но и наливные грузы, такие как нефть. Такие суда называют:

OBO Ore Bulk Oil – руда, навалочный груз, нефть;

OBC Ore Bulk Containers – руда, навалочный груз, контейнеры.

Кроме этого балкеры могут  быть оборудованы трюмами для  перевозки автомобилей. Такое комбинирование увеличивает эффективность балкеров при перевозке различных типов  грузов. Универсальность является главным  достоинством балкеров и позволяет  сократить расходы при морской транспортировке.

 

Схема 2 – Балкер.

На схеме сверху изображен  балкер типа OBO то есть универсальное судно для перевозки навалочных, наливных и насыпных грузов. Хоть в отличие от танкеров они менее вместительны и для перевозки нефти используются не все трюма, они тем ни менее так же снабжены насосно-перегонными системами для подачи и откачки нефти.

 

    1. Виды наливных грузов и их классификация.

Исходя из специфики перевозки, можно выделить 4 вида наливных грузов:

·нефть и нефтепродукты;

· пищевые грузы;

· сжиженные газы;

· химические грузы.

Нефть и нефтепродукты. Они  включают: сырую нефть, мазут, моторное топливо, дизельное топливо, топливо  для реактивных двигателей, бензины  и масла.

Сырая нефть - сложная смесь  различных углеводородов с примесями  кислотных, сернистых и азотистых  соединений.

Мазут бывает малосернистый (содержание серы до 0,5 %); сернистый (до 2,0 %); высокосернистый (до 3,5 %). По назначению мазут разделяют на топочный и флотский. Флотский мазут отличается от топочного большей теплотворной способностью и меньшей вязкостью. Мазут с водой образует устойчивую эмульсию.

Моторное топливо по внешнему виду напоминает флотский мазут, но менее  вязкое.

Дизельное топливо в зависимости  от температуры застывания бывает: арктическое (А)  -50 ОС  и выше; зимнее северное (ЗС) -30 ОС и выше; зимнее (З) -20 ОС и выше; летнее (Л) 0 ОС и выше.

Топливо для реактивных двигателей (РТ, Т) - смесь керосиновых фракций  или смесь керосиновых и бензиновых фракций нефти с различными присадками. Не допускается обводнение и загрязнение  механическими примесями.

Сжиженные газы.

По происхождению и  условиям перехода в жидкое состояние, необходимое для морской транспортировки, газы делят на:

· природный газ - метан;

· газы нефтяной перегонки - пропан, бутан и их смеси;

· химические газы - этилен, хлорвинил, бутадиен; аммиак.

Применяются 3 способа хранения газа при его транспортировке  морем;

·         под давлением;

·         под давлением с частичным  охлаждением;

·         при атмосферном давлении с охлаждением  до жидкого состояния.

Вязкость жидкости в градусах Энглера показывает во сколько раз время вытекания 200 см этой жидкости больше времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20°С. Понятно, что более вязкий груз вытекает медленнее. К особенностям жидких грузов, которые следует учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации складов, можно отнести следующие:

· само физическое состояние груза как жидкости, которую нельзя взять какими-либо грузозахватными устройствами, но зато можно переливать из одних емкостей в другие, используя силу тяжести, свойства соощающихся сосудов и другие физические явления;

 

· сравнительное небольшое  число наименований грузов, единовременно  хранящихся на складах и прибывающих  в транспортных партиях, в транспортных средствах, что обычно исключает  необходимость сортировки грузов при  приеме или отправлении и применения разных способов хранения на одном и том же складе;

·  крупные транспортные партии при перевозках жидких грузов (например, на железнодорожном транспорте - маршрутные перевозки жидких грузов целыми составами или большими группами вагонов с грузом одного и того же наименования). Погрузка и разгрузка  крупных транспортных партий на складах  жидких грузов требует большой вместимости  и перерабатывающей способности  погрузочно-разгрузочных участков складов

· легкая возгораемость большинства  жидких грузов, пожароопасность, взрывоопасность самих грузов и в смести с воздухом. Поэтому требуются особая технология и дополнительные устройства по предотвращению образования пожароопасных и взрывоопасных смесей и концентраций жидких грузов, для обнаружения и локализации очагов пожара на отдельных технологических участков склада, пожарная сигнализация, системы  и средства  пожаротушения и т.д.

· способность некоторых  жидких грузов изменять свое физическое состояние и свойства за время  транспортировки или хранения, а  также – под воздействием окружающих условий (например, загустевание при низких температурах);

· вредные, разрушающие  воздействия  многих жидких грузов на окружающие предметы, оборудование, устройства, здания и  сооружения, что приводит к необходимости  использования специальных защитных покрытий этих объектов и к быстрому выходу их из строя, к коротким срокам службы. а также к большим расходам на амортизацию, содержание и ремонты указанных объектов, соприкасающихся с такими опасными жидкими грузами;

· вредное воздействие  некоторых жидких грузов на здоровье и жизнь человека, что требует  особой технологии и дополнительных устройств  для обеспечения безопасной переработки и складирования таких жидких грузов, увеличивает стоимость строительства и эксплуатации складов таких грузов.

Жидкие грузы бывают опасные  и неопасные. К неопасным грузам относят неядовитые горючие жидкости с температурой вспышки более 61°С Это – мазуты, дизельное топливо, битумы, масла, продукты сельского хозяйства. Опасные грузы делятся на три группы:

- легковоспламеняющиеся жидкости, имеющие температуру вспышки менее 61°С (нефть и нефтепродукты и спирты);

-  едкие и ядовитые жидкости (кислоты, жидкий каустик);

-  сжиженные газы (бутан, пропан, аммиак, жидкий хлор).

Взрыв нефтепродуктов возможен при содержании в воздухе паров  бензина – 1,1…6%, лигроина – 1,5…4,5%, керосина – 2…3%, бензола – 1,4…7,4%. При повышении  температуры возможно более интенсивное  испарение нефтепродуктов и образование  пожароопасных или взрывоопасных  смесей с воздухом. По вязкости жидкие грузы подразделяют на высоковязкие (битум, гурон, патока, автол, льняное и подсолнечное масла), слабо вязкие (дизельное топливо, мазут флотский) и невязкие (бензин, керосин). Чем более вязкие грузы, тем более затруднены их погрузка и разгрузка из транспортных средств на складе.

 

    1. Погрузка разгрузка наливных грузов.

Сегодня существует большое  разнообразие товаров, которые требуется  постоянно перевозить от производителя  к потребителям. Однако некоторые категории грузов требуют особого подхода. Так, перевозка продуктов питания очень отличается от транспортирования насыпных строительных материалов. Различия касаются не только выбора транспорта, но и погрузки, крепления, а также складирования и хранения грузов. Не менее сложным является осуществление перевозки наливных грузов, которые должны транспортироваться в цистернах.

Для грамотного подбора методов  перевозки существует определенная классификация наливных грузов. Их подразделяют на пищевые грузы и  химические жидкости. Первая категория  имеет свои особенности и сложности  перевозки. Дело в том, что цистерны в которых осуществляется перевозка наливных грузов, должны обеспечивать постоянную температуру, а для ряда товаров не менее важным является поддержание определенного давления. Именно поэтому очень сложно производить транспортировку шоколада, пива и сорбитов, которые могут изменить свои свойства, если не обеспечить определенных условий перевозки. Транспортные компании могут взяться за перевозку этого груза только в том случае, если в их арсенале есть разнообразные цистерны, способные обеспечивать различные климатические условия, в том числе цистерны с автономным подогревом. Не менее важным является высокий профессионализм водителей, которые должны следить за поддержанием определенных параметров в цистерне на всем пути следования.

 Химические жидкости  также перевозят в цистернах.  Однако данное оборудование является  специфичным. Кроме наличия специальных  цистерн транспортная компания  должна иметь лицензию и разрешение  на перевозку опасных грузов. Транспортировка химических жидкостей  может производиться только с  сопровождением. Следует заметить, что одна машина может перевозить  как пищевые, так и химические  жидкости. Только в этом случае  наливные грузы должны быть  помещены в многосекционные системы,  которые имеют разделение. Перевозка наливных грузов в цистернах – это достаточно сложный процесс. Сегодня заказчики могут контролировать всю грузоперевозку, начиная с погрузки, заканчивая сдачей груза получателю. Мониторинг позволяет отслеживать состояние груза на всем пути следования. Современные транспортные компании работают в условия жесткой конкуренции, поэтому очень ответственно относятся к выполнению своих услуг. Это позволяет выбрать фирму-перевозчика, которая произведет перевозку наливных грузов качественно и в срок.

Информация о работе Превозка наливных грузов различными видами транспорта