Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования транспортного договора.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Объективная сторона данного правонарушения связывает ответственность за данное правонарушение с последствиями противоправных действий. Они не должны повлечь причинения значительного ущерба, при котором наступает уголовная ответственность. В КоАП даются разъяснения, что следует считать незначительным ущербом Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей. Субъектами данного правонарушения являются граждане.

Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет вина в форме умысла. Комментируемый состав - один из немногих, содержащихся в КоАП, в котором законодатель прямо указал на форму вины - умысел. При совершении данного правонарушения умысел может быть прямым, когда лицо сознавало противоправность своих действий, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступления, и косвенным - лицо сознавало общественно опасный характер своих действий, предвидело возможность наступления вредных последствий, не желало, но сознательно допускало их наступление и если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.22

В уголовном кодексе РФ преступления связанные с транспортом вынесены в отдельную главу 27. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В частности статьи этой главы предусматривают ответственность за: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Объект преступления - безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации), которая заключается в способности последнего выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества. Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта. Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении ОАО «РЖД», а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения. Действия виновных подлежат квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Объективная сторона преступления включает:

а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба;

в) причинную связь между деянием и наступлением последствий. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или ненаступление; при небрежности лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Потерпевшим, согласно главе 27 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в последней из редакций Федеральных законов от 01.03.2012 N 18-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П) (далее - УК РФ), может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающее лицо и т.д.). Наказания за преступления предусмотренные гл. 27 УК РФ могут выражаться как в виде штрафов, так и в виде срока лишения свободы до 10 лет23.

 

Заключение

 

Применение нормативных правовых актов, регулирующих процесс железнодорожной перевозки грузов, порождает много вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. Процессы радикального обновления транспортного законодательства и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с его применением, определяют необходимость и значимость изучения договорных отношений, складывающихся в процессе перевозки грузов железнодорожным транспортом, поиска пробелов и коллизий в законодательстве, а также формулирования предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов и порядку их применения в судебно-арбитражной практике.

Просмотрев и проанализировав основные положения о транспортной перевозки грузов, а в частности договор перевозки груза железнодорожным транспортом, мы выяснили, что этот договор имеет свои особенности заключения, оформления, расторжения, обязанности сторон, и субъектный состав. Так же мы определили главные источники, которые регулируют данного рода обязательства. Среди них наиболее важным нормативно-правовым актом является Устав железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ в последней редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ), кроме того, за период действия Устава принят ряд нормативных правовых актов, дополняющих и разъясняющих его отдельные положения.

Устав входит в правительственный пакет по реформированию железнодорожного транспорта. Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок. Общую стратегическую цель всей реформы железнодорожного транспорта весьма точно сформулировал Министр транспорта РФ И. Левитин: "рельсы останутся в собственности государства, а все, что по ним движется, должно быть в бизнесе". Из вышесказанного можно сделать вывод, что договор железнодорожной перевозки грузов занимает важное место в процессе реформирования. Таким образом, договор перевозки железнодорожным транспортом являясь неотъемлемой частью гражданского оборота, имеет огромное значение в наше время, так как в основном грузоперевозки по России осуществляются железнодорожным транспортом.

Договор перевозки резко отличается от других хозяйственных договоров тем, что:

  1. Конкретного документа - договора не составляется. Заполняются документы, подтверждающие заключение договора (проездной билет, транспортная железнодорожная накладная). Возможен электронный вариант проездного билета, транспортной железнодорожной накладной.
  2. Предмет договора железнодорожной перевозки включает в себя элементы других гражданско-правовых договоров (хранения, подряда). Однако, цель договора железнодорожной перевозки – транспортировка пассажира, груза, багажа, грузобагажа. Она и обуславливает выделение договора в качестве самостоятельного договора.
  3. В качестве перевозчика всегда выступает специализированная организация – железные дороги.
  4. Заключению договора предшествуют особые преддоговорные отношения, обусловленные принятием железной дорогой заявки от грузоотправителя. Таким образом, еще до заключения  договора у железной дороги и грузоотправителя возникают по отношению друг к другу права и обязанности.

Содержащий данные положения новый УСТАВ по сути своей мало отличается от своих предшественников.

Однако УСТАВ в значительной мере отличаются от ранее действующего Устава своей более конкретной регламентацией норм. Так, ст. 2 УСТАВа определяет основные понятия в контексте Закона (грузоотправитель, тарифное руководство, Правила перевозок грузов и др.); ст. 5 УСТАВа четкий порядок разработки, утверждения и регистрации правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте; ст. 44 УСТАВа предусматривает контроль за исполнением УСТАВа со стороны МПС РФ, МАП РФ и иными исполнительными органами (например, транспортной прокуратуры).

Вместе с тем видеться целесообразным более внимательная и качественная доработка УСТАВа.

1. Предлагается исключить абз. 1 п. 8 ст. 11 УЖТ РФ, поскольку положения данной нормы содержат основания к отказу в согласовании заявки грузоотправителя на перевозку груза как со стороны перевозчика, так и со стороны владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, не связанные с действиями самого грузоотправителя, что нарушает права и законные интересы отправителей грузов, а также не способствует развитию имущественного оборота в области железнодорожных грузовых перевозок.

2. Так, ст. 27 УСТАВ предусматривает возложение имущественной ответственности на грузоотправителя за последствия, возникшие в результате недостоверных, неполных сведений, указанных им в накладной. Железной дороге предоставлено право выборочной проверки сведений, внесенных грузоотправителем в накладную.

Полагаю, не целесообразным предусматривать ответственность за вред, который можно избежать. Предлагаю в ст. 27 УСТАВа включить нормы, обязывающие железные дороги проверять все сведения, внесенные грузоотправителем в накладную.

3. Ряд статей УСТАВа относит к исключительной компетенции руководителя железной дороги такие вопросы, как установление повышенного сбора за хранение грузов (ст. 47 УСТАВа), право заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей (ст. 67 УСТАВа). Ранее действовавший Устав относил эти вопросы к компетенции начальников отделений дороги, в настоящее время Устав существенно ограничил рамки полномочий руководителей отделений дороги.

Полагаем, что это ведет к снижению ответственности последних за организацию перевозочного процесса и увеличению документооборота.                                                                                                                     Считаю необходимым расширить полномочия начальников отделений дороги по ряду вопросов. Предлагаем включить в УСТАВ статью, указывающую на полномочия руководителей железных дорог, которые должны быть переданы начальникам отделений железных дорог.

4. Статьей 96 Устава предусмотрено, что перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;

в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;

в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты;

в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае недостачи или повреждения (порчи) груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

Однако, что данная норма ставит железные дороги в более выгодное положение. Поэтому необходимо внести изменения в указанную статью. Стоимость утерянного (недостающего) багажа, грузобагажа должна определяться по ценам, действующим на момент вынесения судебного решения или удовлетворения претензии о возмещении, помимо этого обязательно должна учитываться упущенная выгода.

В связи с принятием УСТАВа пересматривается практика применения транспортного законодательства.

В соответствии с ГК РФ бремя доказывания теперь во всех случаях несохранной перевозки возлагается на железную дорогу, поскольку это общий принцип гражданского права, когда должник отвечает, если не доказано обратное. В УСТАВе в ст. 117, 118, 119 содержится перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины дороги. Однако, железная дорога обязана доказать, что эти обстоятельства действительно имели место.

По договору перевозки ГК РФ и УСТАВ предусматривают возмещение вреда причиненного пассажиру, но кроме этого здесь действует Закон о защите прав потребителя, который предусматривает возмещение морального вреда.

Значение перевозок железнодорожным транспортом в целом для развития экономики России очень велико. Надеемся, что УСТАВ, после доработки отдельных норм, сможет на должном уровне обеспечить правовое регулирование железнодорожного транспорта.

 

Список использованных источников

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: СПАРК, 2011.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2011.
  3. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях Н.: НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2010.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2011
  5. Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса» – Н.: НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2010.
  6. Федеральный закон «О защите прав потребителей» - М.: Изд-во «ЗЕВС», 2011.
  7. Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства, 1995, № 35, с. 3505.
  8. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // Собрание законодательства, 1998, № 2, с. 218.
  9. Устав железных дорог Союза ССР. – М.: Транспорт, 2012.
  10. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог РФ // Вестник ВАС РФ, 2012, №1.

Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки