Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования транспортного договора.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы, решил, исковые требования Клименко О.В. удовлетворить частично. Взыскать с ГУП «Забайкальская железная дорога» в пользу Клименко О.В. компенсацию причиненного морального вреда в размере 1000 рублей.

 

3.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УТРАТУ, ПОРЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ БАГАЖА, ГРУЗОБАГАЖА

 

Помимо ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, перевозчики несут ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в следующих случаях:

  • утраты, недостачи или повреждении багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности;
  • утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного ил недостающего багажа либо в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает отправителю багажа провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Ответственность дороги за сохранность перевозимых грузов возникает с момента приема их к перевозке и прекращается в момент выдачи получателю или передачи согласно установленным правилам другому предприятию или организации. К несохранности грузов при перевозке относятся: хищение, недостача массы или мест, утрата, порча или повреждение груза. Дорога обязана возместить грузовладельцу причиненные убытки.

Груз считается полностью утраченным, если дорога не может выдать его получателю в установленный срок независимо от причин (фактическая утрата, засылка, выдача получателю, хищение, уничтожение и др.). Получатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения его стоимости по истечении 30 суток после окончания срока доставки, а при перевозке в прямом смешанном сообщении – через четыре месяца со дня приема к перевозке. Если впоследствии груз будет найден и доставлен по назначению, получатель может получить его при условии возврата дороге полученного от нее возмещения за утрату20.

Как хищение учитываются недостачи грузов, обнаруженные при срыве пломб, пломб-запоров, следах их подделки и повреждения; проломе крыши, пола и стен вагона или насильственных повреждениях их люков, проломах складов, через которые груз могли похитить; следах насильственного вскрытия тары грузовых мест; вскрытии замков и пломб на дверях складов; признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (нарушение креплений, защитной маркировки и т.д.); прочих обстоятельствах, если факт хищения груза установлен расследованием.

Груз считается прибывшим с недостачей (частичной утрой), если он доставлен по назначению и выдан получателю в меньшем количестве (мест, массы или объема), чем это указано в накладной. К недостачам относятся нехватки мест груза: принятого к перевозке счетом мест и погруженного в вагон средствами дороги, происшедшие из-за недогрузки; погруженного средствами отправителя и прибывшего в вагоне с исправными пломбами пункта погрузки или на открытом подвижном составе (или в неисправном вагоне с неисправными пломбами, с пломбами попутных станций), если установлено, что недостача произошла не из-за хищения; происшедшие в результате разъединения груза и перевозочных документов.

30 августа 2004 года в Читинскую Дирекцию по обслуживанию пассажиров обратилась гр. Истомина Т.Н. с заявлением о возмещении ущерба в размере 12929 рублей, согласно коммерческого акта АЯ 614675, полученного 27 августа 2004 года от начальника ст. Забайкальск Савиной Н.В. Из заявления следует, что Истомина Т.Н. в 15 часов местного времени оформила багаж в багажном отделении, багаж находился в двойных сумках, обмотанных желтым скотчем. По совету приемосдатчика Истомина приобрела мешок белого цвета за 80 рублей и упаковала сумки в мешок, который затем взвесили, вес составил 73 кг. Затем мешок зашили нитками, которые дала приемосдатчик, вокруг обвязали зеленым шнуром, который также дала приемосдатчик. Мешок был упакован плотно, без пустот. Во время оплаты багажа через билетную кассу предложения об оценке багажа не поступило.

29 августа 2004 года Истомина Т.Н. прибыла поездом № 392 на ст. Могоча и пошла получать багаж. При получении багажа Истомина Т.Н. обратила внимание на неплотность упаковки багажа и при взвешивании обнаружилось, что вес багажа составил 58 кг.

21 сентября 2004 г. В Читинской дирекции по обслуживанию пассажиров был проведен разбор по случаю недостачи веса 15 кг., отправки 21787-1-73кг Забайкальск-Могоча. По результатам разбора был издан приказ № 10 о возмещении ущерба гр. Истоминой Т.Н. в размере 495 рублей.

Весовой считается недостача массы грузов навалочных, насыпных, наливных, а также перевозимых счетом мест при соответствии числа мест указанному в документах, если расследование установлено, что недостача – результат неправильного взвешивания или неправильного указания дорогой (отправителем) массы груза в перевозочных документах, неисправности тары при отсутствии признаков хищения, разъединения груза и перевозочных документов.

Под повреждением (порчей) груза подразумевается такое качественное его изменение, в результате которого материальные ценности пришли в негодное состояние или не могут быть полностью использованы по назначению и стоимостью их снизилась.

Основными причинами несохранности грузов является: предъявление груза к перевозке в нетранспортабельном состоянии (с признаками порчи, завышенной влажностью и т.д.);  использование неисправной или нестандартной тары; нарушение правил погрузки; погрузка в неочищенные, неисправные вагоны и на открытый подвижной состав (когда это угрожает сохранности груза); небрежное выполнение погрузочно-разгрузочных работ; неправильное определение массы, заполнения перевозочных документов,, пломбирование вагонов, просчет мест; небрежная или неясная маркировка, а также отсутствие ее. Несохранности грузов способствует недостаточный контроль со стороны работников станции за погрузкой и выгрузкой грузов на подъездных путях и складах необщего пользования (когда это необходимо); просрочка в доставке несоблюдение температурного режима при перевозке скоропортящихся грузов; несоблюдение охранных мер; отсутствие замков на вагонах и контейнерах; неправильная или небрежная установка дверных заграждений и другого оборудования в вагоне. Значительный урон приносят аварии, крушения и пожары.

Важнейшее условие обеспечения полной сохранности грузов – точное выполнение требований УСТАВа, Правил перевозок и стандартов по подготовке груза к перевозке, его упаковке, маркировке, приему, размещению в вагоне, транспортировке, выгрузке, хранению и выдаче. Ликвидации потерь способствуют также механизация погрузочно-разгрузочных работ; развитие контейнерных и пакетных перевозок; правильный выбор подвижного состава, тщательная подготовка его к перевозке конкретных грузов; ускорение доставки и сокращение дальности перевозки грузов; ограждение, достаточное освещение грузовых дворов, соблюдение в них пропускного режима, применение охранной сигнализации и промышленного телевидения; организация хранения и перевозки документов таким образом, чтобы посторонние лица не имели к ним доступа; перевозки автомобилей маршрутами или укрупненными группами вагонов в сопровождение военизированной охраны МПС РФ и в специализированных крытых вагона; широкое применение пломб-ярлыков, пломиб-запоров и т.д.

Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину железной дороги в несохранности груза. Вина дороги предполагается, а отсутствие ее должно быть доказано дорогой.

В ст. 118 УСТАВа содержится перечень обстоятельств, доказанность которых железной дорогой может свидетельствовать об отсутствии ее вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза. Это:

прекращения или ограничения погрузки грузов в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава;

неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществленные перевозки грузов, за исключением случаев, предусмотренных в части первой статьи 29 настоящего Устава;

неподачи под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.

В случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые она не могла предотвратить. Ими могут быть непреодолимая сила, военные действия, блокада и др.21

В ст. 118 УСТАВа содержится исчерпывающийся перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины железной дороги в несохранности груза. К этой группе относятся случаи, когда:

груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

недостача или повреждение (порча) груза произошли в следствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если они были доставлены в срок.

В указанных в настоящей статье случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов и в порядке, установленном статьей 42 настоящего Устава, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

Ущерб, причиненный при перевозке, возмещается в следующих размерах: за утрату или недостачу – по действительной стоимости утраченного или недостающего груза; за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности. В УЖД 1964 года было установлено правило о том, что в случае, если железная дорога докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость груза, то ущерб возмещается в сумме действительной стоимости груза.

В новом Уставе это правило отсутствует, следовательно, в тех случаях, когда объявлена ценность груза, ни дорога, ни суд не должен проверять ее соответствие действительной стоимости груза. При необходимости для определения размеров ущерба приглашают экспертов.

 

3.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРА

 

Пассажир несет ответственность перед железной дорогой только при наличии вреда. В частности, это может быть причинение вреда вагону, в котором едет пассажир. Кроме этого, ответственность наступает и за провоз пассажиром запрещенных к провозу вещей, в частности, взрывчатых веществ. Некоторые действия пассажира могут повлечь помимо гражданской ответственности и иные формы ответственности, в частности, административную или уголовную.

Так, в соответствии со ст. 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в последней из редакций Федеральных законов от 23.04.2012 N 34-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 N 6-П) (далее – КоАП) уничтожение или повреждение чужого имущества, либо умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества направлено против собственности, т.е. его объектом выступает собственность в различных формах. Объективную сторону выражают два противоправных действия, направленных на собственность другого лица. Эти действия могут выражаться: либо в уничтожении чужого имущества, т.е. приведении его в такое состояние, при котором оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением; либо в повреждении чужого имущества, когда оно становится непригодным к использованию без восстановления или исправления.

Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки