Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа
Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.
Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..………....
31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика
…………..........................
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55
Тема, затрагивающая вопросы железнодорожных перевозок грузов, выбрана не случайно. Она является актуальной на сегодняшний день. Успешное развитие производительных сил страны немыслимо без хорошо налаженного, четко работающего транспорта. Транспортировка грузов является необходимым условием для осуществления процесса производства. Между сферой производства и сферой потребления находится сфера обращения, в которой транспорту принадлежит главенствующая роль: чем быстрее продукт будет доставлен к месту назначения, тем быстрее будет закончен производственный цикл. Так, например, поставка может быть выполнена именно посредством привлечения транспорта. Без заключения договора грузовой перевозки невозможно исполнение договора иногородней поставки.
Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны. В юридической литературе справедливо указывается, что транспорт, "являясь частью инфраструктуры, "физически" обеспечивает обмен товарами между регионами"1. "Управление транспортом имеет своей задачей своевременно и качественно обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование транспорта страны, связанного с жизнедеятельностью всех отраслей экономики, и на этой основе содействовать более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей общества".
Состояние и развитие транспорта имеют для нашей страны исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Различают пять основных видов транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, речной и автомобильный. Предоставление пользователям услуг транспортной инфраструктуры, а также общие требования к операторам инфраструктуры устанавливаются действующим законодательством и контролируются государством.
Все виды транспорта как составная часть единой транспортной системы взаимодействуют технологически. Существующие транспортные технологические процессы позволяют обеспечить непрерывность перевозки, передачу грузов от одного вида транспорта другому в короткие сроки. В особенности это относится к перевозкам в смешанном сообщении, в крупнотоннажных контейнерах, при перегрузке "вагон - борт автомобиля". Однако в коммерческом и правовом отношении необходимого единства не достигнуто. Данное заключение находит своё подтверждение реалиями сегодняшнего времени.
Коренное изменение взаимоотношений субъектов железнодорожного рынка в связи с формированием конкурентной среды потребовало столь же радикального пересмотра нормативной правовой базы, регулирующей перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте и предоставление услуг по использованию его инфраструктуры.
В данной работе акцентируется внимание на железнодорожной перевозке грузов, учитывая что, значительный объем пассажирских и грузовых перевозок в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту2. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт играет ведущую роль в деятельности транспортного комплекса Российской Федерации. На его долю приходится более 75% общего грузооборота и свыше 40% пассажирооборота страны. Несмотря на бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже около 175 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перемещения грузов и массовой перевозки пассажиров. Находясь в настоящее время в процессе реформирования, обусловленного происходящими в начале XXI века социально-экономическими и политико-правовыми преобразованиями России, железнодорожный транспорт нуждается в научном обосновании проводимых преобразований, в обновлении и совершенствовании нормативной правовой базы деятельности железнодорожной отрасли, ее управления3.
При этом железнодорожный транспорт в настоящее время вид транспорта, имущество которого может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации4. Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии государства, определяет особые условия функционирования и развития железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт РФ, сохраняя лидирующее положение на рынке транспортных услуг, является одним из главных источников доходных поступлений в бюджет страны. В этой связи необходимо надлежащее правовое регулирование перевозочной деятельности, постоянное совершенствование нормативной базы в этой сфере. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объёмам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.
Обеспечение гарантированных Конституцией РФ свободы передвижения граждан, единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг потребовало целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта. В ходе реформы железнодорожного транспорта РФ были проведены базовые преобразования. На сегодняшний день созданы основы правовой базы транспорта, отвечающей социально-экономическим условиям нашей страны. Так, разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности.
В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания. Значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом будет занимать ОАО "Российские железные дороги". В собственности указанной компании находится вся инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, ранее принадлежавшая предприятиям федерального железнодорожного транспорта. В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта на рынке перевозок планируется улучшение условий для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов. Реформирование федерального железнодорожного транспорта предусматривает поэтапное вхождение железнодорожного транспорта в рынок транспортных услуг, коммерциализацию отрасли, сокращение определённого законодательством естественно-монопольного сектора на железнодорожном транспорте.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена активным процессом обновления и совершенствования правовых основ организации и деятельности железнодорожного транспорта, в результате реформирования которого единый перевозочный процесс законодательно нашёл своё закрепление в двух договорах: договоре перевозки груза и договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Вместе с тем в юридической литературе пока ещё нет ясного и полного разрешения многих теоретических и практических вопросов, возникающих при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В частности, дискуссионными являются: правовая природа заявки на перевозку грузов, необходимость механизма планирования при организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте; форма договора железнодорожной перевозки груза и роль железнодорожной накладной при заключении договора перевозки; вопрос о правовом статусе субъектов, участвующих в отношениях, предшествующих заключению договора перевозки. Практически значимыми являются: вопрос о распределении бремени доказывания невиновности между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) в спорах о последствиях несохранности груза, а также проблема неоднозначного исчисления срока исковой давности с учётом претензионного порядка, установленного транспортным законодательством РФ.
Сегодняшняя раздробленность и недостаточная развитость транспортного комплекса не позволяет в полной мере реализовать свое назначение в потребностях экономики и населения в осуществлении перевозочного процесса.
Переход государства к рыночной экономике и реформирование социально-экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые, более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставленных услуг населению, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.
Первым шагом в решении поставленных задач стала разработка новой законодательной базы.
В 1995 году принят Федеральный Закон «О федеральном железнодорожном транспорте», (в последней редакции Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ). А с 1996 года вступила в силу Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, (в последней редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) (далее – ГК РФ) установившая общие положения перевозок (гл. 40 «Перевозка»).
При этом важнейшим правовым актом является Федеральный Закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», введенный в действие 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в последней редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ) (далее - «УСТАВ»).
УСТАВ девятый по счету нормативный документ (аналогичные нормы были приняты в России и СССР в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954, 1964, 1998 и 2003 годах), регулирующий основные условия перевозок пассажиров и грузов, отношения между железными дорогами, с одной стороны, пользователями транспортных услуг и другими видами транспорта – с другой, права, обязанности и ответственность сторон при договорных и внедоговорных отношениях, связанных с публичной деятельностью железнодорожного транспорта в России.
Деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы не останавливается и в настоящее время в Минтрансе России ведется активная работа правового обеспечения в сфере железнодорожного транспорта, которая в обязательном порядке найдет свое отражение в Уставе. Указанные выводы можно сделать из заявлений, подготовленных в марте 2012, в материалах к расширенному заседанию коллегии Минтранса России «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года.
Так в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта и реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1051 были подготовлены следующие документы:
проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие определение основ правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, их прав и обязанностей, а также принципов и порядка их взаимодействия с перевозчиками и иными участниками перевозочного процесса;
порядок мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса;
методика оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава, а также порядок информационного взаимодействия и обмена оперативными данными с обществом и другими участниками перевозочного процесса.
Минтрансом России разработаны изменения в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», направленные на совершенствование законодательной базы. Изменения предполагают закрепление принципа платности занятия инфраструктуры общего пользования вагонами вне процесса перевозки, в том числе за время ожидания подачи вагонов под погрузку-выгрузку, и установление экономических инструментов воздействия на пользователей услугами железнодорожного транспорта для обеспечения своевременной уборки с путей общего и необщего пользования порожних вагонов после выгрузки.
Наиболее значимым для рынка железнодорожных транспортных услуг является проект Положения об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов, которое подлежит утверждению Правительством Российской Федерации.
В проекте Положения отражено видение правового положения оператора, как участника перевозочного процесса с вытекающими отсюда обязанностями по обеспечению своевременного, безопасного и качественного оказания услуг в сфере перевозок грузов.
Вторым важным направлением нормативной правовой деятельности являлась разработка и утверждение Технических регламентов в области железнодорожного транспорта. Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710 утверждены Технические регламенты в области железнодорожного транспорта:
«Об утверждении технического регламента о безопасности железнодорожного подвижного состава»;
«Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта;
«Об утверждении технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».
Структурная реформа на железнодорожном транспорте. В 2011 году была одобрена Правительством Российской Федерации Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, которая определяет перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных перевозок на период до 2015 года, в том числе стратегические цели, основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок и развития инфраструктуры, целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок, принципы взаимодействия его основных участников.
Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки