Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования транспортного договора.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.

Одним из важных условий договора является своевременная доставка пассажира в определенное место. Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий. Следует отметить, что статья подобного содержания включена в Гражданский кодекс впервые. Перевозчик несет ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика

Истец Гр. Лурье Е.А. предъявила иск к ответчику ФГУП «Забайкальская железная дорога» о взыскании морального вреда ссылаясь на то, что она проживает на ст. Домна и на работу до г. Читы она вынуждена ежедневно добираться на электропоездах. На период с 16 июля по 15 сентября 2001 года ею были приобретены абонементные билеты. Электропоезда с 17 июля постоянно опаздывали на значительное время до 9 часов. О точном времени задержек поездов не сообщалось. Неоднократно поезд останавливался в 3-4 км от ст. Домна и она вынуждена была идти пешком, т.к. о продолжительности остановки также ничего не сообщалось. На ст. Домна посадка и высадка пассажиров могла производиться на 3/4 пути, при этом на 1/2 пути могли стоять грузовые поезда, поэтому при отсутствии железнодорожного моста ей приходилось добираться под составами. Кроме того, у нее малолетний ребенок в возрасте 1 года, которому она не могла уделять достаточно внимания. Из-за задержек поездов у нее возникло нервное заболевание и она была вынуждена обращаться за медицинской помощью. Истица просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Рассмотрев материалы дела суд установил, что между истицей и ФГУП «Забайкальская железная дорога» заключен договор перевозки в соответствии со ст. 786 ГК РФ. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Кроме того, отношения между истицей и ответчиком регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя», поскольку Забайкальская железная дорога оказывает услуги по перевозке пассажиров.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит возмещению моральный вред, причиненный потребителю в следствии нарушения его прав при наличии вины исполнителя. Заключая договор перевозки, Лурье Е.А. обоснованно рассчитывала на надлежащее исполнение условий договора. Вместе с тем, по вине перевозчика условия договора систематически нарушались, услуга оказывалась ненадлежащим образом. Поэтому суд обоснованно удовлетворил требования истицы и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.

Причиненный потребителю нарушением его прав моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии вины последнего (в отличие от возмещения имущественного вреда, обязанность возместить который возникает, по общему правилу, независимо от вины). Компенсация морального вреда осуществляется, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, по решению суда, в денежной форме. Судебная практика складывается таким образом, что зачастую размер компенсации морального вреда определяется судом по аналогии с размером возмещения иного вреда и (или) убытков, то есть – суд взыскивает компенсацию имущественного вреда, например 10 тысяч рублей, и ровно столько же – компенсацию морального вреда.12

 

2.3. Проблема правового статуса перевозчика

 

Анализ новых транспортных договоров (об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и об оказании услуг локомотивной тяги), применяемых в сфере железнодорожных перевозок, позволяет сделать вывод о том, что вновь создаваемые перевозчики (кроме ОАО "РЖД") будут отделены как от инфраструктуры (за исключением случаев, когда перевозчик сам владеет инфраструктурой, в пределах которой и осуществляет перевозки), так и от транспортных средств (локомотивов), без которых осуществление перевозок на железнодорожном транспорте невозможно. Тем самым на первый взгляд перевозчик по своему правовому положению максимально сближается с экспедиторами, также не обладающими инфраструктурой и транспортными средствами, а только организующими перевозку грузов.

Однако только к перевозчикам предъявляются требования, без соблюдения которых субъект не может оказывать услуги по перевозке грузов, а именно - иметь лицензию на осуществление перевозок грузов, владеть подвижным составом, иметь квалифицированных работников, заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги и об оказании услуг по использованию инфраструктуры. К экспедиторским компаниям (и любым другим предпринимателям) законодатель таких требований не предъявляет. Кроме того, на всех видах транспорта, подвергшихся приватизации (морской, водный, воздушный, автомобильный), перевозчики также, как правило, не являются собственниками объектов инфраструктуры и часто арендуют (или фрахтуют) транспортные средства для осуществления коммерческой деятельности по перевозке грузов, багажа, пассажиров, оставаясь именно в статусе перевозчика, а не экспедитора.

Исходя из вышесказанного необходимо отметить, что в условиях проводящегося реформирования федерального железнодорожного транспорта появились совершенно новые обязательства, опосредующие взаимодействие участников транспортных правоотношений, и первостепенное значение приобрело договорное урегулирование деятельности организаций различных видов транспорта, направленной на  оказание услуг по доставке грузов.

 

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ

 

3.1. Общая характеристика и особенности ответственности

 

Основные нормы, регулирующие договор перевозки, включены в Гражданский кодекс Российской Федерации впервые. В них установлено, что в связи с особыми условиями производственной деятельности железнодорожного транспорта, отличающейся от всех других отраслей народного хозяйства, дороги, пассажиры, отправители и получатели грузов несут материальную ответственность по перевозкам не по общим гражданским законам, а на основании транспортных уставов и кодексов.

Эти особые производственные условия заключаются в следующем. Свои главные задачи (перевозку пассажиров, выполнения заявок на перевозку, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения) железные дороги осуществляют не односторонне, а совместно с пассажирами, отправителями и получателями. В процессе перевозки вагоны и погруженные в них багаж, грузобагаж некоторое время находятся в распоряжении отправителей и получателей (погрузка и выгрузка на подъездных путях и средствами клиентуры на станциях; определение массы, пломбирование вагонов и т.д.). Ритмичность работы дорог может быть обеспечена при равномерном предъявлении грузов к перевозке и своевременной разгрузке вагонов. Поэтому дороги не могут нести одностороннюю ответственность за своевременное выполнение перевозочных операций, за сохранность багажа, грузобагажа при погрузке и выгрузке из вагонов средствами отправителей и получателей, за правильность определения массы и количества мест при взвешивании и пломбировании контейнеров отправителями13.

Существенным отличием от ранее действовавшего Устава железных дорог СССР является не принципиальный подход к объектам ответственности  (они остались практически прежними), а размеры ответственности и их единицы.

Ответственность сторон за невыполнение согласованных заявок на перевозки выражается в определенных размерах минимального размера оплаты труда14. За превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

За искажение наименования багажа, грузобагажа, а также сведений о свойствах багажа, грузобагажа, при перевозке которых требуются особые меры предосторожности, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа. За искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность15. За задержку контейнеров сверх сроков, предусмотренных в УСТАВ, штраф исчисляется в минимальных размерах оплаты труда16.

Основной принцип всех положений и норм ответственности – неукоснительное выполнение нормативных актов. Поэтому любые предварительные соглашения дороги с отправителями или получателями, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на дорогу, отправителей или получателей считаются недействительными, а всякие отметки об этом в накладной, если они не предусмотрены Уставом и Правилами перевозок, не имеют силы.

По договору перевозки, наличие и содержание которого удостоверяется накладной, дорога обязана доставить в целости и сохранности вверенный ей отправителем багаж, грузобагаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу (получателю), а отправитель – оплатить стоимость перевозки. Эти юридические отношения, оформляемые договором перевозки, и вытекающие из них обязанности, права и ответственность резко отличают договор перевозки от всех других хозяйственных договоров (договора поставки и др.)

Совокупность всех положений и норм, регулирующих ответственность по перевозкам и материальные отношения между транспортными организациями и отправителями, получателями, пассажирами, составляет содержание транспортного права.

Если Устав железных дорог не решает какого-либо вопроса, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

Таким образом, особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их не использование, т.е. за не выполнение заявки17.

В большинстве случаев УСТАВ ограничивает ответственность участников перевозки точно установленными пределами. Чаще всего он определяет имущественную ответственность сторон в виде уплаты штрафа или возмещения убытков.

УСТАВ и Правила перевозок предусматривает материальную ответственность дорог, пассажиров, отправителей и получателей за несохранность перевозимого грузобагажа и багажа; просрочку в доставке грузов и багажа; задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения; нарушение ряда других положений Устава и Правил перевозок.

 

3.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ДОСТАВКИ ПАССАЖИРА И ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА

 

Срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является, по нашему мнению, одним из основных условий договора перевозки пассажира. Если раньше перевозочная техника не была достаточно совершенна, то сейчас, когда транспорт постоянно пополняется современной перевозочной техникой, сроки доставки пассажиров должны соблюдаться. И это нашло отражение в законодательстве, регулирующем транспортные отношения.

Статья 795 Гражданского кодекса устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. УСТАВ в ст. 110 уже конкретизировал положения ст. 795 Гражданского кодекса, установив, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.18

Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если нее докажут, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.19

Только эти условия могут служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности за несвоевременную доставку пассажира. Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки.

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии лили крушении транспортного средства. Статья 113 УСТАВа устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. указанная норма носит отсылочный характер.

Истица гр. Клименко О.В. предъявила иск к ГУП «Забайкальская железная дорога» о взыскании компенсации причиненного морального вреда.

Истица обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. 7 сентября 2001 года истица с мужем и дочерью ехала до ст. Александровка на электропоезде, отправившемся со ст. Чита-2 в 20 часов 20 минут местного времени. Ехали они в предпоследнем вагоне. По прибытию на ст. Александровка все приготовились к выходу, то есть подошли к дверям тамбура. Электропоезд остановился, двери открылись, пассажиры стали выходить, первым вышел муж истицы с дочерью, затем шла она.

В момент, когда она стала спускаться по ступенькам, держась при этом за поручень, машинист закрыл двери, предварительно не сделав объявления «Осторожно, двери закрываются» и ее правая рука оказалась зажатой дверьми. Она стала кричать, на платформе возникла паника, люди, не зная как помочь, стали стучать по вагонам, кричать. Машинист, ничего не заметив, дал гудок  к отправлению, после чего кто-то из пассажиров сорвал стоп-кран и двери открылись. Истица успела выйти из вагона и через несколько секунд двери вновь закрылись. В результате случившегося дочь истицы была сильно испугана, кричала, у нее случилась истерика, сама истица тоже была в шоке. Ее правая рука онемела. На даче она и дочь принимали успокоительное. Вернувшись с дачи 10.09.2001 года она обратилась в травматологический пункт, там ей сделали снимок, оказалось, что защемлен нерв. Истица просит суд взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию причиненного ей морального вреда в размере 10000 рублей.

Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки