Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования транспортного договора.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.

На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

В соответствии с Планом, утвержденным 13 апреля 2011 года Правительственной комиссией по транспорту и связи, началась поэтапная реализация указанной Целевой модели.

В целях решения  указанных проблем, 03 октября 2011 года принят приказ Минтранса России № 258 о внесении комплексных изменений в правила перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Приказ позволит снять часть проблем снижения уровня эффективности использования парка грузовых вагонов, что  обусловлено причинами объективного и субъективного характера и создать условия для повышения эффективности работы парков грузовых вагонов.

Приказ в целом вступил в силу 28 октября 2011 года, а отдельные его положения, - касающиеся увязки перемещения порожнего вагона с последующим процессом перевозки груза в этом вагоне - 18 января 2012 года.

В сфере пассажирских перевозок, согласно пункту 7 Плана мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте в период 2010–2011 гг. от 28 мая 2010 года № 2515п – П9, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым, из состава деятельности ОАО «РЖД» в 2011 года полностью выведена деятельность по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении путем создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний (далее – ППК).

Указанные функции переданы отдельным хозяйствующим субъектам - пригородным пассажирским компаниям, основным видом деятельности которых является перевозка пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384, предусматривается передача ППК части имущественного комплекса, относящегося к пригородным перевозкам.

В условиях регулирования тарифов государство совместно с собственником инфраструктуры несет ответственность за стабильное текущее состояние и развитие инфраструктуры общего пользования.

Долгосрочным системным решением является формирование и утверждение на третьем этапе структурной реформы «сетевого контракта» - формализованной системы взаимоотношений между владельцами инфраструктуры и государством.

Реализация модели «сетевого контракта» позволит создать системные условия для обеспечения целевых пропускных способностей за счет формирования надежного долгосрочного механизма финансирования инфраструктуры со стороны государства и ОАО «РЖД» на уровне, сформулированным  и определенным государством как заказчиком сетевых мощностей, при внедрении жесткого контроля эффективности вложений и работ ОАО «РЖД» в поддержке инфраструктуры со стороны регулирующих органов.

К 2015 году прогнозируется консолидация рынка грузовых перевозок в руках 3-4 крупнейших перевозчиков, примерно с одинаковой долей рынка. Кроме того, услуги локомотивной тяги будут частично переданы рыночным игрокам, которые будут заниматься перевозками на отдельных участках сети железных дорог, в том числе, конкурируя с ОАО «РЖД».

В Уставе введены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что является основной для равноправных партнерских отношений. Так, железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

В Устав также включены нормы, подтверждающие различное правовое положение железных дорог и пассажиров, отправителей (получателей) багажа. Так, неподача претензии получателем к железной дороге лишает его права на иск. Однако железная дорога имеет право сразу обратиться с иском в суд.

Правила перевозок определяемые Уставом применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, Федеральному Закону «О федеральном железнодорожном транспорте», «О защите прав потребителей».

Следовательно, отношения по перевозке пассажиров и багажа осложнены тем, что включают в себя как минимум три рода правоотношений, регулируемых нормами Устава, нормами гражданского права и Закона о защите прав потребителей.

Объектом исследования является правовое регулирование в области железнодорожных перевозок.

Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, регулирующие отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом, судебная и арбитражная практика, а также доктринальное толкование норм права, научные труды, посвященные проблемам гражданско-правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление и решении частноправовых проблем регулирования железнодорожной перевозки грузов на основе комплексного анализа правовой и социально-экономической сущности отношений, складывающихся в процессе возникновения и исполнения обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом. В свете общетеоретических положений, а также практических проблем, возникающих в сфере железнодорожных грузовых перевозок, представляется необходимым решение задач исследования взаимодействия различных нормативно-правовых актов в области железнодорожных перевозок и трудностей в действующем российском законодательстве и правоприменительной практике, а также выработка на этой основе предложений для внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.

Принимая во внимание изложенное, предпримем попытку решить следующие вопросы, являющиеся частными задачами исследования в выпускной квалификационной работе:

  1. Анализ действующего транспортного законодательства и рассмотрение наиболее важных и спорных положений, касающихся регулирования правоотношений по железнодорожной перевозке грузов.
  2. Выделение особенностей договора железнодорожной перевозки пассажиров и багажа.
  3. Анализ защиты прав потребителей в сфере перевозок ЖД транспортом.
  4. Выработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, а также судебной и арбитражной практики его применения.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой исследование теоретических и практических проблем отношений, складывающихся в процессе возникновения и исполнения обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом, с учётом новейшего российского законодательства в этой области. В условиях реформирования железнодорожного транспорта современное российское законодательство проанализировано с точки зрения его адекватности соответствующему этапу общественного развития, а также способности к эффективному регулированию отношений между участниками правоотношений по железнодорожным перевозкам грузов. В работе комплексно исследуются: правовая природа заявки на перевозку грузов, механизм планирования при организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте; форма договора железнодорожной перевозки груза и роль железнодорожной накладной при заключении договора перевозки; вопрос о договорных связях субъектов, участвующих в отношениях, предшествующих заключению договора перевозки; вопрос о распределении бремени доказывания невиновности между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) в спорах о последствиях несохранности груза, а также проблема неоднозначного исчисления срока исковой давности с учётом претензионного порядка, установленного транспортным законодательством РФ.

Методологическая основа исследования.

В качестве основного метода исследования заявленной темы использовался аналитический и диалектический методы познания действительности, общенаучные методы познания, а также специальные юридические методы (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексный, системный, метод системного анализа и т. д.), которые позволяют рассмотреть явления в их взаимосвязи. В работе сопоставляются нормы права, которые применялись ранее, с нормами, регулирующими процесс перевозки грузов железнодорожным транспортом, действующими в настоящее время.

Теоретическая значимость исследования. Заключается в том, что сформулированные выводы и предложения в определённой степени дополняют и развивают разделы транспортного права в области железнодорожных перевозок грузов.

Практическая значимость заключается в том, что выводы могут быть использованы в законотворческой деятельности в рамках правовой доктрины действующего законодательства при создании новых и совершенствовании действующих нормативно-правовых актов в области правового регулирования отношений в области железнодорожных.

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

 

1.1. ПОНЯТИЕ  И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

 

Договор перевозки является самостоятельным видом договора. Договор перевозки пассажира есть соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира является консенсуальным и оформляется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На железнодорожном транспорте формы билетов устанавливаются Министерством путей сообщения. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы.

В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира:

- цена;

- дата, время отправления;

- пункт отправления;

- пункт назначения;

- дата, время прибытия в пункт назначения;

- номер поезда, вагона, места;

- фамилия и  инициалы пассажира;

- тип и № документа, который предъявило лицо при покупке билета и т.д.5

В соответствии с пунктом 12 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 277 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1311) оформление проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), а для оформления льготного или бесплатного проездного документа (билета) - и документов, дающих право на льготы.

Проездной документ (билет) выдается за наличный расчет, по безналичному расчету или бесплатно.6

Договор перевозки багажа, тесно связанный с договором перевозки пассажира, напротив, является договором реальным. Об этом свидетельствует использованное в ст. 786 ГК РФ выражение «сдача багажа», т.е. договор перевозки багажа считается заключенным только после фактической передачи вещей перевозчику.

Особенностью договора перевозки багажа на железнодорожном транспорте является то, что конкретного документа – договора не составляется. Основным перевозочным документом является транспортная железнодорожная накладная. Причем накладная не рассматривается в качестве договора перевозки багажа. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю багажная квитанция о приеме багажа лишь подтверждают заключение договора перевозки багажа. Накладная является основным перевозочным документом, который сопровождает багаж в пути его следования, и выдается вместе с ним грузополучателю.

Большое значение имеет накладная при разрешении имущественных споров между железной дорогой, грузоотправителем и грузополучателем, особенно в случае не сохранности перевозки. Багажная квитанция имеет доказательственное значение в отношении факта заключении договора перевозки и служит основанием для предъявления требований к железной дороги в случае утраты багажа и накладной.

Забайкальское региональное управление Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ предъявило иск к: 1) ОАО «Российские железные дороги» и 2) ЗАО «Ланк» о взыскании с ответчиков 2223 руб. 00 коп. ущерба, причиненного недостачей багажа, прибывшего 25.07.2002 г. в почтово-багажном поезде №904 по железнодорожной отправке (перевозочный документ на багаж А2020000 №594079 от 17.07.2002 г.) сообщением от станции Москва – отправитель ЗАО «Ланк» до станции Чита 2 в адрес получателя в/ч 2543, являющейся структурным подразделением Забайкальского регионального пограничного управления Федеральной пограничной службы РФ (истца по делу).

Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки