Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок является одной из ключевых задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, для выполнения которой Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрено создание правовых условий для начала деятельности частных перевозчиков на отдельных участках инфраструктуры российских железных дорог.
На заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2011 года принято решение о преждевременности внедрения в настоящее время института локальных перевозчиков до момента апробирования эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа 14
1.1. Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа………………. 14
1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ……………………….. 20
Глава 2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа………….. 23
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………………………... 23
2.2 .Права и обязанности перевозчика …………………………………..……….... 31 2.3. Проблема правового статуса перевозчика …………......................................... 33
Глава 3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки….. 35
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности …………………….. 35
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира …………………………………. 38
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ........ 40
3.4. Ответственность пассажира ………..……………………………………….…. 46
Заключение …………………………………………………………………..………. 50
Список использованных источников и литературы ………………………………. 55

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования транспортного договора.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Перевозчик (ответчик-1) иск не признал считая, что истцом нарушен порядок приемки спорного багажа, не составлен коммерческий акт, подтверждающий не сохранную перевозку, нарушен претензионный порядок, предусмотренный Транспортным уставом железных дорог РФ, пропущен годичный срок исковой давности, предусмотренный ст. 142 УСТАВ.

Грузоотправитель (ответчик-2 по делу) исковые требования не признал, полагая, что в процессе транспортировки была нарушена целостность одной упаковки, что привело к утрате одной из коробок с блоком бесперебойного питания компьютера весом 6 кг. стоимостью 2223 руб. 00 коп.

Возникшие между сторонами гражданские права и обязанности урегулированы нормами главы 40 Гражданского кодекса РФ, нормами Федерального закона от 08.01.98 г. №2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог РФ».

Порядок разрешения споров, возникающих из договора перевозки железнодорожным транспортом, предусмотрен нормами главы 7 (в новой редакции главы 8) УСТАВа (акты, претензии, иски).

Так, согласно ст. 134 (в новой редакции ст. 119) УСТАВа обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, других организаций, а также пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, при этом коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.

Из материалов следует, что получателем спорного багажа (истцом по делу) багаж получен от перевозчика 25.07.2002 г. Без замечаний, в технически исправном состоянии, без признаков нарушения упаковки и маркировки, при этом с подтверждением соответствия количества мест 17, но не соответствия их наименованию в перевозочном документе.

Рассмотрев материалы по делу Арбитражный суд Читинской области согласился с доводами ответчика-1, заявившем об истечении срока на предъявление иска и принял решение отказать в иске.

Учитывая важную роль, которую играют перевозочные документы в процессе перевозки, их форма и порядок заполнения утверждаются МПС России.

Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей.

Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменений сведений, внесенных отправителем в перевозочный документ, отправитель заполняет новый бланк такого документа.

Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции.

Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат ее кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками, местах бланков перевозочных документов.

Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России.

Вместе с накладной отправитель должен предъявить документы, предусмотренные различными Правилами перевозок.

Представленные вместе с накладной документы должны быть перечислены в графе четвертой накладной с указанием их наименования и номера и прикреплены к накладной.

Железная дорога выдает отправителю бланки накладных за плату7.

За недостоверное, неточное, неполное указание сведений о багаже, при перевозках которых требуются особые меры предосторожности, за отправление запрещенных для перевозок вещей или за неправильное указание свойств багажа, отправитель несет ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УСТАВа.

Железная дорога имеет право выборочно проверять достоверность сведений, указанных отправителем в накладной8.

Полагаю, что данное положение требует пересмотра, так как целесообразней было бы наделить железную дорогу не правом выборочной проверки сведений, указанных в накладной отправителем, а обязанностью проверять все сведения. Это позволит избежать различного рода происшествия (пожары, крушения и т.п.), которые смогут возникнуть, например, из-за отправления вещей, запрещенных к перевозке, а следовательно и затраты материальных средств и времени на восстановление транспортного хозяйства. Тем более, что нередки случаи, когда отправители не могут сразу возместить сумму ущерба, причиненного дороге. Возмещение ущерба может растянуться на годы, что естественно сказывается на материальном благополучии дороги.

В условиях развития систем связи необходимо особо отметить оформление электронной накладной.

Электронная накладная заполняется и передается с использованием технических и программных средств Автоматизированной информационной системы организации перевозок по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ) на железнодорожном транспорте. При этом АИС ЭДВ должна обеспечивать сохранность данных электронной накладной, соблюдение конфиденциальности и защиту от несанкционированного доступа к сведениям. Заполнение электронной накладной может производиться только с автоматизированных рабочих мест (АРМ), зарегистрированных как абонентские пункты АИС ЭДВ.

Подтверждением заключения договора перевозки в электронном виде является получение в АИС ЭДВ из АРМ отправителя нулевого кода приема сообщения с электронной накладной и выдачи отправителю квитанции о приеме багажа. Заполнение электронной накладной по реквизитам правомочного лица производится: отправителем, станцией отправителя, станциями в пути следования, станцией назначения.

Проездной билет пассажира также оформляется при помощи технических и программных средств называемых Автоматизированная система управления «Экспресс» (АСУ «Экспресс»). АСУ дает возможность кассиру-оператору практически моментально рассчитать маршрут следования пассажира по всей территории РФ. Также данные хранящиеся в базах данных АСУ «Экспресс» используются правоохранительными органами в оперативно-служебной деятельности.

Продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" и по ручной технологии. 9

Преимущество электронного заполнения проездных и перевозочных документов очевидно. Значительно сокращаются затраты времени, связанные с заключением договора перевозки, уменьшается документооборот.

Таким образом, предметом договора перевозки являются транспортные услуги, т.е. услуги по перемещению (транспортировке) пассажиров, багажа. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку, но и иные действия, в частности хранение, выдачу багажа получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке багажа, а также выполнение погрузо-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Обязанность перевозчика обеспечить хранение багажа свидетельствует о наличии элементов, характерных для договора хранения.

Юридическая природа любого договора определяется его основной целью. Такая цель в договоре перевозки – транспортировка и доставка пассажиров, багажа в пункты назначения. Погрузка и выгрузка багажа, его хранение, выдача лишь сопутствует цели договора. Она и обуславливает выделении договора перевозки в качестве самостоятельного вида договора.

 

1.2. Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа

 

Сторонами договора являются с одной стороны перевозчик конкретная организация занимающаяся перевозками пассажиров, а с другой стороны, лицо, достигшее 14 летнего возраста. Лица, не достигшие этого возраста вправе ездить только в сопровождении родителей. Следует отметить, что перевозки пассажиров могут быть разовые и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться только в одну сторону или туда и обратно.

В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором – договором между перевозчиком и пассажиром. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Перевозка пассажиров представляет собой безвозмездный договор, однако имеется большой круг пассажиров, которым предоставлено право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, как в пригородном сообщении, так и при дальнем следовании. В этих случаях расходы транспортной организации возмещаются из средств соответствующего бюджета.

При оформлении проездного документа (билета) пассажиру, имеющему право на бесплатный или льготный проезд и следующему с пересадками, билетный кассир первоначальной станции отправления на бесплатном или льготном проездном документе (билете) указывает полный путь следования такого пассажира от первоначальной до конечной станции с учетом пунктов пересадки. При этом проездной документ (билет) оформляется по кратчайшему маршруту следования поездов не более чем с тремя пересадками. В пункте пересадки бесплатный или льготный проездной документ (билет) на дальнейший путь следования оформляется в обмен на уже использованный бесплатный или льготный проездной документ (билет), выданный на предыдущий путь следования.

Использованный бесплатный или льготный проездной документ (билет) должен быть предъявлен в пункте пересадки для дальнейшего оформления проезда в течение 24 часов с момента прибытия поезда, в котором следовал пассажир.

На новом бесплатном или льготном проездном документе (билете) билетный кассир указывает оставшийся путь следования пассажира.10

В качестве перевозчика пассажиров выступает железная дорога – Открытое Акционерное Общество Российские Железные Дороги (ОАО РЖД). Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Гражданину может быть отказано в перевозке в случаях когда:

  • на транспортном средстве не окажется свободных мест;
  • перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • пассажир находится в нетрезвом состоянии
  • пассажир не подчиняется правилам, действующим на железнодорожном транспорте.

При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.

 

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

 

 

2.1. Права и обязанности пассажиров

 

В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта, Правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.

Пассажир имеет право:

а) приобретать проездные документы (билеты) на любой поезд и в любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров;

б) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

в) провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяется Правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;

г) сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом;

д) делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;

е) продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а в случае непредоставления пассажирам мест в поезде - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места;

ж) выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;

з) возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов, либо вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты;

и) переоформить проездные документы (билеты) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания дополнительных платежей в случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда, согласованного для переприцепки такого вагона. Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, на согласованный поезд от железнодорожной станции пересадки;

Информация о работе Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки