Механизация работ облегчает
и ускоряет многие технологические
процессы, поэтому от рабочих,
обслуживающих автомобили, сейчас
требуются не только знание
их устройства, но и практические
навыки пользования современным
оборудованием, умение применять необходимые
приспособления, инструмент, контрольно-измерительную
аппаратуру при диагностировании автомобилей.
Применение совершенного оборудования
при техническом обслуживании и
ремонте не исключает выполнение общеслесарных
операций, которыми должен владеть каждый
рабочий-ремонтник.
Поддержание автомобиля в исправном
состоянии и надлежащем виде
достигается техническим обслуживанием
и ремонтом на основе рекомендаций
планово-предупредительной системы обслуживания,
принятой в нашей стране. Сущность этой
системы заключается в том, что техническое
обслуживание автомобилей является профилактическим
мероприятием и проводится принудительно
в плановом порядке через определенные
пробеги. Ремонтные работы в условиях
автотранспортных предприятий (АТП) выполняют
по потребности, то есть после появления
соответствующего отказа или обнаружении
неисправностей.
Основные принципы планово-предупредительной
системы изложены в действующем
«Положении о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта». Оно устанавливает подразделение
техническое обслуживание на следующие
виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе
(ТО-2), сезонное (СО).
Ремонт автомобилей согласно
Положению подразделяют на текущий
(ТР) и капитальный (КР).
Положение регламентирует назначение,
нормативы периодичности и трудоемкости,
перечень операций каждого вида технического
обслуживания, корректирование нормативов
и другие показатели, используемые в системе
технического обслуживания и ремонта
автомобилей.
Ежедневное техническое
обслуживание (ЕО) включает
контроль, направленный на обеспечение
безопасности движения, а также
работы по поддержанию надлежащего внешнего
вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей
жидкостью, а для некоторых видов
подвижного состава - санитарную обработку
кузова. ЕО выполняется на автотранспортном
предприятии после работы подвижного
состава на линии. Контроль
технического состояния автомобилей
перед выездом на линию, а также при смене
водителей на линии осуществляется
ими за счет подготовительно-заключительного
времени.
Первое и второе технические
обслуживания включают контрольно-диагностические,
крепежные, регулировочные, смазочные
и очистительные работы. Их выполняют
через определенные пробеги, в зависимости
от условий эксплуатации.
Сезонное техническое обслуживание
(СО) проводится два раза в год
при подготовке автомобиля к
эксплуатации в холодное или
теплое время года. В качестве
отдельно планируемого вида технического
обслуживания СО рекомендуется проводить
в районах холодного климата. В остальных
районах это обслуживание совмещают с
ТО-2.
Техническое обслуживание автомобилей
в АТП производят на основе
планов-графиков, составленных для каждого
автомобиля, исходя из среднесуточного
пробега, нормативов периодичности ТО
и условий эксплуатации на данном предприятии.
Техническая служба вносит коррективы
в план-график в зависимости от технического
пробега автомобиля и его состояния. Работы
по ТО ведут бригадно-участковым методом.
Бригадный метод организации
технического обслуживания предусматривает
создание бригад для выполнения
работ в объеме ТО-1, ТО-2 и ТР.
Бригады ведут работы по всем
агрегатам автомобиля. Члены бригады
в этом случае должны иметь высокую квалификацию,
чтобы обслуживать автомобили на универсальных
рабочих постах.
Агрегатно-участковый метод применяют
при больших объемах технического
обслуживания. В этом случае на
предприятии создают отдельные производственные
участки для выполнения специальных работ
по тем агрегатам, которые обслуживаются
на данном участке. Производственные участки
специализируются по назначению: для выполнения
работ по двигателю, трансмиссии и т.д.,
особенно в зонах ТР при большом количестве
рабочих постов. В зонах ЕО, ТО-1, ТО-2 наиболее
распространен поточных способ производства,
когда обслуживание автомобилей ведется
на поточной линии, оборудованной конвейером
для механизированного перемещения автомобилей
с одного рабочего поста на другой.
По характеру выполнения все работы технического
обслуживания подразделяют на цеховые
и постовые. Постовые работы выполняют
на рабочих постах в зонах, а цеховые в
цехах или производственных отделениях
предприятия. Работы ЕО и ТО-1 только постовые,
а ТО-2 и ТР – постовые и цеховые, причем
постовые работы составляют 17-22% для ТО-2
и 29-39% для ТР, остальное – цеховые в зависимости
от модели автомобиля.
Работы в зонах ТО ведут
по технологическим картам, которые
определяют объем и очередность выполнения
работ по отдельным постам. В технологических
картах указывают время выполнения каждой
операции на рабочем посту, применяемый
инструмент, приспособления и материалы.
Учет и отчетность по выполнению
технического обслуживания и ремонта
ведут по гаражным листа на каждый автомобиль,
а также заявка, составляемым водителем.
При наличии на предприятии средств диагностирования
выполняемые диагностические работы оформляют
в виде диагностической карты определенной
формы, где приводят проверяемые показатели
автомобиля. Гаражные листы, заяви и диагностические
карты утверждают мастера и начальники
участков.
В соответствии с действующей
системой ТО и ТР диагностирование
подразделяют на два основных
вида: общее Д-1 и поэлементное (углубленное)
Д-2. При общем диагностировании определяют
техническое состояние узлов и агрегатов,
обеспечивающих безопасность дорожного
движения, и оценивают пригодность автомобиля
к дальнейшей эксплуатации.
При элементном диагностировании
выявляют неисправности, прогнозируют
ресурс исправной работы и устанавливают
объемы регулировочных и ремонтных работ,
необходимых для поддержания исправного
состояния автомобиля до очередного ТО-2.
Ремонтные работы выполняют как по потребности,
обусловленной отказом или неисправностью,
так и по плану через определенный пробег
или установленное время работы подвижного
состава (предупредительный ремонт).
Предупредительный ремонт рекомендуется
применять в первую очередь
для городских и маршрутных автобусов,
автомобилей-такси, автомобилей скорой
медицинской помощи, пожарных автомобилей,
автомобилей-бензовозов, к которым предъявляют
повышенные требования по обеспечению
безопасности движения и безотказной
работы. Предупредительный ремонт следует
применять также для автомобилей, работающих
в одинаковых условиях, при которых упрощается
выявление сроков замены или ремонта отдельных
деталей и узлов с целью предупреждения
отказов при работе автомобилей на линии
и связанных ними простоев.
Планово-предупредительная система технического
обслуживания и ремонта обеспечивает
своевременное устранение причин, которые
могут способствовать появлению различных
неисправностей, сокращает расход запасных
деталей, и объем ремонтных работ. При
данной системе можно применять прогрессивные
методы ремонта и восстановления деталей,
уменьшить время простоя автомобиля в
ремонте, что позволяет повысить коэффициент
технической готовности.
Список
использованной литературы.
- Боровских
Ю.И. Техническое обслуживание и ремонт
автомобилей. - М.: 1998.
- Буралев Ю.В.,
Морозов К.А., Боровских Ю.И. Устройство
автомобилей: Практическое пособие. –
М.: Высшая школа, 1998.
- Васина Д.В.
Ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
М.: Машиностроение, 2010.
- Вершигора
В.А., Зельцер В.И., Пятков К.Б. Автомобили
ВАЗ. - М.: Транспорт, 1994.
- Вершигора
В.А., Игнатов А.П., Новокшенов Н.В., Автомобили
ВАЗ-2108, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21093. – М.: 1996.
- Власов В.М.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
- М.: 2004.
- Горавлин
В.Л., Воронков Л.Д., Устройство и ремонт
легковых автомобилей. – М.: Транспорт,
1989.
- Карагодин
В.И. и др. Слесарь по ремонту автомобилей.
- М.: Высшая школа, 1990.
- Карагодин
В.И., Шестопалов С.К.
Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое
пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Высшая школа, 1990.
- Круглов
С.М. Справочник автослесаря по техническому
обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
— М.: Высшая школа, 1995..
- Ландо С.Я.
Восстановление автомобильных деталей.
- М.: Транспорт, 1987.
Машиностроение,
1995.
- Передий
В.П. Устройство автомобиля. – М.: 2008.
- Пихальский
А.П. Устройство автомобиля. - М.: Академия,
2005.
- Руководство
по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, -21081,
- 21083, -21083-20, -2109, -21091, -21093, -21093-20, -21099. - М.:
Легион, 1996.
- Спинов
А.В. Системы впрыска бензиновых двигателей.
— М.: 1996
- Спичкин
Г.В. Практикум по диагностированию автомобилей.
- М.: Высшая школа, 1988.
- Техническая
эксплуатация автомобилей / Под. ред. Е.С.
Кузнецова. — 3-е изд., перераб.
и доп. — М.: Транспорт, 1991.
- Третьяков
А.М., Петров А.Д. Справочник молодого слесаря
по техническому обслуживанию и ремонту
автомобилей. - М.: Высшая школа, 1999.
- Чумаченко
Ю.Т. и др. Автослесарь. Устройство, техническое
обслуживание и ремонт автомобилей. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2004.
- Шестопалов
С. К., Устройство, техническое обслуживание
и ремонт автомобилей.
— М.: Академия, ПрофОбрИздат, 2007.