Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Автомобили КамАЗ являются современными большегрузными автомобилями с ограниченной осевой нагрузкой. На автомобилях КамАЗ устанавливается высокооборотный дизель модели 740, отвечающий современным технико-экономическим требованиям, разработке Ярославского моторного завода.

Оглавление

Введение 3

1 Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20 5

2 Основные неисправности и причины их возникновения 10

3 Техническое обслуживание 13

4 Ремонт основных деталей 15

5 Охрана труда 17

Приложение чертежей 20

Используемая литература 23

Файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 180.04 Кб (Скачать)

2

Содержание:

Введение                                                                                                                      3  

1 Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20                                            5                                

2 Основные неисправности и причины  их возникновения                          10

3 Техническое обслуживание                                                                               13

4 Ремонт основных деталей                                                                                  15  

5 Охрана труда                                                                                                         17

Приложение чертежей                                                                                           20    

Используемая литература                                                                                     23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

   Производство стали и резины, бензина и масел, синтаксических материалов, станков и инструментов, подшипников качения и автомобильного стекла, строительство станций обслуживания и дорог – все это, вместе взятое, определило возможность создания современной автомобильной индустрии.

Одна из важнейших черт в области развития нашей автомобильной  промышленности – это дальнейшее расширение производства грузовых автомобилей.

   Однако совершенствование  отечественной промышленности идет  не только по пути количественного  роста. В её развитие реализуется  прогрессивная техническая политика, предусматривающая, в частности,  массовый выпуск грузовых дизельных  автомобилей грузоподъемностью  5 – 8 т, что позволит развить  грузоперевозки автопоездами большой  грузоподъемности, экономично решать  комплексные народнохозяйственные  транспортные задачи.

   Уже в феврале  1976 г., с главного конвейера Камского  автомобильного завода сошли  первые автомобили семейства  КамАЗ и началось их серийное  производство, а 26 декабря 1976 г.  Государственная комиссия приняла  в эксплуатацию первую очередь  Камского комплекса заводов. 16 февраля  1981 г. на КамАЗе была введена  встрой вторая линия сборочного  конвейера и начат выпуск базовой  модели семейства автомобилей  высокой проходимости. Этот автомобильный  гигант способен обеспечивать  резкое увеличение выпуска автомобилей  и автопоездов большой грузоподъемности. Он рассчитан на выпуск в  год 150 000 автомобилей и 250 000 дизелей.

   Автомобили КамАЗ  являются современными большегрузными  автомобилями с ограниченной  осевой нагрузкой. На автомобилях  КамАЗ устанавливается высокооборотный  дизель модели 740, отвечающий современным  технико-экономическим требованиям,  разработке Ярославского моторного  завода.

 

4

  В конструкции этих  автомобилей реализован ряд новых  решений по системам, механизмам  и агрегатам. Однако достигнутые  высокие эксплуатационные – технические  свойства автомобилей связаны  не только с применением новых  конструктивных решений, но и  с некоторым общим усложнением  конструкции автомобилей, что  предъявляет более высокие требования  к организации их эксплуатации. Этим обусловлена перестройка  системы технического обслуживания  автомобилей КамАЗ, развитие сети  фирменного обслуживания и централизованного  ремонта наиболее сложных агрегатов  автомобилей на заводах.

   Грузовые автомобили  производственных объединений КамАЗ  по мере развития их выпуска  играют все более важную роль  в народном хозяйстве нашей  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1 Устройство рулевого управления  автомобиля КамАЗа 53-20.

   Камаз-5320 — автомобиль-тягач с бортовой платформой грузоподъемностью 8000 кг, предназначенный для работы с прицепом полной массой 11500 кг; базовый прицеп мод. 8350 грузоподъемностью 8000 кг.

   Рулевое управление служит для изменения и сохранения выбранного направления движения автомобиля. Основным способом изменения направления движения является поворот в горизонтальной плоскости передних направляющих колес относительно задних колес. Рулевое управление должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, небольшие усилия на рулевом колесе, предотвращать передачу толчком от неровности дороги на рулевое колесо. Рулевой механизм увеличивает усилие водителя, прикладываемой к рулевому колесу, и повышает точность управления автомобилем. Благодаря этому сохраняется возможность управлением автомобилем при неработающем усилителе, например, при внезапной остановке двигателя, что повышает безопасность движения.

   Гидравлический усилитель облегчает управление автомобилем и повышает безопасность его движения. Гидравлический усилитель, используя энергию двигателя для поворота и удерживания колес, снижает утомляемость водителей, улучшает маневренные возможности автомобиля и обеспечивает управление им в сложных условиях, например, при внезапном повреждении шин. При движении по неровным дорогам и местности гидравлический усилитель снижает ударные нагрузки в рулевом управлении, уменьшая вероятность его повреждения, повышает комфортабельность и безопасность управления автомобилем.     

   Рулевой привод передает усилия водителя и гидравлического усилителя к управляемым колесам, обеспечивая поворот их на взаимно отличающиеся углы. Благодаря этому уменьшается скольжение, а следовательно, и износ шин и облегчает управление поворотом автомобиля.

 

6

  На автомобиле КамАЗ – 5320 применяется рулевое управление механического типа с гидравлическим усилителем. Рулевой механизм с угловым шестерёнчатым редуктором снабжен рулевой передачей с рабочими парами типа винт – гайка с циркулирующими шариками и рейка – зубчатый сектор. Передаточное отношение рулевого механизма равно 20:1.

  Гидравлический усилитель выполнен по схеме с постоянной циркуляцией жидкости, что способствует уменьшению нагрузки насоса. Максимальное давление жидкости в системе равно 7500 – 8000 кПа. Цилиндр гидравлического усилителя встроен в картер рулевого механизма. Клапан управления золотникового типа снабжен, центрующими пружинами и реактивными плунжерами, создающими на рулевом колесе ощущение силы сопротивления повороту колес. Насос гидравлического усилителя роторно – лопастного типа, двойного действия, с приводом от шестерни топливного насоса двигателя. Радиатор гидравлического усилителя, обеспечивающий охлаждение циркулирующей жидкости, установлен на радиаторе системы охлаждения.

   Рулевой привод – механический, с шарнирными соединениями деталей. Управляемые колеса установлены с наклоном – развалом в поперечной управляемых колес наклонены в поперечном направлении на 8 градусов, в продольной плоскости на 3 градуса для создания стабилизации управлении колес. Максимальные углы поворота колес, равны 45 градусов, обеспечивают минимальной радиус поворота автомобиля по кале внешнего колеса 8,5 м с шириной занимаемого коридора 4,5м. 
   На модернизированных автомобилях КамАЗ размещается усиленное рулевое управление.  
   Рулевое управление автомобиля (рис. 1) (в приложении 1)снабжено гидроусилителем (7), объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом, клапаном (5) управления гидроусилителем и угловым редуктором (6). Включает в

 

7

себя, помимо упомянутых узлов: 
—    колонку (2) рулевого управления с рулевым колесом (1); 
—    карданный вал (3) рулевого управления; 
—    насос (12) гидроусилителя рулевого управления в сборе с бачком (13) гидросистемы; 
—    радиатор( 4); 
—    трубопроводы высокого (11) и низкого (10) давления; 
—    тяги рулевого привода. 
   Гидроусилитель рулевого управления автомобиля КамАЗ уменьшает усилие, которое нужно приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, передающиеся от неровностей дороги, а также увеличивает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением передвижения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

Техническая Характеристика: 
   Рулевое устройство объединено с гидравлическим усилителем. Рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень- рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки (рис.2)(приложение 1)

   Колонка рулевого управления автомобиля КамАЗ (рис.3)(приложение 1) зафиксирована в верхней секции к кронштейну, установленному на внутренней панели кабины, в нижней — к фланцу на полу кабины. Колонка состыкована с рулевым устройством карданным валом. 
   Вал (1) колонки прокручивается в двух шарикоподшипниках (4). Осевой промежуток в подшипниках регулируется гайкой (8). Смазка в подшипниках заменяется только при разборке колонки. 
   Вал карданный (рис.3)(приложение 1) с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках (4), в которые при монтировании закладывается смазка 158. В использовании подшипники не требуются в пополнении смазки. 
Для предупреждения проникновения грязи и влаги в шарнирное соединение служат

8

резиновые кольца (5). 
   Скользящее шлицевое соединение карданного вала гарантирует способность изменения интервала меж шарнирами при опрокидывании кабины и служит для компенсации неточностей установки кабины с колонкой рулевого управления относительно рамы с рулевым механизмом, а также их взаимных перемещений. 
Перед сборкой во втулку закладывают 28... 32 г смазки 158, шлицы покрывают тонким слоем. 
   Для удержания смазки и предохранения скрепления от загрязнения служит резиновое уплотнение с упорным кольцом (9), поджимаемое обоймой( 7). 
Вилки карданного вала прикрепляются к валу колонки и валу ведущей шестерни углового редуктора клиньями, которые затянуты гайками со шплинтами.

     Редуктор угловой автомобиля КамАЗ (рис.4)(приложение 1) с двумя коническими шестернями со спиральным зубом перенаправляет проворачивание от карданного вала на винт рулевого устройства. Ведущая шестерня углового редуктора выполнена вместе с валом (1) и расположена в корпусе (4) на шариковых подшипниках (5). 
   Шарикоподшипники напрессованы на вал шестерни и удерживаются от осевого движения гайкой (16). Для предупреждения самопроизвольного отворачивания буртик гайки вдавлен в углубление на валу шестерни. 
    Ведомая шестерня (11) прокручивается в двух шариковых подшипниках (7), (10), посаженных на хвостовик шестерни с натягом. От продольных смещений ведомая шестерня удерживается упорным кольцом(9) и упорной крышкой (12). 
   Зацепление конических шестерен регулируют прокладками (6), установленными меж корпусами ведущей шестерни и углового редуктора. 
Для модернизированных автомобилей. 
В узле вал ведущей шестерни углового редуктора- вилка карданного вала взамен клинового применяется шлицевое соединение с креплением болтом и гайкой без шплинта.

9

  Крепление сошки рулевой к валу сошки применяется с участием конических шлицев, затягивающихся гайкой со стопорной шайбой. 
  Картер(14) рулевого механизма, в котором передвигается поршень-рейка, служит единовременно рабочим цилиндром гидроусилителя. 
Винт (17) рулевого устройства содержит шлифованную винтовую канавку. В гайке (18) прошлифована такая же канавка и просверлены (2) отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на внешней плоскости гайки. 
   (2) одинаковых желоба (19) полукруглого сечения, размещенные в упомянутые отверстия, и углубление представляют обводный канал, по которому шарики (20), выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, еще paз поступают в него. Как указано на  рис.5 Приложение1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

2 Основные неисправности  и причины их возникновения.

К неисправностям рулевого управления относятся:

  • износ передающей пары («шестерня-рейка»);
  • нарушение герметичности рулевого механизма;
  • износ или разрушение подшипника рулевого вала;
  • износ шарнира наконечника рулевой тяги.

Самой распространенной неисправностью рулевого управления является износ шарового шарнира наконечника рулевой тяги.

Отдельно необходимо остановиться на неисправностях усилителя рулевого управления. Различают следующие неисправности гидроусилителя руля:

  • износ подшипника вала насоса;
  • пробуксовка ремня привода насоса;
  • низкий уровень рабочей жидкости в бачке;
  • засорение элементов привода (фильтрующего элемента, клапана насоса и др.);
  • ослабление крепления или повреждение шлангов.

Основными причинами неисправностей рулевого управления являются:

  • низкое качество дорог;
  • нарушение правил эксплуатации (изменение периодичности обслуживания, применение некачественной рабочей жидкости и комплектующих);
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы;
  • предельный срок службы системы.

Информация о работе Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20