Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Автомобили КамАЗ являются современными большегрузными автомобилями с ограниченной осевой нагрузкой. На автомобилях КамАЗ устанавливается высокооборотный дизель модели 740, отвечающий современным технико-экономическим требованиям, разработке Ярославского моторного завода.

Оглавление

Введение 3

1 Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20 5

2 Основные неисправности и причины их возникновения 10

3 Техническое обслуживание 13

4 Ремонт основных деталей 15

5 Охрана труда 17

Приложение чертежей 20

Используемая литература 23

Файлы: 1 файл

оригинал.docx

— 180.04 Кб (Скачать)

Причиной неисправностей рулевого управления могут также  стать различные отклонения от рабочих характеристик колес(давление в шинах, балансировка, степень износа шин, износ ступичного подшипника).

О наступающей неисправности  рулевого управления свидетельствуют, как правило, различные внешние признаки, основными из которых являются:

11

  • стуки в рулевом управлении;
  • биение на рулевом колесе;
  • увеличенный люфт рулевого колеса;
  • тугое вращение рулевого колеса;
  • шум в усилителе рулевого управления;
  • подтекание рабочей жидкости.

К сведению, люфтом называется холостое движение рулевого колеса, т.е. движение, при котором поворот не производится.

Таблица №1

Признаки

Неисправности

стуки в рулевом управлении

  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • ослабление крепления шаровой опоры

биение на рулевом колесе

  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • износ или разрушение подшипника рулевого вала;
  • отклонения от рабочих характеристик колеса

увеличенный люфт рулевого колеса

  • износ шарнира наконечника рулевой тяги;
  • износ передающей пары;
  • износ подшипника рулевого вала

тугое вращение рулевого колеса

  • нарушение угла установки колес;
  • пробуксовка ремня привода;
  • низкий уровень рабочей жидкости;
  • засорение элементов привода

шум в усилителе рулевого управления

  • износ подшипника вала насоса;
  • пробуксовка ремня привода;
  • низкий уровень рабочей жидкости

подтекание рабочей жидкости

  • нарушение герметичности рулевого механизма (износ пыльника рулевой тяги);
  • ослабление крепления или повреждение шлангов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

3 Техническое  обслуживание.

   Прежде чем приступить к обслуживанию, необходимо: выключить двигатель, затормозить автомобиль, включить первую или заднюю передачу коробки передач.

Во избежание выхода из строя электропроводов и ламп задних фонарей при выполнении сварочных работ по кузову массовый провод присоединять только к кузову, но не к раме.

Техническое обслуживание предназначено  для поддержания автомобиля (автопоезда) в исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.

Техническое обслуживание автомобиля КамАЗ подразделяется на следующие этапы:

техническое обслуживание в начальный  период эксплуатации;

техническое обслуживание в основной период эксплуатации.

Соблюдение периодичности и  качественное выполнение технического обслуживания в полном объеме —  главное условие обеспечения  высокой технической готовности, безотказности и продолжительности  срока службы автомобиля.

Виды технического обслуживания:

 

В начальный период эксплуатации автомобиля КамАЗ выполняются следующие виды обслуживания:

ежедневное обслуживание (ЕО);

техническое обслуживание (ТО-1000);

техническое обслуживание (ТО-4000).

Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:

ежедневное обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

14

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СТО).

В техническое обслуживание автомобиля КамАЗ в основной период эксплуатации может входить как один из видов  ТО, так и несколько одновременно.

Основным назначением ежедневного  обслуживания является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание  надлежащего внешнего вида автомобиля.

Основным назначением установленных  технических обслуживании нового автомобиля ТО-1000 и ТО-4000 является предупреждение появления неисправностей выполнением профилактических крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ. Учитывая, что в этот период происходит интенсивная приработка и взаимоустановка элементов конструкции, необходимо выполнять эти работы с особой тщательностью.

Основным назначением первого, второго и сезонного технических  обслуживании является выявление и  предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

4 Ремонт основных деталей.

Приступая к ремонту рулевого механизма, насоса гидроусилителя руля и других сборочных единиц рулевого управления автомобиля КамАЗ, надо имейть в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа, в этих сборочных единицах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверять и регулировать рулевой механизм на автомобиле надо при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно проверять балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазки в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, проверьте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедитесь в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

Если изношены детали винтовой пары рулевого механизма, значит следует  заменить комплект шарико-винтовой  пары.

Ослабла затяжка упорных  подшипников винта рулевого механизма, надо отрегулировать затяжку подшипников.

Понижен уровень масла  в бачке насоса гидроусилителя, то следует восстановить уровень масла.

Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя, надо удалить воздух.

Если засорен фильтр, то следует заменить фильтр.

 

 

16

Чрезмерно увеличен зазор  в зубчатом зацеплении рулевого механизма  или не затянуты крепежные детали, надо отрегулировать зазоры, проверить и затянуть крепежные детали (в первую очередь сошки и вилок карданного вала колонки).

Засорен фильтр насоса гидроусилителя; чрезмерное количество масла в бачке  или наличие воздуха в системе, то следует заменить фильтр, затянуть соединения трубопроводов, прокачать систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

5 Охрана труда.

Общие требования безопасности.

1.1. Автомобиль - транспортное  средство, источник повышенной опасности.  Для обеспечения безопасности  труда водитель должен твердо  знать характеристику основных  опасностей, связанных с автомобилем,  которые при определенных условиях  приводят к несчастным случаям  и ДТП.

·  Требования безопасности перед началом работ.

2.1. Проверить исправность  инструмента, инструмента , средств индивидуальной защиты, средств пожаротушения.

2.2. Проверить состояние  освещения.

2.3. Обо всех недостатках  и неисправностях, обнаруженных  при осмотре на рабочем месте,  доложить старшему смены.

2.4. Расположить инструмент  на рабочем месте, не допуская  наличия лишних предметов.

·  Требования безопасности во время работы.

3.1. Запрещается движение  автомобиля в производственной  зоне под управлением лиц, не  имеющих на это право или  малоопытных водителей.

3.2. Движение автомобиля  на территории УЭС должно производиться  со скоростью не более 5 км/час.

3.3. Движение автомобиля  на территории задним ходом  осуществляйте только с использованием  помощника "регулировщика".

3.4. Запрещается движение  автомобиля в зоне УЭС без  тормозов.

3.5. Соблюдать особую осторожность:

— при движении в стесненных габаритах;

— при въезде и выезде из гаража;

— при движении в зоне, где работают люди, обратить на себя внимание звуком двигателя, светом фар  и сигналом.

18

3.6. При ремонте следует  помнить, что нельзя пренебрегать  правилами техники безопасности  при монтаже и накачке шин.

3.7. При накачивании шины  ведите контроль за давлением  воздуха в шинах.

3.8. Во всех случаях  монтажа шин колеса следите  за посадкой стопорного кольца.

3.9. Не устраняйте дефекты  диска и не поправляйте положение  стопорного кольца при накаченной  шине - ЭТО ОПАСНО !

3.10. Следует помнить, что  угарный газ не имеет запаха  и поэтому не воспринимается  водителем.

3.11. Не находись длительное  время в закрытой кабине стоящего  автомобиля с работающим двигателем.

3.12. Не закрывай капот  работающего двигателя различными  нестандартными чехлами.

·  Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. Водитель, обнаруживший  нарушение требование настоящей  инструкции и правил по охране  труда или заметивший неисправность,  представляющую опасность для  людей обязан сообщить об этом  непосредственному руководителю.

В тех случаях, когда неисправность  представляет угрожающую опасность  для людей или автомобиля, водитель обязан принять меры по прекращению  действия работающих приборов и оборудования, а затем известить руководителя.

4.2. Если во время работы  произошел несчастный случай  необходимо немедленно оказать  первую медицинскую помощь, доложить  о случившемся начальнику и  принять меры для сохранения  обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с  опасностью для жизни и здоровья  людей.

 

19

4.3. При поражении электрическим  током необходимо как можно  скорее освободить пострадавшего  от тока, соблюдая технику безопасности.

4.4. При пожаре в техническом  помещении следует немедленно  приступить к его тушению имеющимися  средствами и вызвать пожарную  часть.

·  Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Привести в порядок  рабочее место, инструмент.

5.2. Сообщить сменщику (старшему  смены) обо всех неисправностях, замеченных во время работы.

5.3. Спецодежду убрать  в специально отведенное место.

5.4. На территории запрещается  загромождать ворота, проезды, доступ  к емкостям с водой, к пожарным  щитам, беспорядочно хранить агрегаты, узлы и материалы у зданий  и оград.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

Рисунок. 1. Управление рулевое  автомобиля Камаз: 1 - колесо рулевое; 2 - колонка; 3 - вал карданный; 4 - радиатор; 5 - клапан управления гидроусилителем; 6 - редуктор угловой; 7 - гидроусилитель с рулевым устройством; 8 - тяга продольная; 9 - сошка; 10 - шланг низкого давления; 11 - шланг высокого давления; 12 - насос  гидроусилителя руля; 13 - сосуд гидросистемы

 

 

 

 

 

 

 

21

Рис.2. Насос гидроусилителя рулевого управления: 1 -шестерня привода; 2 - гайка крепления шестерни; 3 -шплинт; 4, 15 - шайбы; 5 - вал насоса; 6 - шпонка сегментная; 7, 10 - кольца упорные; 8 - подшипник шариковый; 9 - кольцо маслосъемное; 11 - манжета: 12 - подшипник игольчатый; 13 - крышка заливной горловины; 14 - фильтр заливной; 16 - болт; 17, 36, 39 -кольца уплотнительные; 18 - труба  фильтра; 19 - клапан предохранительный; 20 - крышка бачка с пружиной; 21, 27, 28 - прокладки уплотнительные; 22 - бачок  насоса; 23 - фильтр; 24 - коллектор; 25 - трубка бачка; 26 -штуцер; 29 - крышка насоса; 30 - пружина  перепускного клапана; 31 - седло предохранительного клапана; 32 -прокладки регулировочные; 33 - клапан комбинированный; 34 - диск распределительный; 35 -пластина насоса; 37- статор; 38 - ротор; 40 - корпус насоса; А и В - отверстия  дросселирующие

 

 

 

 Рис3. Схема работы гидроусилителя рулевого управления: 1 - колесо рулевое; 2 - пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 - фильтр; 4 - насос гидроусилителя руля; 5 - клапан перепускной; 6 - вал сошки с зубчатым сектором; 7 - полость задняя гидроусилителя; 8 - поршень-рейка; 9 - сошка; 10 - тяга продольная; 11 -тяга поперечная; 12 - колесо переднее автомобиля; 13 - пробка магнитная; 14 - гайка шариковая; 15 - винт; 16 - картер рулевого механизма; 17 - клапан обратный; 18 - клапан предохранительный рулевого механизма; 19 - клапан управления гидроусилителем; 20 - золотник; 21 - подшипник упорный; 22 - плунжер реактивный; 23 - пружина центрирующая; 24 - редуктор угловой; 25 - полость передняя гидроусилителя; 26 - линия нагнетания; 27 - вал карданный; 28 - радиатор; 29 - колонка рулевая; 30 - фильтр заливочный; 31 - бачок насоса (гидроусилителя); 32 -линия слива; 33 - пружина перепускного клапана; 34 - клапан предохранительный насоса; 35 - клапан перепускной; А и В - дросселирующие отверстия; I - движение прямо или нейтраль; II - поворот направо; III - поворот налево

Информация о работе Устройство рулевого управления КамАЗа 53-20