Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 12:03, реферат
Рулевое управление служит для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению. При повороте автомобиля каждое колесо движется по окружности разного радиуса (рис. 1). Чтобы колеса при этом катились без скольжения, необходимо, чтобы продолжения осей всех колес пересекались в одной точке — в центре поворота автомобиля. Внешнее переднее колесо при повороте описывает дугу большего радиуса, а внутреннее — меньшего, следовательно, внутреннее колесо необходимо поворачивать на больший угол, а внешнее — на меньший. При одинаковых углах поворота колес внутреннее колесо катилось бы с большим скольжением (штриховое изображение на рис. 1).
Разборка шаровых шарниров рулевых тяг состоит в выпрессовке их пальцев из конических отверстий сопряженных деталей при помощи специальных съемников, выполненных по типу съемников шаровьгх шарниров передней, либо съемников других конструкций. Выпрессовка шарового пальца (рис. 5) шарнира производится специальным приспособлением – съемником А. 47035. При установке съемника необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить резиновый защитный чехол шарнира. Выпрессовка пальцев шарниров рулевых тяг путем выбивания их ударами молотка по торцу пальца даже через подкладку из мягкого металла не рекомендуется во избежание повреждения деталей шарнира. Кроме того, возможность нанесения ударов при разборке шарниров рулевых тяг на автомобиле весьма ограничена затрудненностью доступа к шаровым шарнирам.
Ремонт
неразборных шаровых шарниров рулевых
тяг автомобилей
ВАЗ-2109 заключается только в замене поврежденных
защитных чехлов, а также в замене тяг
с изношенными шарнирами. При замене защитных
чехлов в них закладывается свежая смазка
ШРБ-4.
Рис. 5. Выпрессовка пальца шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки подвески:
1 – поворотный рычаг;
2 – шаровой шарнир тяги;
3 – съемник
А. 47035
После
замены или ремонта рулевых тяг необходимо
проверить и отрегулировать угол схождения
передних колес.
3.3.2
Ремонт редуктора рулевого механизма.
Ремонт
редуктора рулевого механизма состоит
в снятии его с автомобиля, разборке, проверке
состояния и замене изношенных и поврежденных
деталей, сборке и регулировке редуктора
и установке его на автомобиль.
Снятие
редуктора рулевого механизма производится
после отъединения от него вала руля, рулевых
тяг и отворачивания креплений редуктора
к кузову автомобиля.
Разборка-сборка редуктора рулевого механизма производится с закреплением его в тисках.
Разборка-сборка редуктора рулевого механизма автомобиля ВАЗ- 2109 производится в следующем порядке:
снять хомуты и удалить защитные резиновые чехлы 10 и 22 (см. рис. 2);
повернуть вал-шестерню по часовой стрелке до упора для выдвижения зубчатой рейки из отверстия картера с левой стороны, закрываемого чехлом 22;
снять пыльник 28, отвернуть гайку 27 подшипника и вынуть вал- шестерню 24 вместе с шариковым подшипником 25 из картера;
вывернуть пробку 30 и вынуть упор 29 рейки вместе с пружиной и уплотнительным кольцом;
вынугь рейку 15 из редуктора через отверстие с левой стороны; при необходимости замены шарикового подшипника 25 его снимают с вала-шестерни после удаления стопорного кольца 26;
при необходимости замены роликового подшипника 23 вынуть его из картера при помощи специального съемника.
Сборка
редуктора производится в обратном порядке.
При установке пыльника 28 необходимо совместить
метки А и Б на картере и пыльнике. Для
последующей правильной регулировки длины
рулевых тяг необходимо также обеспечить
при сборке редуктора среднее положение
рейки в картере, при котором расстояние
от оси вала-шестерни до торца зубчатого
конца рейки составляет 87±0,25 мм. Затяжку
гайки 27 необходимо производить с требуемым
моментом 45... 55 Н-м. При затяжке пробки
30 должно быть обеспечено отсутствие заеданий
во всем диапазоне перемещения рейки при
обеспечении момента прокручивания вала-рейки
в пределах 0,6... 1,7 Н • м при частоте ее
вращения 30 мин-1.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в основном в проверке его состояния, подтяжке креплений, регулировке зазора в рабочей паре редуктора рулевого механизма и затяжке подшипников. Основным показателем состояния рулевого управления является свободный ход (люфт) рулевого колеса. Большой свободный ход значительно затрудняет управление автомобилем, так как при этом увеличивается время, необходимое для поворота управляемых колес, что особенно опасно при большой скорости движения.
Ежедневно перед выездом необходимо проверять наличие шумов и стуков при вращении рулевого колеса в одну и другую сторону, а также хотя бы приблизительно оценивать свободный ход рулевого колеса по величине расстояния на его ободе.
После первых 2000...3000 км, а затем через каждые 10000...15000 км пробега проверяют состояние рулевого управления в целом. Это делают вдвоем на эстакаде или осмотровой канаве. Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, надо проверить: крепление картера редуктора рулевого механизма и рулевого колеса; отсутствие зазоров в резинометаллических и шаровых шарнирах рулевых тяг; затяжку креплений рулевых тяг и рейке; отсутствие заеданий, шумов и стуков; состояние защитных чехлов рулевого механизма и шаровых шарниров рулевых тяг.
Ослабленные
соединения надо подтянуть, определить
и устранить причины шумов и стуков. Особое
внимание следует обратить на состояние
защитных чехлов картера рулевого механизма
и шаровых шарниров, так как при их повреждении
резко увеличивается износ и снижается
работоспособность рулевого механизма
и шарниров. Если защитный чехол шарового
шарнира имеет трещины или при нажатии
на него наружу выходит смазка, он подлежит
замене. При необходимости производят
регулировку зацепления рабочей пары
редуктора и регулировку его подшипников.
5.
Техника безопасности
при ремонте и техническом
обслуживании кривошипно-шатунного
механизма.
Ремонтные предприятия выполняют многообразные работы, при производстве которых должны строго соблюдаться требования безопасности труда. Рабочее место должно отвечать безопасным условиям проведения работ, оборудование, инструмент и приборы характеру выполняемой работы и исключать травматизм.
Рабочий проходит инструктаж вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий. Вводный инструктаж проводят при поступлении на работу с целью ознакомления рабочего с характером производства, его особенностями, общими законами об охране труда, производственной санитарии,
Правилами пожарной безопасности, с организацией охраны труда на предприятии, а также с повышенными опасностями, которые могут встретиться при работе на данном предприятии.
Инструктаж первичный на
Повторный инструктаж проходят
рабочие не реже чем через
шесть месяцев с целью
(аккумуляторщики,
гальваники, сварщики и др.), проходят
инструктаж по безопасности
Внеплановый инструктаж
Текущий инструктаж проводят с рабочими
перед выполнением специальных работ,
на которые выдается наряд-допуск. Рабочие,
эксплуатирующие оборудование (механизмы)
повышенной опасности перед первичным
инструктажем на рабочем месте обучаются
на специальных курсах, сдают экзамен
и получают удостоверение на право работы.
У карбюраторных двигателей в отработавших газах содержится окись углерода (угарный газ), а у дизелей — акролеин. Поэтому движение автомобилей и работа двигателей в помещениях гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определенной концентрации вызвать отравление.
При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом или подложить. упоры под колеса. Обслуживать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается. Весьма опасна работа под автомобилем при вывешенных колесах. Поэтому поднятую часть или сторону автомобиля необходимо установить на специальные металлические подставки — козелки, не допуская подкладывания случайных предметов — кирпичей, досок, чурбаков, деталей автомобиля.
Нельзя производить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом. В случае необходимости, работая под автомобилем лежа, следует пользоваться подкатными тележками с подголовником.
Транспортировка снятых с автомобиля агрегатов должна осуществляться на специальных тележках.
При работе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12 В.
Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только исправным инструментом определенного назначения.
Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага для удлинения плеча недопустимо.
Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание при этом агрегатов веревкой не допускается.
Для выполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселей не должны иметь заусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125 мм.
В помещениях
для стоянки, ремонта и технического обслуживания
автомобилей должны быть установлены
огнетушители согласно установленных
норм. В помещении должны оборудоваться
пожарными щитами на котором находится
ведро, багор, топор. Кроме того, должны
быть предусмотрены ящики с сухим песком,
у каждого ящика должна находиться лопата.
При возникновении пожара необходимо
сообщить об этом по телефону 01 и приступить
к тушению пожара.
Технический осмотр и обслуживание рулевого управления напрямую влияет
не только на технические характеристики автомобиля, но и на безопасность участников дорожного движения. Поэтому нужно уделять особое внимание качественному уровню ремонта рулевого привода и механизма, а так же квалификации контролеров при диагностировании.
На автотранспортных
Информация о работе Общее устройство и работа рулевого управления