Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:40, реферат
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Введение...................................................................................................................... 3
Задачи регулирования транспортной деятельности............................................... 5
Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7
Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг............. 9
Формирование системы государственного регулирования
транспортной деятельности в Российской Федерации........................................ 11
Формирование информационной базы данных для регулирования
транспортной деятельности..................................................................................... 18
Порядок формирования и структура информационной базы
процесса регулирования рынка транспортных услуг........................................... 19
Список литературы................................................................................................... 21
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
Задачи регулирования
транспортной деятельности..................
Методы регулирования
автотранспортной деятельности..................
Лицензирование как
метод регулирования рынка
Формирование системы
государственного регулирования
транспортной деятельности
в Российской Федерации.....................
Формирование информационной
базы данных для регулирования
транспортной деятельности.....
Порядок формирования
и структура информационной базы
процесса регулирования
рынка транспортных услуг.........................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт является
одной из ключевых отраслей любого
государства. Объем транспортных услуг
во многом зависит от состояния экономики
страны. Однако сам транспорт часто
стимулирует повышение уровня активности
экономики. Он освобождает возможности,
таящиеся в слаборазвитых регионах
страны или мира, позволяет расширить
масштабы производства, связать производство
и потребителей.
Особое место транспорта
в сфере производства заключается
в том, что, с одной стороны, транспортная
промышленность составляет самостоятельную
отрасль производства, а потому особую
отрасль вложения производственного
капитала. Но с другой стороны, она
отличается тем, что является продолжением
процесса производства в пределах процесса
обращения и для процесса обращения.
Особое место среди
различных видов транспорта занимает
автомобильный. Он более мобилен
по своей природе и менее зависит
от внешних факторов.
В большинстве стран,
в том числе и в России, автомобильный
транспорт занимает ведущее место
по объемам перевозок грузов и
пассажиров.
Развитие рыночных
отношений в России привело к
разрушению существовавшей прежде отраслевой
системы управления автомобильным
транспортом. Несмотря на то, что этот
процесс был сам по себе необходимым
и естественным, первоначальный эффект
был явно отрицательным - резко возросло
количество дорожно-транспортных происшествий
и их тяжесть, снизились объемы перевозок
и выпуск парка подвижного состава
и т.д. В значительной степени
это было обусловлено тем, что
взамен существовавшей системы отраслевого
управления автомобильным транспортом
не была создана эквивалентная система
государственного управления и регулирования
транспортной деятельности, адаптированная
к условиям рыночного хозяйствования.
Предприятия и организации
В процессе приватизации
и демонополизации
Вместе с тем, опыт
развитых зарубежных стран показывает,
что рыночные отношения в экономике
ни в коей мере не исключают, а наоборот
предполагают создание развитой и эффективной
системы многостороннего
Одним из первых мероприятий
Министерства транспорта Российской Федерации
по формированию системы регулирования
транспортной деятельности в условиях
перехода к рынку стало создание
Российской транспортной инспекции (РТИ).
На органы РТИ были возложены обязанности
проводить лицензирование транспортной
деятельности и сервисных услуг,
контроль выполнения законодательных
актов и требований, налагаемых выданными
лицензиями, а также осуществлять
целый ряд иных функций, связанных
с обеспечением нормального функционирования
рынка транспортных услуг.
Формирование органов
РТИ и их функционирование дали свой
положительный эффект, который заключался,
в частности, в снижении количества
дорожно-транспортных происшествий.
Регулирование рынка
транспортных услуг предполагает сочетание
экономических и
ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе управления
бизнесом за рубежом лежит доктрина
"невмешательства", своими корнями
уходящая в ранний капитализм 18 века.
Она предусматривает, что правительство
не должно вмешиваться в деятельность
частных лиц, занимающихся предпринимательством,
а должно предоставлять им свободу
действий. Вместе с тем практика
показала, что в действительности
эта доктрина в меньшей степени
применима к транспорту, чем к
другим видам деятельности. Существует
много причин, по которым общество
должно осуществлять контроль над транспортом.
Некоторые из них показаны на рис.
1.
Рис. 1. Задачи регулирования
транспортной деятельности
1. Основные операции
транспорта необходимо
2. Во многих случаях
транспорт является
3. Чаще всего транспорт
сильно подвержен конкурентной
борьбе. Это ведет к снижению
заработной платы работающих
в отрасли.
4. Социальные затраты
транспорта очень велики, в связи
с этим их необходимо
5. Транспорт часто
требует международного
6. Транспорт вместе
с системой материально-
7. Транспорт, в
связи с высоким коэффициентом
перевозимости производимых
8. Транспорт является
центральным звеном при
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Классификацию и
характер методов регулирования
транспортной деятельности можно представить
схематично в виде рис.2.
Рис. 2. Методы регулирования
транспортной деятельности
Как видно из рисунка,
методы регулирования транспортной
деятельности укрупненно можно подразделить
на: нормативно-правовые; экономические;
комплексные.
Нормативно-правовые
методы по области своего воздействия,
своей направленности могут быть
подразделены на определяющие безопасность
и регулирующие рынок транспортных
услуг.
В числе нормативно-правовых
актов, регулирующих безопасность автомобильного
транспорта, можно отметить правила
дорожного движения, устав автомобильного
транспорта, правила перевозок опасных
грузов, стандарты по экологической
безопасности и т.д.
К методам регулирования
рынка транспортных услуг следует
отнести: лицензирование; квоты и
разрешения (например, для международных
перевозок); ограничения (числа компаний,
размеров парка и др.).
Среди экономических
методов можно выделить комплексные
и частные. Комплексные методы предполагают
изменение системы
Синтетические методы
регулирования автотранспортной деятельности
представляют собой синтез нормативно-правовых
и экономических мер, которые
сложно разделить и обособить. Так,
например, в Финляндии при лицензировании
перевозок туристов автобусами, перед
автотранспортными фирмами
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК
МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
Основополагающая
цель лицензирования объединяет две, по
своей сути разные задачи:
1. Регулирование
рынка транспортных услуг.
2. Обеспечение безопасности
транспортной деятельности. Так,
в положении 1984 г. о грузовом
транспорте (Великобритании) "Условия
выдачи и оплаты лицензий на
эксплуатацию" отмечается, что лицензирование
эксплуатирующих организаций и
лиц является средством
Двойственность задач
лицензирования и их характер предопределяют
неоднородный характер объектов (субъектов)
лицензирования.
Лицензированию подлежит
определенный вид деятельности. Автотранспортная
деятельность многопланова. Она включает
в себя: автомобильные перевозки;
техническое обслуживание и ремонт
автомобилей (обеспечение хранения
и заправка автомобилей топливом,
смазочными материалами и т.д.).
Обеспечение безопасности
автотранспортной деятельности предъявляет
определенные требования к лицам, занимающимся
такой деятельностью, а также
к используемым техническим средствам.
Таким образом, объект (субъект) подлежащий
лицензированию, имеет несколько
эклектичный характер.
В настоящее время
в различных странах не существует
единого подхода при
Информация о работе Государственное регулирование и контроль транспортной деятельности