Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления в современных условиях, и предложить методику разработки стратегического развития для организации.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
- произвести анализ внешней и внутренней среды;
- произвести СВОТ – анализ организации ПК «Титан»;
- составить стратегию развития ПК «Титан».
Введение………...………………………..…………………...………...…3
Внутренняя среда организации…………………………...…..………….6
Внутренние переменные…………………….……………..……..…6
Взаимосвязь внутренних переменных…………….…..….……….16
Внешняя среда организации……………………………………….…..17
Характеристика внешней среды……………….…........……........17
Среда прямого воздействия….………………………………...….20
Среда косвенного воздействия……………………………….…...26
3. Стратегический анализ деятельности ПК «Титан»……………….…..31
3.1 Краткая экономическая характеристика ПК «Титан»………….….31
3.2 Анализ внешней среды ………..….………….…………………....34
3.3 Анализ внутренней среды ….…………….………………........….38
Заключение……………..…………………….….…………………..…..45
Список использованной литературы………….…….…...….………….46
Рис. 4 Среда косвенного воздействия
Технология
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.
Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится.[13,c.23] Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия. Дэниел Белл, знаменитый социолог, считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации.[10, c.104] Сегодняшние новшества типа точечных микроэлементов и памяти на цилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на небольшом диске такого объема информации, под который прежде требовались здания с многочисленными картотечными блоками базы данных. Полупроводники и микропроцессоры сделали легко доступными небольшие компьютеры. Они изменили также характер многих изделий (например, электронные часы заменили механические) и обусловили внедрение машин и приборов новых типов в новые области (например, устройства, предназначенные для диагностирования и лечения в медицине).
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.
Состояние экономики
Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее полз займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение на увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.
Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.
Социокультурные факторы
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.
Политические факторы
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки с в других странах, имеет фактор политической стабильности.
Отношения с местным населением
Почти
для всех организаций преобладающее
отношение к ней местной общины,
в которой та или иная организация функционирует,
имеет первостепенное значение как фактор
среды косвенного воздействия. Почти в
каждой общине существуют конкретные
законы и установки по отношению к бизнесу,
определяющие, где можно развернуть деятельность
того или иного предприятия. Некоторые
города, к примеру, не жалеют усилий для
создания стимулов, привлекающих промышленные
предприятия в черту города. Другие, напротив,
годами бьются в с чтобы не допустить в
город промышленное предприятие. В некоторых
o6щинах политический климат благоприятствует
бизнесу, составляющему основу притока
средств местного бюджета от налогообложения.
В других местах владельцы собственности
предпочитают взять на себя большую долю
расходов муниципальных органов либо
с целью привлечения новых предприятий
в данную общину, либо для оказания помощи
предприятиям в предотвращении загрязнения
среды и в решении других проблем, которые
может порождать бизнес вместе с создаваемыми
им новыми рабочими местами.
3. Стратегический анализ деятельности
ПК «Титан»
3.1.Краткая экономическая характеристика
ПК «Титан»
Свой путь в большой бизнес компания начинала в 1995г. Это был период, когда даже крупные предприятия «плавали» в неизвестности рыночных отношений. Сотрудники уходили в вынужденные отпуска, зарплаты и пенсии задерживались по несколько месяцев. Без сбоев работала, пожалуй, только бюрократическая машина, с ее бесконечными коридорами инстанций и томами бумажных согласований. Открывая собственное дело в это время, предприниматели вели борьбу за выживание сразу на нескольких фронтах.
Оптовый центр «Титан» - одна из крупнейших продовольственных компаний Восточно-Сибирского региона России. Республика Бурятия и город Улан-Удэ занимают выгодное географическое положение, находясь на исконных торговых путях. ПК «Титан» обеспечивает продовольствием город Улан-Удэ и районы Республики Бурятия, Читинскую область, Монголию. Все это возможно благодаря отличным отношениям компании с товаропроизводителями России, а также работе представителей в городах Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Улан-Батор. То есть, создана структура, причем находящаяся в состоянии роста и развития, по обеспечению продовольствием целого региона России.
ПК «ТИТАН» занимается оптовой и розничной торговлей. Компания известна, прежде всего, как оптовый поставщик продуктов в регион, а один из ведущих факторов компании – специализация услуг. К примеру, центральная база обслуживает крупных клиентов по всему ассортименту, база на ул. Трактовой занята перераспределением товара по всем точкам и работой с крупными клиентами в узком ассортименте.
Сеть филиалов работает с клиентами и по всему ассортименту, и с мелким оптом, и с розницей. Два района филиала – в Кяхте, Гусиноозерске – снабжает оптовиков в районах, снижая их издержки на транспортные расходы. Неоспоримое преимущество работы с ПК «ТИТАН» – собственная служба доставки. Более чем в 300 магазинов постоянных клиентов доставка осуществляется бесплатно. Огромный выбор – несомненный залог процветания.
В
настоящее время оптовый ассортимент
торговли составляет 2500 наименований
во всех ассортиментных группах. Оптимальная
цена – немаловажный фактор – обеспечивается
тщательным отбором поставщиков, минимальной
торговой наценкой, снижением внутренних
затрат. ПК «Титан» реализует планы выхода
на международный уровень, работая уже
на протяжении 6 лет по международным контрактам,
поставляя продукты из России в Монголию.
Рост торговой деятельности предполагает
развитие материально-технической
базы. Это реконструкция имеющихся производственных
мощностей и инженерных коммуникации
и расширение автопарка, и новое строительство.
Максимальная автоматизация - перспективное
направление работы компании. Сегодня
в каждой торговой точке есть локальная
сеть, в режиме реального времени идет
контакт между 2 ведущими базами. Конечная
цель – объединение в глобальную сеть.
Основным
приоритетом развития компания называет
розничную сеть. Сегодня ПК «ТИТАН» - это
современная розничная сеть. На начало
2008 г. Сеть магазинов «Продукты от ТИТАНА»
насчитывает 22 супермаркета во всех районах
города, четырех районах республики и
гипермаркет «МегаТитан».
Управление организацией осуществляет генеральный директор –
Бредний В.В., которому подчиняются коммерческий директор, главный менеджер, управляющий базой, начальник службы безопасности. Далее, уже они непосредственно осуществляют управление различными структурами и службами организации.
В
структуру компании входят – два
оптовых центра, три филиала оптовой
торговли в г. Улан-Удэ, оптовая база в
г. Кяхта на границе с Монголией, филиал
в г. Улан-Батор, отдел доставки, розничные
магазины. Компания активно участвует
в экологических программах, является
организатором и соучредителем Республиканского
фонда сохранения Байкала, шефствует на
одной из бухт Чивыркуйского залива, помогает
работникам Баргузинского заповедника
в Давше на севере Байкала. Особое внимание
ПК «Титан» уделяет Санаторному детскому
дому на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ),
детскому реабилитационному центру (г.
Улан-Удэ), детскому дому (г. Кяхта). Компания
– постоянный спонсор спортивных и общественных
мероприятий, проводящихся в республике.
3.2. Анализ
внешней среды
Внешняя среда представляет собой очень сложное явление. В неё входят покупатели; конкуренты; посредники; финансовые учреждения; рекламные агентства. К условиям внешней среды относятся действующие и готовящиеся законы, общая экономическая ситуация, политический климат, научно-технические достижения, культурные и иные традиции.
Рассмотрим основные внешние факторы, применительно к ПК «Титан»: